Тема урока: "Курение и его последствия"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель: повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с курением и показать вредное влияние табака на организм человека.

Задачи:

  • обсудить вредное влияние табачного дыма на организм человека;
  • обсудить причины курения – не курения;
  • обсудить последствия курения;
  • обсудить права некурящих;
  • отработать навыки отказа от курения.

Форма проведения: тренинг.

Время проведения: 45 мин.

Возраст участников: 6 класс.

Этап занятия

Продолжительность Оборудование
1. Введение.

Упражнение “Волшебная ручка”

3 мин.

Ручка.
2. Сообщение темы и цели занятия.

1-2 мин.

 
3 Актуализация проблемы.

Игра “Ассоциации”

5 мин.

Пачка сигарет “Тройка”
4. Оценка уровня информированности

Игра “Брейн-ринг”

5-7 мин.

4 набора карточек с номерами от 1 до 3. Звездочки для награждения.
5. Информационный блок.

1.Игра “Аукцион идей”

2.Мини лекция.

3.Опыт “Курящая кукла”

 

12 мин.

-Фломастеры, ватман, скотч

-Листы бумаги формата А4 с информацией (принцип газеты)

-Пластмассовая бутылка, вата, сигарета, спички

6. Игра-разминка

3 мин.

 
7. Формирование и развитие навыка.

5 мин.

Бумага, фломастеры, скотч
8. Приобретение практических навыков.

Игра “Сигарета”

5 мин.

Сигарета
9. Завершение работы.

Упражнение “Волшебная ручка”

5 мин.

Ручка.

Комментарий: Продолжительность этапов занятия зависит от особенностей группы и опыта учителя. То, что занятие “выбивается” из расписания не должно вызывать тревогу. В этом случае следует проявить гибкость. В предложенном плане продолжительность каждого этапа дана приблизительно.

ПЛАН-КОНСПЕКТ

1. Введение.

Перед началом занятия стулья в классе расставлены кругом. Учащиеся могут занять любое понравившееся им место. Учитель тоже занимает любое место в кругу. Занятие рассчитано на уже знакомых между собой учащихся.

Этот этап может быть проведен в любой удобной форме. Он рассчитан для создания рабочей атмосферы.

Упражнение “Волшебная ручка”

Учитель просит учащихся ответить на вопросы:

-Какое у вас сейчас настроение? Почему?

-С какими чувствами вы пришли сюда сегодня?

(Учащиеся поочередно отвечают на заданные вопросы, передавая ручку из рук в руки)

2. Сообщение темы и цели занятия.

Это этап, в который входит краткое представление темы, целей и задач занятия.

На этом же этапе можно вспомнить правила работы в группе.

3. Актуализация проблемы.

Игра “Ассоциации”

Цели:

  • определить уровень знаний у учащихся;
  • создать основу для более глубокого содержания работы.

В игре участвует вся группа.

Задание:

Дать детям рассмотреть пачку сигарет “Тройка” и спросить, какие ассоциации у них возникают, когда они берут ее в руки, смотрят на картинку, изображенную на пачке сигарет.

После этого все названные ассоциации обсуждаются.

4. Оценка уровня информированности.

Игра “Брейн - ринг”

Разделить учащихся на 4 группы (яблоко, груша, лимон, апельсин). Каждой группе выдать набор карточек с номерами от1 до 3.

-Вы уже знаете о курении много, а вот насколько, мы сейчас и проверим. Мы поиграем в игру “Брейн - ринг”. Это похоже на игру “Что? Где? Когда?”, но у нас будет не одна команда, а 4 группы. Один из вас будет капитаном, например тот, у кого самые голубые глаза. Я буду задавать вам вопросы и три варианта ответов. Ваша задача за 10 сек. выбрать правильный ответ. Капитан команды поднимает карточку с номером вашего ответа. За каждый правильный ответ команда получает вознаграждение- звездочку. Команда, набравшая наибольшее количество звездочек выигрывает.

(Лучше если вопросы и ответы будут напечатаны на листах бумаги форматом А4 и учитель показывает учащимся их и проговаривает).

-Итак, начали:

  • Когда, кем и откуда был впервые завезен табак в Европу?
  1. В XVI в. испанцами из Америки.
  2. В XVII в. китайцами.
  3. В XVIII в. англичанами из Индии.
  • При каком царе табак впервые появился в России?
  1. При Иване Грозном.
  2. При Екатерине II.
  3. При Петре I.
  • Какой русский царь ввел запрет на курение?
  1. Алексей Михайлович.
  2. Петр I.
  3. Екатерина II.
  • Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда человеку?
  1. Сигареты с фильтром.
  2. Сигареты с низким содержанием никотина и смол.
  3. Нет.
  • Что такое пассивное курение?
  1. Нахождение в помещении, где курят.
  2. Когда куришь “за компанию”.
  3. Когда не затягиваешься сигаретой.
  • Как влияет курение на работу сердца?
  1. Замедляет его работу.
  2. Заставляет учащенно биться.
  3. Не влияет на его работу.
  • Какое заболевание считается наиболее связанным с курением?
  1. Аллергия.
  2. Рак легкого.
  3. Гастрит.
  • Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?
  1. Стаж не имеет значения.
  2. Чем дольше куришь, тем сложнее бросить курить.
  3. Чем дольше куришь, тем легче бросить курить.

Учитель подводит итоги.

- Подсчитайте количество звездочек. Команде победительнице наши аплодисменты (аплодисменты).

5. Информационный блок.

Игра “Аукцион идей”

Учащихся разбить на 2 группы (красивые - умные). На доску прикрепить плакат “Причины”.

Задание:

-Подумайте, почему одни ученики курят, а другие нет. Перечислите причины, называя их по очереди. “Красивые” - называют причины курения, а “умные” - причины не курения. Ребята называют причины, а учитель записывает их на плакат.

Обсуждение.

Обратить внимание на причины курить.

-Действительно ли вы думаете, что сигареты все это могут?

Вывод: Сигареты не магическое средство и они не могут сделать всего того, что им приписывается.

Мини лекция.

(листы с информацией, принцип газеты)

  1. 90% рака легких наблюдается у людей, которые курят.
  2. Каждая выкуренная сигарета, уносит 6 минут жизни.
  3. Сигареты опасны, потому что содержат и при горении производят ядовитые вещества, такие как смолы, никотин, угарный газ.
  4. Пассивное курение уменьшает жизнь на 4 года.
  5. Если человек начал курить в 15 лет, то его жизнь сокращается в среднем на 8 лет и более.
  6. В табачном дыме содержится свыше 3000 веществ.
  7. Сигаретный фильтр способен задержать не более 20% вредных веществ.
  8. Более 80% мужчин осуждают курение женщин.

Опыт “Курящая кукла”

Опыт желательно проводить в хорошо проветриваемом помещении, для этого открыть окно. Подготовить чистую сухую прозрачную пластиковую бутылку. Взять любую сигарету, желательно без фильтра и ее кончик обмотать чистой ватой. Сигарету с ватой вставить в горлышко бутылки так, чтобы она крепко держалась там.

- Сейчас мы посмотрим с вами опыт, который нам покажет, как выглядят легкие курящего человека изнутри. Бутылка будет служить нам макетом легкого. Возьмем сигарету без фильтра, а вместо фильтра возьмем вату. Поджигаем сигарету.

Учитель руками сжимает и разжимает бутылку, поясняя, что это “вдох-выдох” макета. Прозрачная бутылка позволяет просматривать дым изнутри. Опыт проводится до тех пор, пока не выгорит вся сигарета, а затем ее потушить. Дать учащимся понюхать вату и бутылку.

-В опыте вы видели воздействие лишь одной сигареты на “легкие” куклы, тогда как курильщик выкуривает несколько сигарет, и его легкие выглядят значительно чернее и запах от них еще сильнее.

6. Игра – разминка.

“Постройтесь по росту”

Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось.

7. Формирование и развитие навыка.

Работа в группах (Земля, Венера, Марс)

Каждой группе раздать лист бумаги и фломастеры.

-Некурящие люди все настойчивее заявляют о своих правах дышать чистым воздухом и выдвигают все больше возражений курению.

Задание: Приведите примеры мест, где людям не позволяется курить или их возможности курить ограничены.

Защита работ.

8. Приобретение практических навыков.

Игра “Сигарета”

Учащиеся садятся в круг. Им дается задание придумать несколько вариантов отказа от курения и несколько вариантов предложения ее попробовать. Учитель берет сигарету из пачки и предлагает ее участнику сидящему рядом. Участник отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. После этого сигарета переходит к этому участнику, и уже он уговаривает своего соседа попробовать сигарету и т.д.

Обсуждение:

- Легко ли было подбирать достойные отказы?

- Какие из произнесенных вариантов отказа были наиболее эффективными?

- Как вы себя чувствовали в роли уговаривающего и отказывающего?

9. Зарершение работы.

Упражнение “Волшебная ручка”

На этом этапе учитель по кругу спрашивает у учащихся о том, что им понравилось, какие чувства они испытывают в данный момент (учащиеся передают друг другу ручку).