Цели урока:
- Сформировать представления учащихся о родном крае.
- Развивать умение работать с картой и дополнительной литературой, познакомить с административной картой России.
- Воспитывать любовь к своему краю.
Оборудование:
- административная карта России;
- карта родного края;
- раздаточный материал;
- фотографии и рисунки с изображением родного края.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение тему и целей урока.
(Звучит запись песни “Наш край”)
- Почему сегодня наш урок начался так необычно? Как вы думаете, почему прозвучала эта песня? (Потому что говорить сегодня мы будем о нашем крае)
- Да совершенно верно. Мы начинаем изучение нового раздела “Родной край – часть большой страны”.
- Какой он наш край? Как живут и чем занимаются люди? Что окружает нас? Вот об этом мы будем говорить с вами сегодня.
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!
На доске и в тетрадях записывается тема: “Наш край”.
II. Работа над новой темой.
- Давайте познакомимся с административной картой России (настенная карта, учебник стр. 144, 145). Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (Ответы детей).
- Что вам говорят условные обозначения?
- Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. Что вы можете сказать о территориях, которые они занимают? (Ответы детей).
- Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т.д.)
- Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье).
- А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равнине? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей)
- Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите как много здесь населенных пунктов, городов.
- Найдите на карте территорию, где мы живем. Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте).
- Какой город является главным на нашей территории? (Находят на карте.)
- Это наш край наша маленькая родина. Где расположена наша маленькая родина?
- Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с соседями? С другими округами, республиками, краями?
- В какой природной зоне мы с вами живем?
- А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на карту?
- Перечислите города, реки, населенные пункты.
- Найдите город, в котором мы живем.
- Чем богат наш край?
- Какие отрасли производства у нас развиты?
- Подготовьте рассказ о нашем крае “Что расскажу иностранцам о моем крае”.
Работа ведется в парах.
План рассказа:
- Географическое положение ( равнина/ плоскогорье/ горы, соседи, природная зона, тепловой пояс);
- Экономика (добыча полезных ископаемых, отрасли производства, сельское хозяйство);
- Природа края (растения, животные).
Выслушиваются рассказы учащихся.
- Чей рассказ на наш взгляд был более подробным? Ваши дополнения.
Обобщающий рассказ учителя о родном крае.
III. Физкультминутка.
По родному краю
Дружно мы шагаем (марш на месте)
справа от нас – зеленый луг. (поворот)
Слева находится лес. (поворот)
В таком лесу полно чудес
Белка с ветки на ветку скок. (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух
Аж захватывает дух! (махи руками)
Солнце над березами светит нам. (повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам. (наклоны)
IV. Закрепление изученного.
Работа в тетради. Детям раздаются трафареты с изображением Кемеровской области.
- Обведите трафарет в своих тетрадях.
- Укажите, с какими областями, республиками граничит наш край.
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой:
- Обозначьте на карте в тетрадях: главный город нашего края; город в котором мы с живем; Мариинск – город нашего края.
- Крупные города нашего края – Прокопьевск, Белово, Новокузнецк и т.д.
- Название нашего села.
- Запишите растения и животных нашего края в таблицу:
Растения | Животные |
Рябина Калина Ромашка Подорожник Смородина Тополь |
Соболь Белка Норка Медведь Лиса Волк |
V. Подведение итогов.
- Что понравилось на уроке.
Выставление оценок.
Домашнее задание
Устный рассказ “Мой край”.
Сочинение “Что я расскажу иностранцам о своем селе”.