Конспект урока на тему: "Сочинение по картине К.Ф. Юона "Августовский вечер. Последний луч. Лигачево"

Разделы: Русский язык


Цель урока: передать свое отношение к картине интерьерного жанра со сложной композицией (описание помещения), обратить внимание на средства воссоздания жизни в живописи.

Ход урока

О художнике К.Ф. Юоне

Константин Федорович Юон прожил долгую и внешне вполне благополучную жизнь. Он был счастлив в семье, признан в творческой среде. Художник многогранного дарования – живописец, график, театральный декоратор, педагог, искусствовед, художественный критик, публицист.

Юон, как говорят, “родом из детства” - его жизнь представляла собой развитие заложенных, усвоенных в детском и отроческом возрасте творческих возможностей.

По происхождению он связан со Швейцарией – его род в этой стране прослеживается от XIV века, поэтому будущий художник, который родился в 1875 г., имеет двойное имя Константин- Николай. Жизнь большой семьи (Константин был четвертым из одиннадцати детей) протекала, как и во многих интеллигентных московских семьях: домашние концерты, детские спектакли, постановки “живых картин”. Все дети любили музыку и увлекались ею. Рисование, архитектурные памятники, театр – особые пристрастия Константина Юона.

Закончив реальное училище, Юон продолжил учебу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учителей были К. Савицкий, А. Архипов, Л. Пастернак, А. Корин, В. Серов, К. Коровин, И. Левитан.

Деньги, заработанные уроками, продажей работ, молодой художник тратил на заграничные поездки, где посещал музеи и выставки, работал в парижских студиях. Результатом стало значительное расширение кругозора, ощущение причастности к общеевропейским путям развития искусства.

В 1900 г. Юон пробует себя на педагогическом поприще. Он открывает одну из первых частных московских школ “Классы рисования и живописи”. Среди учеников были известные впоследствии художники, архитекторы и скульпторы: В. Мухина, В. Ватагин, В. Фаворский, Р. Фальк и др.

В этом же году Константин Юон открыл для себя главный неиссякаемый творческий источник – подмосковное село Лигачево, ставшее для него и домом, и вечным пейзажным мотивом. Здесь он встретил свою будущую жену, местную крестьянку Клавдию Алексеевну Никитину.

В 1900 г. состоялся дебют Юона на выставке Товарищества передвижников и первая покупка Третьяковской галереей его работы “У Новодевичьего монастыря весной”.

К.Ф. Юон много путешествовал, черпая в поездках впечатления и сюжеты. Бывая в старинных русских городах, он проникался их духом и красотой, воплощал образы национальной культуры на своих полотнах. Художник был увлечен суетой жизни, ее неугомонным кипением. Его привлекали места многолюдные – площади, монастыри, берега рек. Слитный гул базаров, гуляний, праздников передан на его картинах множественностью фигур, красочной пестротой одежд, обобщенностью, пластической однородностью лиц и фигур, похожих на цветную мозаику. Смысл его композиций – в соединении исторического окружения и человеческой повседневности.

Изменившаяся жизнь (Октябрьская революция, новый государственный строй ) заставила Юона искать применения своих сил и в других областях: он поступил в Московский отдел народного образования, где занимался организацией преподавания изобразительного искусства в художественных школах, любительских студиях, не оставляя, конечно, своего основного дела – творчества. Он в тот период был неоднозначным: с падениями и взлетами, исканиями, попытками найти себя в новом жанре – тематической картине (где он испытал довольно много неудач, так как это был не его путь в искусстве), но у художника всегда была эмоциональная отдушина – милое Лигачево, где черпались силы и вдохновение для написания пейзажей.

Долгая жизнь К.Ф. Юона закончилась в 1958 г. Многочисленные звания и награды говорят о том, что он был признан государством, однако признание и память благодарных зрителей гораздо важнее. Ведь с именем художника связаны такие обобщенные понятия как “юоновский пейзаж”, “юоновская весна”, “юоновская зима”. Они обозначают особенные явления и мотивы в лирическом образе русской природы, которые сумел увидеть и по-своему запечатлеть именно Юон, оставивший яркий, радостный, полный света и поэзии след в русском искусстве.

Слово искусствоведа

В селе Лигачеве, что под Москвой, Юон купил участок земли на окраине, построил мастерскую с не по-деревенски большими, сдвоенными окнами, со временем обросшую пристройками, и провел там пятьдесят наполненных творчеством лет. Почти все зимние пейзажи и множество летних написаны в Лигачеве – именно они более всего заслуживают названия юоновских.

Тема “августовских вечеров” появилась в творчестве Юона еще в 20-е годы, и началом ее стало изображение лирической семейной сценки на террасе дома. Август для Юона был одним из любимых периодов, его привлекала эта закатная пора лета. Прощание до следующего года с летним “солнцем художника” составляет элегическую ноту августовских работ художника. Но прежде чем угаснуть, краски горят особенно жарко. Место действия – лигачевский дом. Обращение к предвечернему освещению позволило художнику соединить интенсивные, горячие цвета в изображении внутреннего пространства дома и прохладную зелено-желтую гамму пространства окружающего.

Здесь Юон особенно тонко “перемешивает” живописные жанры. Интерьер потеснен пейзажем, рвущимся в сдвоенные окна и как бы продолженным в образе торжествующего букета, обосновавшегося в комнате. Изысканный натюрморт на столе парит на белой скатерти, от бликов и теней ставшей многоцветной. Прочные массивные стулья словно хранят печать присутствия людей только что покинувших комнату и вышедших в вечереюший простор, наслаждаться его красотой. Именно с красотой связан смысл понятия “юоновский пейзаж”.

Часто живопись мастера называют поэтической. Действительно, это пейзажная лирика, адекватная стихотворным образам русской поэзии. Творчество было для художника истинным наслаждением, и прежде всего потому, что устанавливало особую связь между ним и миром. “Счастье художника – живописца, лучшее его счастье всегда живет рядом с ним и вокруг него” – писал Юон. И до конца своих дней он жил с желанием дарить это счастье другим. Его работа “Августовский вечер. Последний луч” по-настоящему удивляет свежестью взгляда и живописным темпераментом, говорит о неувядающей наблюдательности, ярком эмоциональном восприятии природы, а ведь написана художником 70-и с лишним лет.

Поэтическое воплощение России в образах старой Москвы и провинции, яркие национальные типы, живописная трактовка архитектурных памятников, лирика русской природы, отображенные на полотнах Юона, очень притягательны. Праздничное восприятие жизни, солнечность колорита, декоративность и свобода живописной манеры, артистизм и эмоциональность – все это звучит в живописи Юона и находит отклик в каждой душе.

Знакомство с картиной

Викторина для внимательных

Отвечать на вопросы нужно, не глядя в текст.

  1. Сколько стульев на террасе?
  2. Какой цвет преобладает в букете?
  3. Сколько чашек на столе?
  4. Висит ли что-нибудь на стенах террасы?
  5. Что видно из окна, расположенного напротив зрителей?

Подготовительные задания

1.Вопросы и ответы по содержанию.

а) Чем необычна эта картина?

б) Почему картина так подробно названа?

в) Что составляет интерьер?

г) Сложен ли натюрморт?

д) Какую роль играют цветы в организации пейзажа?

е) Какие чувства пробуждает картина?

2. Подберите эпитеты к словам: луч, самовар, букет, воздух, терраса, закат.

3. Найдите в предложениях метафоры, эпитеты, сравнения.

Буйная зелень смело заглядывает в окна террасы.

В натюрморте царствует пышный разноцветный букет.

Начищенный до блеска самовар приглашает попить ароматного чая.

Последний луч желанным гостем вошел и мягко в кресло сел.

Августовский вечер- друг семьи, тоже отдыхает на террасе.

4. Найдите в каждой группе предложений синонимы, в том числе контекстуальные.

а) Тонкий многоцветный аромат устойчиво держится над садами до голубых потемок…

А тут дух от земли чистый. (По М. Шолохову)

б) Теплый, мягкий луч золотым пятном сияет на чистых половицах.

Августовским лучом согрето все пространство полотна.

в) Распахнутые окна зовут в вечерний сад, за околицу.

Из растворенного окна окрестность чуточку видна.

5. Вставьте пропущенные буквы.

Расст…латься по равнине, расст…лить скатерть, р…стущие кусты, выр…шенные цветы, произр… стать около дома, бл…стать в закатных лучах, бл…стеть на половице, легкое прик…сновение, едва к…саться, густо зар…сли, дог…рающая з…ря, распол…гаться удобно, распол…житься вдоль стен, предл…гает отдохнуть, присл…ниться к створке, удачное соч…тание, прим…риться с уходом лета.

6. Раскройте понятия, характерные для данной картины, запишите.

Интерьер:

Натюрморт:

Пейзаж:

7. Прочитайте план, проанализируйте его с точки зрения полноты, достаточности для описания картины.

Вступление:

а) необычность полотна в слиянии трех жанров;

б) равнозначность каждого жанра в общем замысле картины.

Основная часть.

1. Интерьер:

а) общий вид террасы;

б) простота обстановки;

в) сочетание теплых и холодных тонов для изображения игры предвечернего освещения, передачи атмосферы теплого уюта дома и прохладного августовского заката.

2. Натюрморт:

а) небольшой и скромный набор предметов;

б) самовар и ваза, как предметы, зрительно уравновешивающие друг друга; скатерть с множеством переходных оттенков - отражение игры света.

в) букет- основное цветовое пятно, переход к пейзажу.

3. Пейзаж:

а) распахнутые сдвоенные окна;

б) зелень, рвущаяся в открытые створки;

в) окно напротив зрителей с четко обозначенным деревцем, плетнем;

с полосками поля, реки, неба.

Заключение:

а) гармоничность и цельность композиции;

б) общее впечатление от полотна.

8. Выберите из нескольких вариантов начала сочинения наиболее отвечающий вашему настроению.

а) Смотрю я на эту картину и думаю, почему она так притягивает взгляд, так не отпускает. Может быть, потому что я очень люблю, когда вся наша семья после суматошного дня собирается на дачной террасе. Мы болтаем, пьем чай, любуемся видом из окна. Эта терраса мне так напоминает нашу…

б) Какие красивые цветы на столе! Кажется, что они только сорваны и еще ароматно пахнут теплым садом и летом. Приятно посидеть за вечерним чаем на открытой террасе дома, вдыхая запах не городских асфальтированных магистралей, а неповторимый дух летнего деревенского вечера. Представим себя гостем этого уютного дома.

в) Перед нами непростая картина. Ее трудно описать, так как здесь представлены три равноценных жанра: интерьера, натюрморта и пейзажа.

Терраса загородного дома с накрытым к чаю столом и распахнутыми в летний сад окнами. С чего начнем? Пожалуй, с интерьера, так тепло освещенного заходящим августовским солнцем.

9. Образуйте от глаголов деепричастия:

Освещать – прислонить – дополнить –
лежать – прятать – выглянуть –

10. Просклоняйте словосочетания “белоснежная скатерть”, “дощатые половицы”, “легкий плетень”.

11. Подберите наречие, противоположное по смыслу; запишите словосочетания. Учитывайте контекст.

Блекло – редко – жидко – слева –
чересчур – вблизи – точно – обратно –

Слова для справок: ярко, светло, красочно, пышно, полно, объемно, густо, плотно, справа, в меру, немного, мало, вдали, далеко, примерно, приблизительно, на глаз, навстречу.