Цель: повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с курением и показать вредное влияние табака на организм человека.
Задачи:
- обсудить вредное влияние табачного дыма на организм человека;
- обсудить причины курения – не курения;
- обсудить последствия курения;
- обсудить права некурящих;
- отработать навыки отказа от курения.
Форма проведения: тренинг.
Время проведения: 45 мин.
Возраст участников: 6 класс.
№ | Этап занятия |
Продолжительность | Оборудование |
1. | Введение. Упражнение “Волшебная ручка” |
3 мин. |
Ручка. |
2. | Сообщение темы и цели занятия. | 1-2 мин. |
|
3 | Актуализация проблемы. Игра “Ассоциации” |
5 мин. |
Пачка сигарет “Тройка” |
4. | Оценка уровня информированности Игра “Брейн-ринг” |
5-7 мин. |
4 набора карточек с номерами от 1 до 3. Звездочки для награждения. |
5. | Информационный блок. 1.Игра “Аукцион идей” 2.Мини лекция. 3.Опыт “Курящая кукла”
|
12 мин. |
-Фломастеры, ватман, скотч -Листы бумаги формата А4 с информацией (принцип газеты) -Пластмассовая бутылка, вата, сигарета, спички |
6. | Игра-разминка | 3 мин. |
|
7. | Формирование и развитие навыка. | 5 мин. |
Бумага, фломастеры, скотч |
8. | Приобретение практических навыков. Игра “Сигарета” |
5 мин. |
Сигарета |
9. | Завершение работы. Упражнение “Волшебная ручка” |
5 мин. |
Ручка. |
Комментарий: Продолжительность этапов занятия зависит от особенностей группы и опыта учителя. То, что занятие “выбивается” из расписания не должно вызывать тревогу. В этом случае следует проявить гибкость. В предложенном плане продолжительность каждого этапа дана приблизительно.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
1. Введение.
Перед началом занятия стулья в классе расставлены кругом. Учащиеся могут занять любое понравившееся им место. Учитель тоже занимает любое место в кругу. Занятие рассчитано на уже знакомых между собой учащихся.
Этот этап может быть проведен в любой удобной форме. Он рассчитан для создания рабочей атмосферы.
Упражнение “Волшебная ручка”
Учитель просит учащихся ответить на вопросы:
-Какое у вас сейчас настроение? Почему?
-С какими чувствами вы пришли сюда сегодня?
(Учащиеся поочередно отвечают на заданные вопросы, передавая ручку из рук в руки)
2. Сообщение темы и цели занятия.
Это этап, в который входит краткое представление темы, целей и задач занятия.
На этом же этапе можно вспомнить правила работы в группе.
3. Актуализация проблемы.
Игра “Ассоциации”
Цели:
- определить уровень знаний у учащихся;
- создать основу для более глубокого содержания работы.
В игре участвует вся группа.
Задание:
Дать детям рассмотреть пачку сигарет “Тройка” и спросить, какие ассоциации у них возникают, когда они берут ее в руки, смотрят на картинку, изображенную на пачке сигарет.
После этого все названные ассоциации обсуждаются.
4. Оценка уровня информированности.
Игра “Брейн - ринг”
Разделить учащихся на 4 группы (яблоко, груша, лимон, апельсин). Каждой группе выдать набор карточек с номерами от1 до 3.
-Вы уже знаете о курении много, а вот насколько, мы сейчас и проверим. Мы поиграем в игру “Брейн - ринг”. Это похоже на игру “Что? Где? Когда?”, но у нас будет не одна команда, а 4 группы. Один из вас будет капитаном, например тот, у кого самые голубые глаза. Я буду задавать вам вопросы и три варианта ответов. Ваша задача за 10 сек. выбрать правильный ответ. Капитан команды поднимает карточку с номером вашего ответа. За каждый правильный ответ команда получает вознаграждение- звездочку. Команда, набравшая наибольшее количество звездочек выигрывает.
(Лучше если вопросы и ответы будут напечатаны на листах бумаги форматом А4 и учитель показывает учащимся их и проговаривает).
-Итак, начали:
- Когда, кем и откуда был впервые завезен табак в Европу?
- В XVI в. испанцами из Америки.
- В XVII в. китайцами.
- В XVIII в. англичанами из Индии.
- При каком царе табак впервые появился в России?
- При Иване Грозном.
- При Екатерине II.
- При Петре I.
- Какой русский царь ввел запрет на курение?
- Алексей Михайлович.
- Петр I.
- Екатерина II.
- Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда человеку?
- Сигареты с фильтром.
- Сигареты с низким содержанием никотина и смол.
- Нет.
- Что такое пассивное курение?
- Нахождение в помещении, где курят.
- Когда куришь “за компанию”.
- Когда не затягиваешься сигаретой.
- Как влияет курение на работу сердца?
- Замедляет его работу.
- Заставляет учащенно биться.
- Не влияет на его работу.
- Какое заболевание считается наиболее связанным с курением?
- Аллергия.
- Рак легкого.
- Гастрит.
- Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения?
- Стаж не имеет значения.
- Чем дольше куришь, тем сложнее бросить курить.
- Чем дольше куришь, тем легче бросить курить.
Учитель подводит итоги.
- Подсчитайте количество звездочек. Команде победительнице наши аплодисменты (аплодисменты).
5. Информационный блок.
Игра “Аукцион идей”
Учащихся разбить на 2 группы (красивые - умные). На доску прикрепить плакат “Причины”.
Задание:
-Подумайте, почему одни ученики курят, а другие нет. Перечислите причины, называя их по очереди. “Красивые” - называют причины курения, а “умные” - причины не курения. Ребята называют причины, а учитель записывает их на плакат.
Обсуждение.
Обратить внимание на причины курить.
-Действительно ли вы думаете, что сигареты все это могут?
Вывод: Сигареты не магическое средство и они не могут сделать всего того, что им приписывается.
Мини лекция.
(листы с информацией, принцип газеты)
- 90% рака легких наблюдается у людей, которые курят.
- Каждая выкуренная сигарета, уносит 6 минут жизни.
- Сигареты опасны, потому что содержат и при горении производят ядовитые вещества, такие как смолы, никотин, угарный газ.
- Пассивное курение уменьшает жизнь на 4 года.
- Если человек начал курить в 15 лет, то его жизнь сокращается в среднем на 8 лет и более.
- В табачном дыме содержится свыше 3000 веществ.
- Сигаретный фильтр способен задержать не более 20% вредных веществ.
- Более 80% мужчин осуждают курение женщин.
Опыт “Курящая кукла”
Опыт желательно проводить в хорошо проветриваемом помещении, для этого открыть окно. Подготовить чистую сухую прозрачную пластиковую бутылку. Взять любую сигарету, желательно без фильтра и ее кончик обмотать чистой ватой. Сигарету с ватой вставить в горлышко бутылки так, чтобы она крепко держалась там.
- Сейчас мы посмотрим с вами опыт, который нам покажет, как выглядят легкие курящего человека изнутри. Бутылка будет служить нам макетом легкого. Возьмем сигарету без фильтра, а вместо фильтра возьмем вату. Поджигаем сигарету.
Учитель руками сжимает и разжимает бутылку, поясняя, что это “вдох-выдох” макета. Прозрачная бутылка позволяет просматривать дым изнутри. Опыт проводится до тех пор, пока не выгорит вся сигарета, а затем ее потушить. Дать учащимся понюхать вату и бутылку.
-В опыте вы видели воздействие лишь одной сигареты на “легкие” куклы, тогда как курильщик выкуривает несколько сигарет, и его легкие выглядят значительно чернее и запах от них еще сильнее.
6. Игра – разминка.
“Постройтесь по росту”
Участники становятся плотным кругом, закрывают глаза. Их задача состоит в том, чтобы построиться с закрытыми глазами по росту. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось.
7. Формирование и развитие навыка.
Работа в группах (Земля, Венера, Марс)
Каждой группе раздать лист бумаги и фломастеры.
-Некурящие люди все настойчивее заявляют о своих правах дышать чистым воздухом и выдвигают все больше возражений курению.
Задание: Приведите примеры мест, где людям не позволяется курить или их возможности курить ограничены.
Защита работ.
8. Приобретение практических навыков.
Игра “Сигарета”
Учащиеся садятся в круг. Им дается задание придумать несколько вариантов отказа от курения и несколько вариантов предложения ее попробовать. Учитель берет сигарету из пачки и предлагает ее участнику сидящему рядом. Участник отказывается. Отказ должен быть тактичным, но твердым. После этого сигарета переходит к этому участнику, и уже он уговаривает своего соседа попробовать сигарету и т.д.
Обсуждение:
- Легко ли было подбирать достойные отказы?
- Какие из произнесенных вариантов отказа были наиболее эффективными?
- Как вы себя чувствовали в роли уговаривающего и отказывающего?
9. Зарершение работы.
Упражнение “Волшебная ручка”
На этом этапе учитель по кругу спрашивает у учащихся о том, что им понравилось, какие чувства они испытывают в данный момент (учащиеся передают друг другу ручку).