Урок: окружающего мира.
Класс: 3.
Тема: Почва. Свойства, виды и значение почвы. Охрана почв.
Цели:
- формирование понятие “почва”, её состав, свойства, виды, охрана;
- развитие умения выполнять лабораторно-практическую работу по инструкционно-модульной карте;
- развитие умения наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитывать интерес к предмету, природе через самостоятельную работу на уроке и подготовку к нему.
- развивать речь учащихся, кругозор, умение работать с дополнительной литературой;
- развивать умение контролировать свои действия соизмеримо с техникой безопасности на уроке.
Оборудование:
- образцы почвы; глина и песок;
- лабораторные стаканчики (по 3 шт. на парту) с воронками;
- колбы с водой;
- вата или фильтры;
- лабораторные стеклянные или пластмассовые палочки ( по 1 шт. на парту);
- лупы (1 шт. на парту);
- предметные стёкла (1 шт. на парту);
- спиртовка или сухое горючее; демонстрационный столик; микроскоп; штатив с пробиркой, наполненной почвой; держатель; спички) – для учителя.
- таблицы: “Виды почв”; “План работы”.
- книга с рассказом М. Пришвина “Чудесная кладовая”;
- инструкционно-модульные карты для учащихся;
- карты по технике безопасности при проведении лабораторных работ для учащихся;
- учебники по предмету; тетради, дневники наблюдений;
План урока
I. Организация класса.
II. Анализ погоды.
III. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Чтение рассказа Пришвина М. “Чудесная кладовая”.
Итог: Что понимал автор под фразой “Чудесная кладовая”?
- Определите тему сегодняшнего урока.
IV. Сообщение темы и цели урока.
План работы.
1. Состав почвы.
2. Свойства почвы.
3. Виды почв.
4. Значение почв.
5. Охрана почв.
V. Лабораторно-практическая работа.
1. Инструктаж по технике безопасности при работе.
2. Проведение опытов (по инструкционным картам)
Итог работы.
- Подводя итог работы, ответим на три вопроса:
- Что такое почва?
- Какими свойствами обладает почва?
- От чего зависит цвет почвы?
(Почва – это верхний рыхлый слой земли тёмного цвета. Почва состоит из остатков растений и животных, содержит воду, воздух, глину, песок и минеральные соли. Почва пропускает воду лучше, чем глина, но хуже песка.)
- Но это не самое главное свойство почвы. Главное её свойство – плодородие. Давайте прочитаем по учебнику, что такое плодородие?
- Запишем вывод в тетрадь.
V. Ознакомление с видами почв, их значением и охраной.
Выступление учащихся с сообщениями, заранее подготовленными к уроку,
о видах почв (подзолистых, чернозёмных, торфяных, песчаных, глинистых).
Итог (с записью вывода в тетрадь):
- Почвы бывают... .
- Самые богатые почвы...; в них много... .
- Состав почвы можно улучшить, если … .
- Значение почвы заключается в …. .
- Почва нуждается в охране, так как… .
- Мероприятия по охране почв, проводимые государством заключаются в …. .
- А дети могут помочь в этом деле тем, что… .
VI. Итог урока.
1. Обобщение по уроку.
2. Дом. задание: найти сведения о видах почв, преобладающих в нашем регионе, их охране и использовании.