Как показали исследования, развитие речи учеников тормозится. По мнению Ладыженской, главная причина этого – отсутствие разработанной на научной основе методики развития речи младших школьников. (Есть экспериментальная программа “Речь и культура общения”. Ей соответствует пособие “Речь, речь, речь”).
Чтобы создать высказывание, ученик должен владеть вполне определёнными умениями, которые перечислены в соответствии со структурой речевой деятельности. Эти умения являются общими как для младших школьников, так и для взрослого человека. Поэтому в школе надо формировать одни и те же речевые умения во всех классах. Различным будет лишь речевой материал текста, стиль речи, жанр.
I Умение ориентироваться в ситуации и содержании речи.
- Зачем говорю и пишу? (задача речи).
- Каковы особенности адресата? К кому я обращаюсь?
- Какой предмет речи, о чём я собираюсь говорить и писать?
- Что я хочу донести, какова основная мысль?
II Умение планировать высказывания.
- Намечать ход развития мысли, последовательность.
- Намечать ведущий тип речи.
- Намечать жанр речи.
- Соблюдать требования к отбору содержания и языковых средств с учётом задачи, адресата, жанра и так далее.
III Умения создавать устные или письменные высказывания.
- Отбирать необходимое содержание с учётом типа речи, жанра, распределить это содержание по микротемам.
- Выбирать языковые средства, формируя каждую мысль, конструируя предложения с учётом стиля речи, типа речи, жанра, требований культуры речи.
IV Умение осуществлять контроль за речью.
- Оценивать соответствие высказывания ситуации общения требованиям речевого поведения.
- Воспринимать или предполагать реакцию партнёра.
- Совершенствовать высказывания.
В каждом классе ученики усваивают некоторые разновидности речи, которые имеют практическое значение, жизненно необходимое ребёнку. Этот речевой материал необходимо распределить по классам, чтобы соблюдалась преемственность в работе.
Стиль речи | Форма речи | Тип речи. | Жанр |
1 класс разговорная речь научно-деловая |
Устная, диалогическая, мини монолог. | Повествование, рассуждение. | Непринуждённый разговор, считалка, сообщение учебного материала. |
2 класс разговорно-художественная речь научно-деловая |
Устная, письменная, монолог. | Повествование, в том числе художественное, описание предмета. | Загадка, лирическая зарисовка. |
3 класс научно-деловое повествование |
Устная, письменная речь. | Повествование с элементами описания, рассуждение. | Рассказ, инструкция, личное письмо. |
4 класс публицистический стиль (элементы) |
Устная, письменная речь | Повествование с элементами рассуждения. | Заметка в газету. |
Работа над связной речью будет эффективна лишь в том случае, если учащиеся будут действовать осознано на основе специальных знаний. Неслучайно один из важнейших принципов Занкова – принцип ведущей роли теоретических знаний. А основной педагогический идеал-программы “Речь” – от практики к теории и опять к практике.
Текст. Типы текста.
При восприятии, при передаче содержания, при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст. Знания о признаках текста носят практический характер, и выступают основой для определения тех операций, которые необходимо выполнять при работе над изложением или сочинением. Поэтому в первом классе я даю детям понятия, связанные с текстом.
Текст – это произведение речетворческого процесса, состоящее из заголовка, сложных синтаксических целых (это отрезок речи, состоящий из двух и более самостоятельных предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки), а также обладающие признаками:
- Членимость текста.
- Смысловая ценность.
- Связность.
Членимость текста – обязательный его признак, так как текст состоит из двух и более предложений.
Смысловая цельность заключается в том, что все предложения соотносятся с единой темой и подчинены доказательству какой-либо основной мысли. Смысловая цельность заключена в том, что заглавие текста является как бы свёрнутым текстом и именно в нём отражается тема, чаще основная мысль.
Обычно текст имеет свою композицию.
В тексте выделяют такие части:
- Начало (вступление).
- Основная часть.
- Концовка.
Завершающая часть текста должна выполнять функцию вывода и соответствовать теме.
Таким образом, говоря о смысловой цельности текста, имеем в виду единство темы и основной мысли, композицию (начало, основную часть, концовку) и завершенность текста.
Связность.
Благодаря этой особенности текст не рассыпается. Существует два вида связи предложений в тексте.
Виды связи:
Цепная связь. При которой каждое последующее предложение продолжает мысль предыдущего. Языковыми средствами связи являются местоимения, синонимы, повторы.
Цепная связь встречается в текстах повествовательного характера.
Параллельная связь. При этой связи все предложения подчинены одному, содержащему в какой-то степени основную мысль.
Параллельная связь встречается в текстах описания.
Таким образом, текст должен иметь свою композиционную форму и соответствовать правилам построения.
В основе работы над текстом в школе лежат речеведческие понятия, которые объединяют различные понятия лингвистической речи.
Термины:
- текст,
- заглавие,
- тема,
- основная мысль,
- композиция,
- абзац,
- средства связи предложений в тексте,
- план,
- повествование,
- описание,
- рассуждение,
- разговорная речь,
- деловая,
- художественная речь.
Эти понятия необходимы для того, чтобы ученики осознано работали над своей речью. Часть этих понятий представлена в учебнике определениями, а часть закреплена через выполнение практических заданий.
Виды речевых упражнений:
1. Анализ исходного текста:
- определи тему и основную мысль текста,
- озаглавь текст,
- определите, из скольких предложений состоит текст, соответствуют ли они заглавию.
2. Упражнения с элементами творчества:
- прочитайте текст, найдите в нём лишние слова,
- включите в данный текст недостающие предложения,
- сделайте текст более эмоциональным и выразительным.
3. Упражнения творческого характера:
- изложения,
- сочинения.
Типы текста как основные композиционные формы его существования.
Полноценное владение письмом – это владение письменной речью как средством общения и самовыражения, и основное внимание следует уделять формированию умения свободно общаться посредствам письменной речи, излагать в соответствии с её законами, правилами свои мысли и чувства. Глубоко ошибочно мнение, что письменная речь – это просто записанная устная. Ещё А.С. Пушкин отмечал, что “писать единственно языком разговорным, значит не знать языка”.
В письменной речи действуют сои законы и правила, касающиеся выбора слов, построения предложений и текста в целом. Эти законы и правила усваиваются постепенно, в процессе специального обучения, важной частью которого является написание изложений и сочинений.
Прежде чем перейти к какому-либо пересказу (устному или письменному), я разбираю типы текстов, их структуру.
Текст существует в определённых композиционных формах, так как, строя своё высказывание, мы:
- или даём представление о свойствах предмета, явления,
- или рассказываем о том, что происходит с ними,
- или высказываем умозаключение о предмете.
Поэтому реально наша речь существует в трёх композиционных формах:
- описание,
- повествование,
- рассуждение.
В чистом виде эти тексты встречаются редко. Чаще, тексты представляют собой смесь этих композиционных форм:
- повествование с элементом описания,
- рассуждение с элементом повествования,
- рассуждение с элементом описания.
Описание – это высказывание, в котором перечисляются основные признаки предмета или явления.
Основная функция описания: запечатлеть предмет или явление в определённый момент действительности.
Виды описания: пейзажное, портретное, описание интерьера, характера человека.
Композиционная схема описания:
- Общее впечатление о предмете.
- Характерные признаки.
- Вывод.
Характерные языковые средства:
- конкретная лексика (существительные),
- глаголы несовершенного вида,
- составное именное сказуемое,
- однородные члены.
Виды связи предложений в тексте: параллельная связь, так как о предмете сообщают различные сведения.
В описании первое предложение обычно является вводным и обычно отражает первое впечатление.
Повествование – это высказывание, в котором даётся представление о последовательном развитии действия.
Функция: передать динамику действия, показать, с чего началось и как закончилось действие.
Схема композиции:
- завязка,
- кульминация,
- развязка.
Языковые средства: обстоятельственная лексика со значением места и времени (однажды, как-то раз, как-то, жили-были). Обязательное повествование. Смысловую нагрузку несут глаголы-сказуемые, которые указывают на развитие действия. Синтаксические конструкции различны.
Средства связи предложений в тексте при цепном типе связи:
- местоимения
- повторы
- синонимы
- обстоятельственные слова
- союзы
- видовременные формы глагола.
Рассуждение – это высказывание, в котором доказываются, обосновываются какие-либо мысли.
Функция – показать движение мысли к выводу.
Виды рассуждения:
- Индуктивное (доказательство – вывод).
- Дедуктивное (вывод – доказательство).
Композиционная схема:
- Основная мысль или тезис.
- Доказательство или аргумент.
- Вывод.
Языковые средства:
- лексика, указывающая на порядок мыслей (во-первых, во-вторых…)
- лексика, указывающая на итог (таким образом, так, следовательно, поэтому)
- наречие со значением усиления (несомненно, конечно, гораздо)
- глаголы-сказуемые несовершенного вида в доказательствах, а в выводах глаголы совершенного вида.
- связь предложений в тексте – смешанная.
Таким образом, текст реализуется в трёх композиционных формах, которые выполняют каждый свою функцию, структуру, характеризуются определённой семантикой.
На основе этих лингвистических сведений отбираем материал для обучения учащихся начальных классов. О каждом типе текста нужно дать такие сведения:
- теория,
- разобрать образцы текстов,
- дать задания на создание собственного текста.
Повествование.
Во втором классе бес употребления термина даётся ученикам задание составить рассказ по рисункам, чтобы научить учеников подчинять каждое предложение теме рассказа и озаглавливать текст.
3 класс.
Даётся определение, что такое повествование. Теория: текст-повествование отвечает на вопросы: что случилось? что произошло?
В повествовании третьей части:
- начало
- основная часть
- концовка.
Затем разбирается образец. Текст разбирается так, чтобы в нём чётко выделялась структурные элементы.
Вопросы к тексту:
- О чём рассказывается в тексте?
- Сформулируйте тему?
- Озаглавьте текст.
- Разделите текст на три части.
- С чего началось событие?
- Чем закончилось?
- Что произошло?
- Что решили сделать?
- Сначала, потом, наконец.
- Вот и получился….
После анализа образца даём ученикам задание на создание текста. Сначала изложение, затем рассказ по рисункам, сочинение.
В 4 классе даём памятку для создания текста повествования.
Памятка.
- О чём будете рассказывать? (тема текста).
- Какая мысль в рассказе будет основной?
- Как лучше озаглавить текст?
- С чего можно начать рассказ? (о чём будете говорить во введении)
- О чём расскажете в основной части? (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё закончилось)
- Как можно закончить рассказ?
Описание.
2 класс
Даются тексты описания птиц, растений, цветов. Их задача показать, что нужно сказать об этих предметах, чтобы слушатели их представили.
Задание: Видели ли вы, как цветёт черёмуха? Расскажите об этом. Опишите весенние цветы.
3 класс. Теория.
Текст-описание отвечает на вопрос “какой”? В тексте описании дано описание характера или перечисление признаков людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов.
Для анализа подбирается текст, в котором чётко можно выделить признаки описываемого предмета.
Какая?
Сорока – красивая птица.
Перышки – белые.
Голова, крылья, хвост.
Разбирая текст, выясним, с чего начинается описание, какие особенности внешнего вида отмечаются в тексте.
Задание: Опиши животное так, чтобы мы его увидели, представили.
4 класс.
Памятка.
- Выделить признаки предмета, которые нужно описать.
- Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным, ярким, какие сравнения использовались.
- Определить своё отношение к предмету, который будете описывать.
Задание:
- Опиши цветок,
- животное,
- птицу,
- картину.
Рассуждение.
3 класс. Теория. Почему?
- Почему? Потому что…
- Во-первых…, во-вторых…
- Вот почему...
4 класс
Памятка.
- Кратко назови то, что будешь доказывать.
- Подумай, как можно построить своё доказательство.
Его можно начать так:
“Происходит это потому, что…”
“ Объясняется это тем, что…”
Таким образом, работая над типами текста, нужно дать минимум теории, показать образец текста, проанализировать его, дать задание составить собственный текст, учитывая жизненный опыт ребёнка.
1 класс.
Использую в работе занятия по составлению текста.
Структура занятия:
- Найди антонимы.
- Ответь на вопросы по картинкам.
- Составь рассказ по картинкам и опорным словам.
- Вспомни сказку и начни её рассказывать
Этот вид работы проходит в группах. Тип и структура текстов отрабатываются на уроках чтения.
Ошибки учащихся в построении текста:
- Несоответствие высказывания теме “ Как я видел лося”.
- Пропуск предложений.
- Наличие лишнего предложения.
- Нарушения порядка предложений (логическая последовательность).
- Неумение пользоваться местоимением, синонимами, союзами, порядком слов как средствами связи предложений в тексте.
- Отсутствие микротем (набор предложений).
- Ошибки в расчленении текста на отдельные предложения.
- Неумение соединять различные типы речи в одном тексте.
Над предупреждением этих ошибок работаю в недельном ритме “Предложение”.