Цели:
- обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме урока;
- воспитывать чувство коллективизма;
- формировать умение работать группой;
- развивать интерес к предмету.
Оборудование: карта путешествия с островом сокровищ и тремя кораблями (можно сделать их передвижными); карточки с заданиями.
Учитель:
Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в плавание. Вы будете пиратами. Вас ждёт много неожиданных испытаний. Преодолев их, вы попадёте на остров, где найдёте сокровища. Сокровища – это оценки, которые вы получите в конце урока. Оценивать вашу работу будет жюри. Для того, чтобы отправиться в море, вы должны захватить корабль. (Каждая команда получает конверт с вопросами, на которые надо ответить устно) .
Вопросы первой команде:
- Что значит решить уравнение?
- Сформулируйте свойство вычитания суммы из числа.
- Сформулируйте свойство ноля при сложении.
- Как найти неизвестное вычитаемое?
- Как проверить, верно ли решено уравнение?
Вопросы второй команде:
- Какое выражение называют буквенным?
- Сформулируйте свойство нуля при вычитании.
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Сформулируйте сочетательное свойство сложения.
- Какое равенство называют уравнением?
Вопросы третьей команде:
- Как найти неизвестное уменьшаемое?
- Сформулируйте свойство вычитания числа из суммы.
- Какое число называют корнем уравнения?
- Изменится ли число, если к нему прибавить ноль?
- Сформулируйте переместительное свойство сложения.
Учитель: Нам предстоит нелегкое плавание. Остается пожелать вам попутного ветра, да и поможет вам фортуна. А вот и первое испытание! За вами погоня. Вам нужно уйти от неё. (Каждая команда получает карточку с заданием) .
Задание . Соедините стрелками левую часть, представляющую из себя буквенные выражения, с правой частью, где записаны их названия. Имейте в виду, что в правой части их меньше, чем в левой.
1. а - ( b + с) = а – b - с |
переместительное свойство сложения |
2. а + b = b + а |
сочетательное свойство сложения |
3. (а + b ) – с = а + ( b - с) |
свойство ноля при сложении |
4. а + b + с = (а + b ) + с |
свойство ноля при вычитании |
5. (а + b ) - с = b + (а - с) |
правило вычитания суммы из числа |
6. а + 0 = а |
правило вычитания числа из суммы |
7. а - 0 = а |
|
8. а - а = 0 |
Учитель: Надвигается шторм. Нужно продержаться.
Задание . Упростите выражение:
21 + 14 + х ; |
48 + n - 27; |
(125 + m) + 75 ; |
m - 5 7 – 23; |
( х + 220) – 186; |
56 – а – 38; |
194 – (37 + х ); |
81 – а + 29. |
Учитель: Плывем дальше. На горизонте появляется корабль противника. Вы должны завладеть им.
Задание . Решите уравнение:
х + 24 = 43; |
(24 – х ) + 37 = 49 |
136 + х = 300; |
44 + (а - 85) = 105; |
у – 27 = 45; |
243 - (у + 83) = 112; |
760 – у = 690; |
( х + 624) – 276 = 357 |
Учитель: У нас теперь есть карта острова, где спрятаны сокровища. Ну что, пираты! Вперед!
Задание . Решите с помощью уравнения задачу:
В корзине было несколько яблок. После того, как в нее положили еще 15 яблок, в ней стало 32 яблока. Сколько яблок было в корзине?
У девочки было некоторое количество денег. После того, как она купила своему любимому попугаю Гоше корм на 83 копейки, у неё осталось еще 45 копеек. Сколько денег было у Гошиной хозяйки в самом начале?
Петя задумал число. Если вычесть его из числа 333, то получится 195. Какое число задумал Петя?
В корзине несколько грибов. После того, как из неё вынули 10 грибов, а затем в неё положили 14 грибов, в ней стало 85 грибов. Сколько грибов было в корзине первоначально?
У мальчика было 16 почтовых марок. Он купил ещё несколько марок, после этого подарил младшему брату 23 марки, и у него осталось 19 марок. Сколько марок купил мальчик?
Учитель: А вот и остров. Остаётся только найти сокровища.
Задание . Придумайте задачу, которая решалась бы с помощью уравнения:
- х + 12 = 26;
- х – 15 = 25.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Литература :
- Математика: Учеб . д ля 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.- 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2001.
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1999.
- Едуш О.Ю., Угроватова Т.Ю. Математика: 5 кл.: Подсказки на каждый день: 1 полугодие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.