Тема: Число 10. Состав числа 10.
Тип урока: Ознакомление с новым материалом.
Задачи:
- Познакомить с числом 10 и его составом.
- Учить операциям сложения и вычитания в пределах 10 с опорой на его состав.
- Закрепить знания составов чисел до 9, действий в пределах 9.
- Учить самостоятельности и умению слушать других.
- Развивать речь, память, внимание и логическое мышление.
Ход урока
I. Орг. момент.
- Прозвенел звонок, начинается урок.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, посмотрите на доску. В домиках № 7 и № 9 некоторые жильцы получили странное послание. Хотите узнать какое?
- Тогда в тетрадях запишите этих жильцов – пропущенные числа в парах состава чисел 7 и 9, а на доске работают двое.
- Сейчас расположите числа в порядке убывания, и в соответствии с буквенным кодом прочитайте им послание. Что у вас получилось?
- Что такое клад?
- Хотите найти математический клад?
- Какими качествами должны обладать кладоискатели?
- А кто ещё всегда ищет клады?
- Откроем учебник на стр. 35 № 8. Посмотрите, пираты нас хотят опередить, они уже на острове. Давайте узнаем, найдут ли они клад, для этого вычислим примеры по стрелкам. Что у вас получилось?
- Что заметили? Верно, ответ предыдущего примера становится началом следующего. Такие примеры называются “круговыми”. Ответ последнего должен быть началом всей цепочки:
- Где можно было ещё замкнуть круг?
- Это нам позволит обогнать пиратов. Пусть они ходят по кругу, а мы пойдём вперёд к цели. Вот и нужное место. Надо копать.
III. Физкультминутка.
Копаем землю и её выбрасываем их ямы (имитация движений под счёт до 9).
IV. Новый материал.
- Ну, вот и заветный сундук, но на нём замок. На замке числа. Какие, узнаем, выполнив математический диктант. Все пишут в тетради, а на двое доске. Внимание:
- запишите число, следующее за 7 (8)
- запишите число, предыдущее 5 (4)
- запишите число, стоящее между 6 и 8 (7)
- запишите соседей числа 2 (1 и 3)
- запишите число, стоящее справа от 8 (9)
- запишите число, стоящее слева от 6 (5)
- я задумала число, оно предшествует 3 (2)
- Елена Илларьевна задумала число, оно следует за 5 (6)
- Проверяем (взаимопроверка) работу на доске.
- У нас получился числовой ключ, чтобы им открыть замок, надо числа расположить в порядке возрастания. Пишите и диктуйте: (учитель на доске)
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
- Какое число следует в ряду чисел за 9?
- Вот он и наш клад – число 10!
- Какая же тема нашего урока?
- Чему будем учиться?
- Что знаете про число 10?
- Число 10 – самое маленькое двузначное число, в записи берутся 2 цифры. Что обозначает цифра 1? Что у человека есть в количестве 1 десятка?
- В тетради запишем строчку числа 10. сколько получилось десятков? Кто знает, какое это число?
- Нам надо разложить 10 алмазов из нашего клада в 2 мешочка. Как можно это сделать? (В тетради – дети, учитель – на доске)
- Что у нас получилось? Какие случаи лишнее? Почему? (По переместительному свойству сложения)
- Что будем запоминать? (Хором, по одиночке, с закрытыми глазами)
- Кто сможет закончить состав 10 в разбивку? (Учитель – 10 это 8 - ученик – 2,
6 - 4 9 - 1 7 - 3 5 - 5)
- У дружных кладоискателей всё делится как? Какой случай из состава подойдёт?
V. Физкультминутка
“5 на 5” (5 – прыжков, 5 - хлопков)
VI. Закрепление изученного.
- А сейчас, давайте возьмём другие пары из состава 10. Запишите все взаимосвязанные равенства с: 8 + 2 = 10 (I ряд)
7 + 3 = 10 (II ряд)
6 + 4 = 10 (III ряд)
- Если затрудняетесь, консультируетесь в паре с соседом. Что у вас получилось?
8 + 2 = 10
2 + 8 = 10
10 – 8 = 2
10 – 2 = 8
- Что же за взаимосвязанные равенства должны быть? (Переместительное свойство сложения обратные случаи вычитания)
- Откроем учебник на стр. 39 № 5. Что нужно сделать? Сравним с объяснением:
1 столбик – с опорой на числовой отрезок.
(10 больше 8, т.к. на числовом отрезке стоит справа, 7 меньше 10, т.к. на числовом отрезке стоит слева)
2 столбик – не вычисляя
(10 + 0 = 10 – 0, т.к. нуль есть ничего,
10 – 2 > 10 – 5, т.к. при одинаковом уменьшаемом чем меньше убираем, тем больше остаётся)
3 столбик – не вычисляя
(3 + 7 = 2 + 8, т.к. первое слагаемое убыло на 1, а второе уменьшилось тоже на 1,
1 + 9 > 5 – 5, т.к. справа число самоуничтожается в 0)
- Решим уравнения № 6 (стр 39, по вариантам). Что получилось? Что такое Х?
- В тетрадь решим задачи № 7 (стр. 39). Читаем задачу (а). Какая схема на доске подойдёт к этой задаче? Что подпишем? Ведёт решение ученик на доске. (Аналогичная работа над двумя другими задачами.)
VII. Рефлексия.
- Что сегодня изучали?
- Игра “Часики”: за 1 минуту вы должны восстановить соседей числа 10 на песочных часиках (у каждого ученика – листок с заданием). Приготовились. Начали. Что получилось?
- Встаньте, у кого верные часики.
- Хлопните в ладоши, кому было легко выполнить это задание.
- Подпрыгните 10 раз, кому было интересно сегодня на уроке.
VIII. Домашнее задание.
- В дневниках д/з – стр. 36.