Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Слово и слог"

Разделы: Начальная школа


Тема: Слово и слог.

Цели:

  • Развивать умение делить слова на слоги.
  • Формировать умение списывать слова, произнося их по слогам.

Ход урока

I. Организационный момент

- Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?

На доске записано начало предложений.

- Что такое …

- Чем отличается …

- Как узнать, сколько в слове …

- Для чего нужны …

Попробуйте закончить вопрос и ответить на него.

- Что такое слог?

- Чем отличаются слоги от слов?

- Как узнать, сколько в слове слогов?

- Для чего нужны слоги?

- Сегодня мы продолжаем работать с этой темой. Мы будем тренироваться в делении слов на слоги.

II. Минутка чистописания.

На доске записаны слова:

СНЕГ, ФЛАГ, ВРАГ, ДВЕРЬ, ДРУГ, КРУГ, УТЮГ

- Прочитайте хором слова.

- Какое слово лишнее? (Слово утюг, в нём 2 слова, а все остальные слова односложные).

- На чистописании мы будем писать букву, которая является орфограммой во всех этих словах (г). И её пару (к).

- Устно назовите проверочные слова .

- Определите порядок написания букв в ряду и продолжите ряд.

III. Словарно – орфографическая работа.

1. – Прочитайте запись на доске. Вставьте слово в рифму.

На доске:

Часы остановились. Вот.

У них закончился …. (завод)

А В З О Д

- Составьте из этих букв слово, запишите его в тетрадь. Ставим ударение, делим на слоги, подчёркиваем орфограммы.

- В каком значении может употребляться это слово?

- Это слово имеет несколько значений:

  • Это приспособление, для приведения в действие какого-нибудь механизма.
  • Это крупное промышленное предприятие.

- В нашем примере в каком значении употребляется слово завод?

- А какие заводы (как предприятия) есть в нашем городе?

2. Отгадайте загадку:

Пьёт бензин. Как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней? (Машина)

- Запишите слово, разделите на слоги, подчеркните орфограммы.

- Устно подберите слова:

* Какая машина? (Легковая, грузовая, …)

* Что делает машина? (Отъезжает, тормозит, перевозит, …)

IV. Обобщение знаний о слоге.

Самостоятельная работа над упр. 104

Ученики пишут предложения. Делят слова на слоги.

В ходе проверки:

- Найдите слова, которые состоят из слогов: ССГС, (брат)

СГ+СГ+СГ (заводе, машины)

- Сколько гласных может быть в слоге?

- А сколько согласных? (Приведите примеры)

Физкультминутка.

- Я произношу слова и слоги. Если слово- присели, если слог - подпрыгнули.

САДЫ, РЕ, ЗИМА, ГРА, ЗО, ГРАЧИ, ДУ, ЁЖИК, Я? – Это и слог, и слово.

- Приводите примеры.

На доске:

- Назовите общую часть для слов, которые начитаются со следующих букв. (ень)

- Распределите полученные слова на 2 группы. (По слогам)

- Два раза читаем слова, закрываем глаза, повторяем. Записываем по памяти, распределяя на 2 столбика.

Проверка.

- Определите количество букв и звуков

I вариант     II вариант
Осень
5 б., 4 зв.

ясень
5 б., 5 зв.

- Составьте красивое предложение, используя эти слова.

- Чтобы проверить себя, проведём игру “Верить, не верить”. Ставим + или –

2 ученика – работают у доски.

  • Слогов в слове больше, чем гласных.
  • Слог может состоять из одного гласного звука.
  • В каждом слоге есть гласный звук.
  • Согласного звука в солге может и не быть.
  • В солее литература 4 слога.
  • Любое слово из двух слогов можно переносить.

Проверка: - + + + - -

Ответ на последний вопрос является связующим этапом со следующей темой. Деление слов на слоги поможет нам при изучении темы “Перенос слов”.

Работа в группах. Ученики разбились на 6 групп.

Каждой группе даётся задание: Составить из слогов слова, а из слов – предложение.

Прочитав предложение, дети говорят, что получился текст, т.к. предложения связаны по смыслу. Можно придумать название рассказу.

Машина служит людям.

  1. Люди придумали много разных машин.
  2. Одни машины перевозят людей.
  3. Другие делают обувь и одежду.
  4. Тракторы и комбайны трудятся на полях.
  5. Машины выпускает завод.
  6. Город и деревня не могут жить без машин.

V. Итог урока.

- Что нового узнали?

VI. Домашнее задание.

Каждому ученику даётся отрывок сказки Е.Л.Шварца “Рассеянный волшебник”. Придумай название для каждой машинки. Запиши в тетрадь, раздели слово на слоги.

Жил- был на свете один учёный, настоящий, добрый волшебник, по имени Иван Иванович Сидоров. И был он такой прекрасный инженер, что легко и быстро строил машины, огромные, как дворцы, и маленькие, как часики. Между делом, шутя, построил он для своего дома чудесные машинки, лёгкие, как пёрышки. И эти самые машинки у него и пол мели, и мух выгоняли, и писали под диктовку, и мололи кофе, и в домино играли.