Речевые умения. Текст. Виды текста в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Как показали исследования, развитие речи учеников тормозится. По мнению Ладыженской, главная причина этого – отсутствие разработанной на научной основе методики развития речи младших школьников. (Есть экспериментальная программа “Речь и культура общения”. Ей соответствует пособие “Речь, речь, речь”).

Чтобы создать высказывание, ученик должен владеть вполне определёнными умениями, которые перечислены в соответствии со структурой речевой деятельности. Эти умения являются общими как для младших школьников, так и для взрослого человека. Поэтому в школе надо формировать одни и те же речевые умения во всех классах. Различным будет лишь речевой материал текста, стиль речи, жанр.

I Умение ориентироваться в ситуации и содержании речи.

  1. Зачем говорю и пишу? (задача речи).
  2. Каковы особенности адресата? К кому я обращаюсь?
  3. Какой предмет речи, о чём я собираюсь говорить и писать?
  4. Что я хочу донести, какова основная мысль?

II Умение планировать высказывания.

  1. Намечать ход развития мысли, последовательность.
  2. Намечать ведущий тип речи.
  3. Намечать жанр речи.
  4. Соблюдать требования к отбору содержания и языковых средств с учётом задачи, адресата, жанра и так далее.

III Умения создавать устные или письменные высказывания.

  1. Отбирать необходимое содержание с учётом типа речи, жанра, распределить это содержание по микротемам.
  2. Выбирать языковые средства, формируя каждую мысль, конструируя предложения с учётом стиля речи, типа речи, жанра, требований культуры речи.

IV Умение осуществлять контроль за речью.

  1. Оценивать соответствие высказывания ситуации общения требованиям речевого поведения.
  2. Воспринимать или предполагать реакцию партнёра.
  3. Совершенствовать высказывания.

В каждом классе ученики усваивают некоторые разновидности речи, которые имеют практическое значение, жизненно необходимое ребёнку. Этот речевой материал необходимо распределить по классам, чтобы соблюдалась преемственность в работе.

Стиль речи Форма речи Тип речи. Жанр
1 класс
разговорная речь
научно-деловая
Устная, диалогическая, мини монолог. Повествование, рассуждение. Непринуждённый разговор, считалка, сообщение учебного материала.
2 класс
разговорно-художественная речь
научно-деловая
Устная, письменная, монолог. Повествование, в том числе художественное, описание предмета. Загадка, лирическая зарисовка.
3 класс
научно-деловое повествование
Устная, письменная речь. Повествование с элементами описания, рассуждение. Рассказ, инструкция, личное письмо.
4 класс
публицистический стиль
(элементы)
Устная, письменная речь Повествование с элементами рассуждения. Заметка в газету.

Работа над связной речью будет эффективна лишь в том случае, если учащиеся будут действовать осознано на основе специальных знаний. Неслучайно один из важнейших принципов Занкова – принцип ведущей роли теоретических знаний. А основной педагогический идеал-программы “Речь” – от практики к теории и опять к практике.

Текст. Типы текста.

При восприятии, при передаче содержания, при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст. Знания о признаках текста носят практический характер, и выступают основой для определения тех операций, которые необходимо выполнять при работе над изложением или сочинением. Поэтому в первом классе я даю детям понятия, связанные с текстом.

Текст – это произведение речетворческого процесса, состоящее из заголовка, сложных синтаксических целых (это отрезок речи, состоящий из двух и более самостоятельных предложений, объединенных общностью темы в смысловые блоки), а также обладающие признаками:

  1. Членимость текста.
  2. Смысловая ценность.
  3. Связность.

Членимость текста – обязательный его признак, так как текст состоит из двух и более предложений.

Смысловая цельность заключается в том, что все предложения соотносятся с единой темой и подчинены доказательству какой-либо основной мысли. Смысловая цельность заключена в том, что заглавие текста является как бы свёрнутым текстом и именно в нём отражается тема, чаще основная мысль.

Обычно текст имеет свою композицию.

В тексте выделяют такие части:

  1. Начало (вступление).
  2. Основная часть.
  3. Концовка.

Завершающая часть текста должна выполнять функцию вывода и соответствовать теме.

Таким образом, говоря о смысловой цельности текста, имеем в виду единство темы и основной мысли, композицию (начало, основную часть, концовку) и завершенность текста.

Связность.

Благодаря этой особенности текст не рассыпается. Существует два вида связи предложений в тексте.

Виды связи:

Цепная связь. При которой каждое последующее предложение продолжает мысль предыдущего. Языковыми средствами связи являются местоимения, синонимы, повторы.

Цепная связь встречается в текстах повествовательного характера.

Параллельная связь. При этой связи все предложения подчинены одному, содержащему в какой-то степени основную мысль.

Параллельная связь встречается в текстах описания.

Таким образом, текст должен иметь свою композиционную форму и соответствовать правилам построения.

В основе работы над текстом в школе лежат речеведческие понятия, которые объединяют различные понятия лингвистической речи.

Термины:

  • текст,
  • заглавие,
  • тема,
  • основная мысль,
  • композиция,
  • абзац,
  • средства связи предложений в тексте,
  • план,
  • повествование,
  • описание,
  • рассуждение,
  • разговорная речь,
  • деловая,
  • художественная речь.

Эти понятия необходимы для того, чтобы ученики осознано работали над своей речью. Часть этих понятий представлена в учебнике определениями, а часть закреплена через выполнение практических заданий.

Виды речевых упражнений:

1. Анализ исходного текста:

  • определи тему и основную мысль текста,
  • озаглавь текст,
  • определите, из скольких предложений состоит текст, соответствуют ли они заглавию.

2. Упражнения с элементами творчества:

  • прочитайте текст, найдите в нём лишние слова,
  • включите в данный текст недостающие предложения,
  • сделайте текст более эмоциональным и выразительным.

3. Упражнения творческого характера:

  • изложения,
  • сочинения.

Типы текста как основные композиционные формы его существования.

Полноценное владение письмом – это владение письменной речью как средством общения и самовыражения, и основное внимание следует уделять формированию умения свободно общаться посредствам письменной речи, излагать в соответствии с её законами, правилами свои мысли и чувства. Глубоко ошибочно мнение, что письменная речь – это просто записанная устная. Ещё А.С. Пушкин отмечал, что “писать единственно языком разговорным, значит не знать языка”.

В письменной речи действуют сои законы и правила, касающиеся выбора слов, построения предложений и текста в целом. Эти законы и правила усваиваются постепенно, в процессе специального обучения, важной частью которого является написание изложений и сочинений.

Прежде чем перейти к какому-либо пересказу (устному или письменному), я разбираю типы текстов, их структуру.

Текст существует в определённых композиционных формах, так как, строя своё высказывание, мы:

  1. или даём представление о свойствах предмета, явления,
  2. или рассказываем о том, что происходит с ними,
  3. или высказываем умозаключение о предмете.

Поэтому реально наша речь существует в трёх композиционных формах:

  1. описание,
  2. повествование,
  3. рассуждение.

В чистом виде эти тексты встречаются редко. Чаще, тексты представляют собой смесь этих композиционных форм:

  1. повествование с элементом описания,
  2. рассуждение с элементом повествования,
  3. рассуждение с элементом описания.

Описание – это высказывание, в котором перечисляются основные признаки предмета или явления.

Основная функция описания: запечатлеть предмет или явление в определённый момент действительности.

Виды описания: пейзажное, портретное, описание интерьера, характера человека.

Композиционная схема описания:

  1. Общее впечатление о предмете.
  2. Характерные признаки.
  3. Вывод.

Характерные языковые средства:

  • конкретная лексика (существительные),
  • глаголы несовершенного вида,
  • составное именное сказуемое,
  • однородные члены.

Виды связи предложений в тексте: параллельная связь, так как о предмете сообщают различные сведения.

В описании первое предложение обычно является вводным и обычно отражает первое впечатление.

Повествование это высказывание, в котором даётся представление о последовательном развитии действия.

Функция: передать динамику действия, показать, с чего началось и как закончилось действие.

Схема композиции:

  1. завязка, 
  2. кульминация,
  3. развязка. 

Языковые средства: обстоятельственная лексика со значением места и времени (однажды, как-то раз, как-то, жили-были). Обязательное повествование. Смысловую нагрузку несут глаголы-сказуемые, которые указывают на развитие действия. Синтаксические конструкции различны.

Средства связи предложений в тексте при цепном типе связи:

  • местоимения
  • повторы
  • синонимы
  • обстоятельственные слова
  • союзы
  • видовременные формы глагола.

Рассуждение это высказывание, в котором доказываются, обосновываются какие-либо мысли.

Функция – показать движение мысли к выводу.

Виды рассуждения:

  1. Индуктивное (доказательство – вывод).
  2. Дедуктивное (вывод – доказательство).

Композиционная схема:

  1. Основная мысль или тезис.
  2. Доказательство или аргумент.
  3. Вывод.

Языковые средства:

  • лексика, указывающая на порядок мыслей (во-первых, во-вторых…)
  • лексика, указывающая на итог (таким образом, так, следовательно, поэтому)
  • наречие со значением усиления (несомненно, конечно, гораздо)
  • глаголы-сказуемые несовершенного вида в доказательствах, а в выводах глаголы совершенного вида.
  • связь предложений в тексте – смешанная.

Таким образом, текст реализуется в трёх композиционных формах, которые выполняют каждый свою функцию, структуру, характеризуются определённой семантикой.

На основе этих лингвистических сведений отбираем материал для обучения учащихся начальных классов. О каждом типе текста нужно дать такие сведения:

  1. теория,
  2. разобрать образцы текстов,
  3. дать задания на создание собственного текста.

Повествование.

Во втором классе бес употребления термина даётся ученикам задание составить рассказ по рисункам, чтобы научить учеников подчинять каждое предложение теме рассказа и озаглавливать текст.

3 класс.

Даётся определение, что такое повествование. Теория: текст-повествование отвечает на вопросы:   что случилось?  что произошло?

В повествовании третьей части:

  1. начало
  2. основная часть
  3. концовка.

Затем разбирается образец. Текст разбирается так, чтобы в нём чётко выделялась структурные элементы.

Вопросы к тексту:

  • О чём рассказывается в тексте?
  • Сформулируйте тему?
  • Озаглавьте текст.
  • Разделите текст на три части.
  • С чего началось событие?
  • Чем закончилось?
  • Что произошло?
  • Что решили сделать?
  • Сначала, потом, наконец.
  • Вот и получился….

После анализа образца даём ученикам задание на создание текста. Сначала изложение, затем рассказ по рисункам, сочинение.

В 4 классе даём памятку для создания текста повествования.

Памятка.

  1. О чём будете рассказывать? (тема текста).
  2. Какая мысль в рассказе будет основной?
  3. Как лучше озаглавить текст?
  4. С чего можно начать рассказ? (о чём будете говорить во введении)
  5. О чём расскажете в основной части? (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё закончилось)
  6. Как можно закончить рассказ?

Описание.

2 класс

Даются тексты описания птиц, растений, цветов. Их задача показать, что нужно сказать об этих предметах, чтобы слушатели их представили.

Задание: Видели ли вы, как цветёт черёмуха? Расскажите об этом.  Опишите весенние цветы.

3 класс. Теория.

Текст-описание отвечает на вопрос “какой”? В тексте описании дано описание характера или перечисление признаков людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов.

Для анализа подбирается текст, в котором чётко можно выделить признаки описываемого предмета.

Какая?

Сорока – красивая птица.

Перышки – белые.

Голова, крылья, хвост.

Разбирая текст, выясним, с чего начинается описание, какие особенности внешнего вида отмечаются в тексте.

Задание: Опиши животное так, чтобы мы его увидели, представили.

4 класс.

Памятка.

  1. Выделить признаки предмета, которые нужно описать.
  2. Подумай, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным, ярким, какие сравнения использовались.
  3. Определить своё отношение к предмету, который будете описывать.

Задание:

  • Опиши цветок,
  • животное,
  • птицу,
  • картину.

Рассуждение.

3 класс. Теория. Почему?

  • Почему? Потому что…
  • Во-первых…, во-вторых…
  • Вот почему...

4 класс

Памятка.

  1. Кратко назови то, что будешь доказывать.
  2. Подумай, как можно построить своё доказательство.

Его можно начать так:

“Происходит это потому, что…”
“ Объясняется это тем, что…”

Таким образом, работая над типами текста, нужно дать минимум теории, показать образец текста, проанализировать его, дать задание составить собственный текст, учитывая жизненный опыт ребёнка.

1 класс.

Использую в работе занятия по составлению текста.

Структура занятия:

  1. Найди антонимы.
  2. Ответь на вопросы по картинкам.
  3. Составь рассказ по картинкам и опорным словам.
  4. Вспомни сказку и начни её рассказывать

Этот вид работы проходит в группах. Тип и структура текстов отрабатываются на уроках чтения.

Ошибки учащихся в построении текста:

  1. Несоответствие высказывания теме “ Как я видел лося”.
  2. Пропуск предложений.
  3. Наличие лишнего предложения.
  4. Нарушения порядка предложений (логическая последовательность).
  5. Неумение пользоваться местоимением, синонимами, союзами, порядком слов как средствами связи предложений в тексте.
  6. Отсутствие микротем (набор предложений).
  7. Ошибки в расчленении текста на отдельные предложения.
  8. Неумение соединять различные типы речи в одном тексте.

Над предупреждением этих ошибок работаю в недельном ритме “Предложение”.