Формирование природоведческого понятия "почва" у учащихся начальной школы на лабораторно-практическом уроке по курсу "Окружающий мир" в 3-м классе (1–4)

Разделы: Начальная школа


Урок: окружающего мира.

Класс: 3.

Тема: Почва. Свойства, виды и значение почвы. Охрана почв.

Цели:

  • формирование понятие “почва”, её состав, свойства, виды, охрана;
  • развитие умения выполнять лабораторно-практическую работу по инструкционно-модульной карте;
  • развитие умения наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
  • воспитывать интерес к предмету, природе через самостоятельную работу на уроке и подготовку к нему.
  • развивать речь учащихся, кругозор, умение работать с дополнительной литературой;
  • развивать умение контролировать свои действия соизмеримо с техникой безопасности на уроке.

Оборудование:

  • образцы почвы; глина и песок;
  • лабораторные стаканчики (по 3 шт. на парту) с воронками;
  • колбы с водой;
  • вата или фильтры;
  • лабораторные стеклянные или пластмассовые палочки ( по 1 шт. на парту);
  • лупы (1 шт. на парту);
  • предметные стёкла (1 шт. на парту);
  • спиртовка или сухое горючее; демонстрационный столик; микроскоп; штатив с пробиркой, наполненной почвой; держатель; спички) – для учителя.
  • таблицы: “Виды почв”; “План работы”.
  • книга с рассказом М. Пришвина “Чудесная кладовая”;
  • инструкционно-модульные карты для учащихся;
  • карты по технике безопасности при проведении лабораторных работ для учащихся;
  • учебники по предмету; тетради, дневники наблюдений;

План урока

I. Организация класса.

II. Анализ погоды.

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

Чтение рассказа Пришвина М. “Чудесная кладовая”.

Итог: Что понимал автор под фразой “Чудесная кладовая”?

- Определите тему сегодняшнего урока.

IV. Сообщение темы и цели урока.

План работы.
1. Состав почвы.
2. Свойства почвы.
3. Виды почв.
4. Значение почв.
5. Охрана почв.

V. Лабораторно-практическая работа.

1. Инструктаж по технике безопасности при работе.

2. Проведение опытов (по инструкционным картам)

Итог работы.

- Подводя итог работы, ответим на три вопроса:

  1. Что такое почва?
  2. Какими свойствами обладает почва?
  3. От чего зависит цвет почвы?

(Почва – это верхний рыхлый слой земли тёмного цвета. Почва состоит из остатков растений и животных, содержит воду, воздух, глину, песок и минеральные соли. Почва пропускает воду лучше, чем глина, но хуже песка.)

- Но это не самое главное свойство почвы. Главное её свойство – плодородие. Давайте прочитаем по учебнику, что такое плодородие?

- Запишем вывод в тетрадь.

V. Ознакомление с видами почв, их значением и охраной.

Выступление учащихся с сообщениями, заранее подготовленными к уроку,

о видах почв (подзолистых, чернозёмных, торфяных, песчаных, глинистых).

Итог (с записью вывода в тетрадь):

  • Почвы бывают... .
  • Самые богатые почвы...; в них много... .
  • Состав почвы можно улучшить, если … .
  • Значение почвы заключается в …. .
  • Почва нуждается в охране, так как… .
  • Мероприятия по охране почв, проводимые государством заключаются в …. .
  • А дети могут помочь в этом деле тем, что… .

VI. Итог урока.

1. Обобщение по уроку.

2. Дом. задание: найти сведения о видах почв, преобладающих в нашем регионе, их охране и использовании.