Урок — морское путешествие. Обобщение по темам: "Буквенная запись свойств сложения и вычитания", "Уравнения"

Разделы: Математика


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания, умения и навыки учащихся по теме урока;
  • воспитывать чувство коллективизма;
  • формировать умение работать группой;
  • развивать интерес к предмету.

Оборудование: карта путешествия с островом сокровищ и тремя кораблями (можно сделать их передвижными); карточки с заданиями.

Учитель:

Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в плавание. Вы будете пиратами. Вас ждёт много неожиданных испытаний. Преодолев их, вы попадёте на остров, где найдёте сокровища. Сокровища – это оценки, которые вы получите в конце урока. Оценивать вашу работу будет жюри. Для того, чтобы отправиться в море, вы должны захватить корабль. (Каждая команда получает конверт с вопросами, на которые надо ответить устно) .

Вопросы первой команде:

  1. Что значит решить уравнение?
  2. Сформулируйте свойство вычитания суммы из числа.
  3. Сформулируйте свойство ноля при сложении.
  4. Как найти неизвестное вычитаемое?
  5. Как проверить, верно ли решено уравнение?

Вопросы второй команде:

  1. Какое выражение называют буквенным?
  2. Сформулируйте свойство нуля при вычитании.
  3. Как найти неизвестное слагаемое?
  4. Сформулируйте сочетательное свойство сложения.
  5. Какое равенство называют уравнением?

Вопросы третьей команде:

  1. Как найти неизвестное уменьшаемое?
  2. Сформулируйте свойство вычитания числа из суммы.
  3. Какое число называют корнем уравнения?
  4. Изменится ли число, если к нему прибавить ноль?
  5. Сформулируйте переместительное свойство сложения.

Учитель: Нам предстоит нелегкое плавание. Остается пожелать вам попутного ветра, да и поможет вам фортуна. А вот и первое испытание! За вами погоня. Вам нужно уйти от неё. (Каждая команда получает карточку с заданием) .

Задание . Соедините стрелками левую часть, представляющую из себя буквенные выражения, с правой частью, где записаны их названия. Имейте в виду, что в правой части их меньше, чем в левой.

1. а - ( b + с) = а – b - с

переместительное свойство сложения

2. а + b = b + а

сочетательное свойство сложения

3. (а + b ) – с = а + ( b - с)

свойство ноля при сложении

4. а + b + с = (а + b ) + с

свойство ноля при вычитании

5. (а + b ) - с = b + (а - с)

правило вычитания суммы из числа

6. а + 0 = а

правило вычитания числа из суммы

7. а - 0 = а

 

8. а - а = 0

Учитель: Надвигается шторм. Нужно продержаться.

Задание . Упростите выражение:


21 + 14 + х ;

48 + n - 27;

(125 + m) + 75 ;

m - 5 7 – 23;

( х + 220) – 186;

56 – а – 38;

194 – (37 + х );

81 – а + 29.

Учитель: Плывем дальше. На горизонте появляется корабль противника. Вы должны завладеть им.

Задание . Решите уравнение:

х + 24 = 43;

(24 – х ) + 37 = 49

136 + х = 300;

44 + (а - 85) = 105;

у – 27 = 45;

243 - (у + 83) = 112;

760 – у = 690;

( х + 624) – 276 = 357

Учитель: У нас теперь есть карта острова, где спрятаны сокровища. Ну что, пираты! Вперед!

Задание . Решите с помощью уравнения задачу:

В корзине было несколько яблок. После того, как в нее положили еще 15 яблок, в ней стало 32 яблока. Сколько яблок было в корзине?

У девочки было некоторое количество денег. После того, как она купила своему любимому попугаю Гоше корм на 83 копейки, у неё осталось еще 45 копеек. Сколько денег было у Гошиной хозяйки в самом начале?

Петя задумал число. Если вычесть его из числа 333, то получится 195. Какое число задумал Петя?

В корзине несколько грибов. После того, как из неё вынули 10 грибов, а затем в неё положили 14 грибов, в ней стало 85 грибов. Сколько грибов было в корзине первоначально?

У мальчика было 16 почтовых марок. Он купил ещё несколько марок, после этого подарил младшему брату 23 марки, и у него осталось 19 марок. Сколько марок купил мальчик?

Учитель: А вот и остров. Остаётся только найти сокровища.

Задание . Придумайте задачу, которая решалась бы с помощью уравнения:

  1. х + 12 = 26;
  2. х – 15 = 25.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Литература :

  1. Математика: Учеб . д ля 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.- 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2001.
  2. Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1999.
  3. Едуш О.Ю., Угроватова Т.Ю. Математика: 5 кл.: Подсказки на каждый день: 1 полугодие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.