Наше время предъявляет небывало высокие требования к тем, кто учится, и к тем, кто учит. Главный ориентир современной школы – воспитание полноценной личности – активной, здоровой нравственно и физически, способной к творческой деятельности.
“Образовательная область “Земля” представляет одну из базовых областей основного общего и среднего образования. Содержание образовательной области может быть реализовано как отдельным учебным предметом (курсом), так и набором курсов (дисциплин)”. География – единственный учебный курс, дающий представление о Земле как планете людей. Это в значительной степени обусловлено своеобразием географии в системе научного знания. Имея как бы два крыла – природное и социально- экономическое, география тесно связана и взаимодействует с другими областями знания. Она формирует общую культуру, в том числе экологическую.
Географическое образование призвано вооружить подрастающее поколение граждан России знанием и пониманием географических процессов, объектов, взаимодействия природы и общества в различных регионах и странах мира.
Оно необходимо для объяснения основных процессов и явлений, происходящих в природных и социально-экономических системах Земли, понимания характера социально-экономического, технологического и политического развития конкретных территорий, особенностей их материальной и духовной культуры. Без этого невозможно повышение эффективности хозяйства, улучшение качества жизни населения, поддержание нормального состояния окружающей природной среды.
Географическое образование вооружает учащихся умениями интегрировать полученную из множества источников информацию, пользоваться специфическим международным языком общения – географической картой. Это тем более важно, что информация стала одним из важнейших условий сохранения и развития современной цивилизации.*
В связи с требованиями ГоСТ, образованию пришлось существенно пересмотреть и изменить формы учебной деятельности в преподавании школьной географии, изменить соотношение теоретической и практической составляющей на уроке, кроме того, в процесс образования успешно вошли и формы внеурочной (внеклассной) работы.
Эффективность педагогической деятельности учителя определяется не только умениями и навыками, приобретенными учащимися, их достижениями, но и уровнем социализации и нравственного сознания личности. Качество образования, в соответствии с НРК стандарта характеризуется тремя составляющими, учитывая все вышесказанное я , как учитель, определила задачи для каждой из них.
Предметно-информационная.
- Обновление содержания образования за счет внедрения инноваций в образовательных технологиях.
- Удовлетворение творческих умственных, физических потребностей детей и подростков,
- Создание условий для нравственного воспитания подрастающего поколения,
- Совместное активное познание окружающего мира,
, Создание новой образовательной среды , что подразумевает атмосферу творчества педагога, учащихся и родителей в ходе организованного по-новому учебного процесса и системы дополнительного образования.
Деятельностно-коммуникативная.
- Оказание помощи ребенку в самореализации, развивая все лучшее, что заложено в личности, нейтрализуя негативные качества
- Формирование личности с осознанной гражданской позицией и ярко выраженным отношением к жизни.
- Создание условий для выбора альтернативных позитивных форм самовыражения и самоутверждения.
- Способствовать развитию у детей креативных и коммуникативных способностей и интересов.
- Возрождение активной работы родительских комитетов с целью более тесного взаимодействия семьи и школы в области образования и воспитания, тем самым повышая ответственность семьи перед обществом.
- Продолжение сотрудничества с государственными учреждениями, УДО, предприятиями города с целью разнообразия форм организации УВП в школе.
Ценностно-ориентационная.
- Устранение факторов благоприятствующих развитию наркомании.
- Формирование культуры поведения в общественных местах.
- Формирование профессиональной ориентации школьников, овладение трудовыми навыками.
- Приобщение подрастающего поколения к культурно-историческим, духовным ценностям, общению с природой.
В преподавании географии важную роль играют наглядность, доступность, популярность и занимательность изложения. Н.Н. Баранский считал, что ни один из предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности как география. Наглядность и занимательность могут найти себе место во всех методах преподавания – учительском рассказе, беседе, заданиях на дом, и конечно, в особо широких размерах – во внеклассных формах работы.
Нетрадиционные формы уроков появились на определенном этапе развития системы народного образования, теории дидактики и методик обучения учебным предметам. Они явились реакцией учительства на новые цели общеобразовательной школы, связанные с реакцией личности учащихся на сложившийся шаблон в проведении уроков, вызывающих у школьников равнодушие к учебе, откровенную скуку. Гуманистические тенденции в народном образовании привели к пониманию того, что в центре учебного процесса стоит ученик. Поиск средства развития личности учащихся заставил обратиться к психологической теории, потребовал знания психологических механизмов, действующих в учебном процессе, в частности, его мотивации, запросов и потребностей школьников.
По разнообразию и силе воздействия на личность ребенка среди форм уроков и форм внеклассной работы учебно-тематические путешествия смело можно поставить на первое место. Учебно-тематические путешествия – это обобщенное понятие, форм организации учебных занятий (урочных и внеклассных), имеющих признаки туристских форм деятельности и применяющихся в УВП школы.
Учебно-тематические путешествия в структуре учебно-воспитательного процесса нашей школы занимают существенное место. Они являются частью Национально-регионального и школьного компонентов образовательной области УВП, а также частью спортивно-туристической работы в воспитательной области УВП.
Учебно-тематические путешествия я разделяю на 4
группы (4 формы работы):
Работа по внедрению УТП в учебно- воспитательный процесс школы началась в 1996 году стихийно. Экскурсии и путешествия поводились бессистемно по мере востребования учащимися и их родителями. Единственной формой работы, повторяющейся ежегодно, был туристический слет. Анализ проводимых экскурсий, ПВД и туристических слетов показал , что они востребованы субъектами образовательного процесса. Кроме того, в школе были ребята, которые хотели бы заниматься туризмом серьезно и основательно. Появилась идея создания туристического клуба “Эдельвейс”.
Работа по организации УТП в школе завершилась включением их в УВП и ряд школьных программ : “Программу по профилактике наркомании в ОУ №10” и “Программу летней занятости детей и подростков”, соавтором которых я являюсь. В этом году мы вышли на качественно новый этап в этой работе – привлечение к разработке и проведению УТП учащимися школы, под руководством педагогов. Таким образом, школа №10 имеет индивидуальные черты в развитии и организации УВП, такие как
- соблюдение школьных традиций ( турслеты, школьный музей, экспедиции,)
- музыкальное образование, эстетизация УВП, в том числе через организацию театральных туров,
- профориентационная работа , ведущаяся в тесном сотрудничестве с предприятиями района, в том числе через экскурсии на предприятия.
- психологическая работа в школе, школьный психологический клуб,
- программа по профилактике химической зависимости.
Путешествия отличаются от экскурсий тем, что они продолжительны по времени ( от 12 часов до нескольких недель) и включают в себя уже перечисленные формы работы – экскурсии, соревнования, турслеты, походы и т.д.
Путешествия обычно организуются совместно с учреждениями дополнительного образования, имеющими лицензию на туристско-экскурсионную деятельность
Алгоритм подготовки путешествия.
табл.4
№ | Название этапа | Мероприятия | Результат. |
1 этап | Формирование мотивации. | Беседы с учащимися и родителями. Использование нетрадиционных форм проведения уроков и наглядности. | Желание совершить путешествие. |
2 этап | Выбор маршрута и программы путешествия. | Изучение предложений УДО, собственных возможностей. | Разработка маршрута и программы путешествия. |
3 этап | Подготовка к путешествию. | Сбор информации о месте путешествия. Подготовка снаряжения. Поиск источников финансирования. |
Оформление документов, набор группы. |
4 этап. | Путешествие. | Экскурсии ,походы. | Отдых, оздоровление, сбор фото и видеоматериалов. |
5 этап. | Подведение итогов путешествия. | Изготовление фотографий, выпуск газет, оформление стендов. Анкетирование. Вечера встреч участников путешествия. |
Фотоальбомы, газеты, видеофильмы. Анализ анкет. Проведение досуга. |
6 этап. | Использование материалов путешествия. | Подготовка докладов, сообщений, рефератов, творческих отчетов, конференций и т.д.. | Разработка новых нетрадиционных форм проведения урока. Активное участие в УВП. |
Предполагаемыми итогами путешествия являются:
- Знание многообразия народов и культур России.
- Ориентация на общечеловеческие ценности в реальной ситуации многонационального общения.
- Уважение к закону и традициям народов.
- Отношение к здоровью как к ценности, ориентация на здоровый образ жизни.
- Выпуск фотогазет, стендов по итогам путешествия.
Кроме того, успешно осуществляется экологический подход к содержанию школьной географии. В путешествиях мы прослеживаем, как человек осваивает природное окружение не разрушая его, сравниваем природные комплексы разных регионов страны, степень их освоенности и экологические проблемы данных регионов. Для ребят побывавших в нескольких путешествиях это огромное поле для размышлений и осмысления человеческого бытия.
Путешествия формируют умения свободно пользоваться картами разного содержания, а также планами городов, схемами автодорог, которые на уроках в школе практически не формируются.
Через учебно-тематические путешествия осуществляется практическая направленность обучения, причем не абстрактным умениям и навыкам, а именно применительно к конкретной местности. Хочется отметить и комплексную основу их содержания.
Второй год реализуется программа многодневного путешествия на оз. Аракуль в Челябинской области.
Клуб “Эдельвейс” был создан в 1997 году по моей инициативе для организации походов выходного дня и занятости досуга учащихся школы. Сейчас клуб работает по двум направлениям: спортивное (подготовка инструкторов по туризму) и организация учебно-тематических путешествий. Спортивное направление развивается при содействии ГСК “Эликсир” спортивного комитета Администрации г.Кушва.
В спортивном направлении учащимся нашей школы удалось добиться значительных успехов:
Табл.5
Год | Дата | Соревнования | Место |
2001 | Январь Июнь |
“Перильная гонка” открытое первенство
горнозаводского округа по ТМ. Областной фестиваль туристских клубов “Ревун”. |
2 3 |
2002 | Январь Июнь Сентябрь 28-29.09. 22.12. |
Городские соревнования по технике
лыжного туризма. Областной фестиваль туристских клубов “Ревун”. Городской туристский слет школьников. “Осенний марафон”, открытые соревнования по пешеходному ТМ. Открытые соревнования по лыжному ТМ. |
3 2 1 и 2 1 3 |
2003 | 9.01. 7.02. 15-18.06. 14.09. сентябрь |
Первенство города по
скалолазанию. Областное первенство “Школа безопасности-2003”. Областной фестиваль туристских клубов “Ревун”. Областной фестиваль “Исследователи Земли”. Городской туристический слет школьников. “Осенний марафон”, открытые соревнования по пешеходному ТМ. |
1 и 3 3 1 2 2 4 и 6 |
2004 | 19-22.02. 13-17.06. 23-27.06. Сентябрь 25-26.09 |
Областное открытое первенство
“Школа безопасности”. Областной фестиваль туристских клубов “Ревун”. Областной фестиваль “Исследователи Земли”. Городской туристический слет школьников. “Осенний марафон”, открытые соревнования по пешеходному ТМ. |
1 2 и 3 1 1 2 |
В работе клуба принимают участие туристы разного возраста.
Табл.6.
Возраст | Количество чел. | Стаж туристской деятельности | Спортивные разряды | ||||
юн | 3 | 2 | 1 | КМС | |||
Старше 18 лет | 11 | От 10 до 15 лет | 1 | 6 | 5 | ||
14-16 лет | 8 | 2 года | 3 | 1 | 5 | ||
12-13 лет | 6 | нет |
В целом же состав клуба постоянно меняется, но не потому, что детям что-то не нравится, просто интересы подростков неустойчивы, многие переключаются на другие виды спорта, где лучше получается. Каждый год приходят новые ребята, но следует отметить, что число детей участвующих в мероприятиях клуба, постоянно растет.
Организация учебно-тематических путешествий осуществляется при сотрудничестве с учреждениями города и области. Об этом уже было сказано выше. За 8 лет существования туристического клуба “Эдельвейс” мы существенно расширили рамки познания и “прорубили окно” в природу. Увеличилось количество походов и путешествий, а так же количество участников.
В заключение хочется сказать, что использование учебно – тематических путешествий в учебно-воспитательном процессе школы дает ощутимые результаты в повышении качества образования обучающихся .
В результате целенаправленного внедрения учебно-тематических путешествий в учебно-воспитательный процесс принципиально изменилась система взаимодействия субъектов образования, образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Родители и учащиеся из “потребителей” превратились в полноправных партнеров во взаимодействии с ОУ и УДО.
Туристическая работа школы оценена на областном уровне. Туризм является деятельностью, обеспечивающей комплексное воспитание, позволяет учащимся применять знания, полученные в школе, и приобретать практические навыки. Перед учителем открываются такие стороны характера учеников, которые невозможно понять в условиях обычной школьной жизни, да и учитель предстает перед учениками в необычной обстановке, что обеспечивает более тесное неформальное их общение. Поэтому необходимо продолжить. работу туристко-краеведческого направления, расширить материальную базу турклуба и продолжить сотрудничество с туристскими организациями области.
Список литературы.
1.Федеральный образовательный стандарт.
Книга2, “Прометей” Москва 1998г.
2.Образовательный стандарт ( национально-региональный компонент)
3.В.И.Курилова Туризм. (Учебное пособие для Пед. Институтов)
Москва “Просвещение”1988г.
4.Краеведение. под ред.Даринского А.В.
Москва “Просвещение” 1987г.
5.Остапец.А.А. Педагогика туристко-краеведческой работы в школе.
Москва “Педагогика” 1985г.
6.Щенев В.А. Классификация уроков нетрадиционных форм.
“География в школе” №2 1999г.
7.Петрова Н.Н. О новых подходах к содержанию школьной географии.