Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма. Без знания грамматической структуры языка невозможно решать коммуникативные задачи на иностранном языке. именно с момента осознания грамматической формы фразы и её лексического значения простой набор звуков, который человек слышит, читает, произносит и говорит, приобретает смысл. Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что человек хочет сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения.
В рамках учебного процесса, когда за наименьшее количество времени необходимо дать наибольшее количество материала, который будет усвоен с максимальным качеством, возникает необходимость в наиболее эффективных способах подачи и отработки грамматического материала, формирующих в сознании учащихся представления о логической структуре изучаемого материала. Особое значение в этом плане имеет структурирование учебного материала, схематизация выявленных в нем структурных отношений, ориентированных на формирование правильных и четко дифференцированных обобщений. При таком подходе получаемые школьниками знания более цельны, требуется меньше времени для усвоения необходимого материала, учитель овладевает новыми приёмами преподавания, по-своему видит структуру содержания учебного материала.
В рамках данного подхода мной было разработано более сорока схем и таблиц по основным грамматическим темам, изучаемым в средней школе. Применение их на уроках и полученные после этого результаты, доказали практическую значимость их использования. Был разработан факультативный курс “Занимательная грамматика”, основной целью которого является развитие навыков языковой компетенции через формирование навыков грамматического оформления высказывания. Для повышения мотивации учащихся предлагается введение грамматического материала через презентацию аутентичных стихотворений или рифмованных грамматических стишков, составленных собственноручно по теме и представление систематизированного материала в виде таблиц или схем, что позволяет аудиально и визуально представить чёткую и полную структуру изучаемого грамматического явления.
Представленный урок является плановым и рассчитан на два учебных часа.
Количество учащихся в группе: 12
Учебно-методический комплекс: Enterprise 2;
Грамматическая тема: Present Simple and Present Continuous.
ЦЕЛЬ УРОКА: Развитие навыков диалогической речи по теме ‘My daily routines” на базе обобщения и сравнения грамматического материала
Учебный аспект цели:
- Формирование грамматических речевых навыков продуктивной речи по теме и их активизация в неподготовленной диалогической речи в ситуациях общения.
- Развитие умения правильного употребления структур Present Simple and Present Continuous в устной речи.
- Развитие умения говорить самостоятельно, выбирая правильно стратегию высказывания.
Развивающий аспект цели:
- Формирование навыков и умений планирования высказываний и речевого взаимодействия с партнером.
- Развитие готовности вступать в иноязычное общение в заданной ситуации.
- Развитие способности подстановки и трансформации.
- развитие способности к самостоятельному труду.
Воспитательный аспект цели:
- Научить культуре общения через совместную речевую деятельность на английском языке.
- Формирование положительного личностно-мотивированного отношения к изучению английского языка.
- Формирование потребности и способности к сотрудничеству при работе в парах и группах.
Познавательный аспект цели:
- Расширение кругозора учащихся через знакомство их с аутентичным поэтическим образцом.
- Развитие познавательного интереса к различному образу жизни.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ:
Традиционные (не технические): тексты диалогов, стихотворения, дидактический раздаточный материал (карточки), систематизирующая сравнительная таблица по грамматической теме, учебник “Grammar. Enterprise 2”, картинки, плакат с картинками по теме “Мой день”
Традиционные (технические): магнитофон.
МЕТОДЫ:
На данном уроке основную реализацию получил метод тренировки и активизации грамматического материала в диалогической речи по теме. Сопутствующими методами являются контроль и самоконтроль , реализующиеся через выполнение упражнений.
Предполагаемые формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
1. Введение в тему урока
Today we are going to talk about our daily routines and activities which we can do at the moment of speaking
2. Речевая зарядка. (Warming-up)
а) Listen to the poem. Try to guess what it is about. (Рисунок 1.)
b) Answer some questions.
Who is talking a boy or a girl?
Is he going to sleep? Is he afraid to sleep?
What about you? Are you afraid to sleep?
3. Обобщающая презентация грамматического материала по теме “Present Simple and Present CONTINUOUS”.
a) Презентация стихотворений. (Приложение1)
Look at your cards and read these poems. What tenses are used? (Рисунок 2)
b) Работа по сводной таблице по теме. (Рисунок 3)
- вопросы к таблице.
- дифференцировочное упражнение
4. Тренировка грамматического материала по теме
a) подстановочные упражнения (работа с картинками, изображающими различные действия)
- Look at the pictures. Answer teacher’s questions.
e.g. What is he doing now? What does he usually do?
- Work in pairs. Look at the pictures and ask and answer questions about people’s routines and present activities
- Work in pairs. Ask and answer questions about your classmate’s daily routines and present activities
b) трансформационное упражнение
Put the verbs in brackets into the correct form of the Present Simple or Present Continuous
(Enterprise 2 Grammar 2 page 9 ex.12)
c) A game. (Приложение 1)
- For five minutes, each team makes a list of actions and thinks how to show them.
- One pupil from team А stands at the front of the class and mimes the action
Team B tries to guess what he or she is doing.
5. Развитие грамматических навыков диалогической речи
a) Read this conversation between Brian and Sarah. Put the verbs into the correct form. And then act the dialogue. (Приложение 1)
SARAH: Brian! How nice to see you! What (1) (you/do) these days?
BRIAN: I (2) (train) to be a supermarket manager.
SARAH: Really? What's it like? (3) (You/enjoy) it?
BRIAN: It's all right. What about you?
SARAH: Well, actually I (4) (not/work) at the moment. I (5) (try) to find a job but it's not easy. But I'm very busy. I (6) (decorate) my flat.
BRIAN: (7) (You/do) it alone?
SARAH: No, some friends of mine (8) (help) me.
b) Ask Liz questions about herself and her family. (Приложение 1)
1. You know that Liz plays tennis. You want to know how often. Ask her.
2. Perhaps Liz's sister plays tennis too. You want to know. Ask Liz.
3. You know that Liz reads a newspaper every day. You want to know which one. Ask her.
4. You know that Liz's brother works. You want to know what he does. Ask Liz.
5. You know that Liz goes to the cinema a lot. You want to know how often. Ask her.
6. You don't know where Liz's mother lives. Ask Liz.
c) Working on their own, pupils make a list of things which they do every morning.
Example:
brush my teeth get dressed woke up
have my breakfast brush my hair get out of bed
- They number the activities according to the order in which they normally do them.
Example:
1 woke up
2 get out of bed
- In pairs, they ask each other questions.
Example:
What do you do first?
Do you get out of bed on the right or the left?
What do you do after that?
Do you get dressed before or after you have your breakfast?
How many times a week do you have a shower in the morning?
d) Group work
- Take cards with questions and read them.
For example:
What do you usually do on Sundays?
What are you going to do at 2 next Sunday?
What do you usually do after school?
What are you going to do after school today?
What do you usually do in the morning?
What are you going to do on next Sunday morning?
When do you usually go for a walk?
Are you going to go for a walk this evening?
- Ask every person in you group and make a list of answers
- Ask every person from other groups and make a list of answers
- One person of the group summarise all results. And present them.
6. Домашнее задание
Make up your own table in which compare Present Simple and Present Continuous
7. Подведение итогов урока