Тема: Слово и слог.
Цели:
- Развивать умение делить слова на слоги.
- Формировать умение списывать слова, произнося их по слогам.
Ход урока
I. Организационный момент
- Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?
На доске записано начало предложений.
- Что такое …
- Чем отличается …
- Как узнать, сколько в слове …
- Для чего нужны …
Попробуйте закончить вопрос и ответить на него.
- Что такое слог?
- Чем отличаются слоги от слов?
- Как узнать, сколько в слове слогов?
- Для чего нужны слоги?
- Сегодня мы продолжаем работать с этой темой. Мы будем тренироваться в делении слов на слоги.
II. Минутка чистописания.
На доске записаны слова:
СНЕГ, ФЛАГ, ВРАГ, ДВЕРЬ, ДРУГ, КРУГ, УТЮГ
- Прочитайте хором слова.
- Какое слово лишнее? (Слово утюг, в нём 2 слова, а все остальные слова односложные).
- На чистописании мы будем писать букву, которая является орфограммой во всех этих словах (г). И её пару (к).
- Устно назовите проверочные слова .
- Определите порядок написания букв в ряду и продолжите ряд.
III. Словарно – орфографическая работа.
1. – Прочитайте запись на доске. Вставьте слово в рифму.
На доске:
Часы остановились. Вот.
У них закончился …. (завод)
А В З О Д
- Составьте из этих букв слово, запишите его в тетрадь. Ставим ударение, делим на слоги, подчёркиваем орфограммы.
- В каком значении может употребляться это слово?
- Это слово имеет несколько значений:
- Это приспособление, для приведения в действие какого-нибудь механизма.
- Это крупное промышленное предприятие.
- В нашем примере в каком значении употребляется слово завод?
- А какие заводы (как предприятия) есть в нашем городе?
2. Отгадайте загадку:
Пьёт бензин. Как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)
- Запишите слово, разделите на слоги, подчеркните орфограммы.
- Устно подберите слова:
* Какая машина? (Легковая, грузовая, …)
* Что делает машина? (Отъезжает, тормозит, перевозит, …)
IV. Обобщение знаний о слоге.
Самостоятельная работа над упр. 104
Ученики пишут предложения. Делят слова на слоги.
В ходе проверки:
- Найдите слова, которые состоят из слогов: ССГС, (брат)
СГ+СГ+СГ (заводе, машины)
- Сколько гласных может быть в слоге?
- А сколько согласных? (Приведите примеры)
Физкультминутка.
- Я произношу слова и слоги. Если слово- присели, если слог - подпрыгнули.
САДЫ, РЕ, ЗИМА, ГРА, ЗО, ГРАЧИ, ДУ, ЁЖИК, Я? – Это и слог, и слово.
- Приводите примеры.
На доске:
- Назовите общую часть для слов, которые начитаются со следующих букв. (ень)
- Распределите полученные слова на 2 группы. (По слогам)
- Два раза читаем слова, закрываем глаза, повторяем. Записываем по памяти, распределяя на 2 столбика.
Проверка.
- Определите количество букв и звуков
I вариант | II вариант |
Осень 5 б., 4 зв. |
ясень |
- Составьте красивое предложение, используя эти слова.
- Чтобы проверить себя, проведём игру “Верить, не верить”. Ставим + или –
2 ученика – работают у доски.
- Слогов в слове больше, чем гласных.
- Слог может состоять из одного гласного звука.
- В каждом слоге есть гласный звук.
- Согласного звука в солге может и не быть.
- В солее литература 4 слога.
- Любое слово из двух слогов можно переносить.
Проверка: - + + + - -
Ответ на последний вопрос является связующим этапом со следующей темой. Деление слов на слоги поможет нам при изучении темы “Перенос слов”.
Работа в группах. Ученики разбились на 6 групп.
Каждой группе даётся задание: Составить из слогов слова, а из слов – предложение.
Прочитав предложение, дети говорят, что получился текст, т.к. предложения связаны по смыслу. Можно придумать название рассказу.
Машина служит людям.
- Люди придумали много разных машин.
- Одни машины перевозят людей.
- Другие делают обувь и одежду.
- Тракторы и комбайны трудятся на полях.
- Машины выпускает завод.
- Город и деревня не могут жить без машин.
V. Итог урока.
- Что нового узнали?
VI. Домашнее задание.
Каждому ученику даётся отрывок сказки Е.Л.Шварца “Рассеянный волшебник”. Придумай название для каждой машинки. Запиши в тетрадь, раздели слово на слоги.
Жил- был на свете один учёный, настоящий, добрый волшебник, по имени Иван Иванович Сидоров. И был он такой прекрасный инженер, что легко и быстро строил машины, огромные, как дворцы, и маленькие, как часики. Между делом, шутя, построил он для своего дома чудесные машинки, лёгкие, как пёрышки. И эти самые машинки у него и пол мели, и мух выгоняли, и писали под диктовку, и мололи кофе, и в домино играли.