Волшебным миром я фонтанов очарован…

Разделы: Физика


Очень часто в разговорах бывших выпускников школ можно слышать, что самым ужасным предметом в школьной программе является физика. К сожалению, год от года эта ситуация усугубляется. Имея десятилетний стаж работы в массовой школе, мне бы хотелось, чтобы от моих уроков у ребят оставалось чувство красоты Природы, преклонение перед совершенством Науки, возможность самому приложить свои знания для преобразования Мира…

Конечно, скажите вы, цели грандиозные, но как воплотить их на практике? Меня тоже мучает данный вопрос: где бы найти время, чтобы объять необъятное? Временами кажется, чтобы ты не делал – все это впустую, а так хочется, чтобы…

Познакомившись на курсах повышения квалификации с методом учебных проектов, я поняла, что, хоть это не панацея от всех бед, но достаточно доступный способ познакомить учащихся с достижениями современной науки, с ее теорией и практическим применением полученных знаний. Под учебным проектом я понимаю самостоятельную работу учащихся под руководством более опытного товарища (этакая диссертация в миниатюре). Что же лично меня привлекает в данном методе? Прежде всего, тема проекта, как правило, не ограничивается рамками одного стандартного урока, она гораздо шире и глубже. Во-вторых, это богатейшие межпредметные связи. Что еще важно – так это возможность создания разновозрастных групп по интересам, воспитание взаимоподдержки и взаимовыручки. И, наконец, возможность свободной ориентации в любом информационном пространстве (развитие навыков поиска необходимой информации) и умение преподносить плоды собственной деятельности (презентация).

В данной работе представлен методический паспорт учебного проекта “Волшебным миром я фонтанов очарован...”, который был выполнен с учащимися 7 класса при изучении темы “Давление”. Параграф учебника 7 класса по физике отражает только суть работы сообщающихся сосудов, но в нем совершенно ничего не говорится о практическом применении сообщающихся сосудов в архитектуре, очень кратко описано применение в быту. Детям было предложено ознакомиться с этой темой шире, применив полученные ранее знания по истории, географии, мировой художественной культуре, физике. Учащиеся заинтересовались предложением самим сделать работающие модели фонтанов. Далее был разработан перечень вопросов (проблем), на которые хотелось получить ответы в ходе реализации проекта (проблемы ставились учащимися в ходе беседы с учителем). Ребята предложили разбиться на группы по 4-5 человек для подготовки к презентации, каждая группа должна была подготовить сообщение по одной из проблем и действующую модель фонтана. Предложены следующие темы сообщений: “История создания фонтанов”, “Фонтаны Петергофа”, “Фонтаны Москвы”, “Практическое использование сообщающихся сосудов”, “Фонтаны в литературе”, “Как работают сообщающиеся сосуды”, “Можно ли построить фонтаны вокруг нашей школы”. На работу по каждой теме было отведено две недели. Активную помощь учащимся оказывали учителя истории, географии, технологии, информатики, МХК, литературы и физики.

В ходе работы над проектом в каждой группе был выбран докладчик (выступление с сообщением по основной теме группы), разработчики действующей модели фонтана и выступающий с презентацией данной модели (в его задачу входило рассказать историю, связанную с созданием данного фонтана). Материал для основного сообщения подбирался всей группой, отбирался иллюстративный материал, составлялся план выступления. В зависимости от специфики вопроса учащиеся обращались за консультацией к одному из учителей – предметников. В ходе работы над проектом учащиеся помимо получения физических знаний по теме “Сообщающиеся сосуды” повторяют историю России с XVII по XXI века, историю древнего мира, изучают работу артезианского колодца и фонтанного способа добычи нефти, подбирают музыку и литературные произведения, описывающие действия фонтанов.

Сама презентация состояла из двух частей: теоретической и практической.

В ходе теоретической части учащиеся, выслушав сообщения групп о различном использовании фонтанов и принципе действия сообщающихся сосудов (выступления сопровождались демонстрацией слайдов, репродукций и фотографий, а также чтением литературных отрывков и звучанием музыкальных фрагментов), должны ответить на вопросы:

  • Для чего предназначались фонтаны?
  • В чем отличие принципа действия современных фонтанов от античных?
  • Почему фонтаны испокон веков привлекали внимание писателей и поэтов?
  • Почему многие фонтаны украшены фигурами античных героев?
  • Почему в Москве гораздо меньше фонтанов, чем в Санкт-Петербурге, хотя Москва более чем на 500 лет старше?
  • Где расположены основные (наиболее известные) фонтаны Москвы?
  • Почему вокруг нашей школы нет фонтанов?

По договоренности с выступающими ни в одном сообщении не давалось прямого ответа на поставленные вопросы. Полные обоснованные ответы были получены в ходе обсуждения в группах. Далее был просмотрен видеофильм “Русские императорские дворцы”, в котором демонстрировались фонтаны Петергофа.

Во второй части презентации учащиеся рассказывали о созданных действующих моделях фонтанов и легенду, связанную с придуманной моделью. План ответа обязательно содержал рефлексию – анализ своей работы над данным проектом, какие идеи и кем выдвигались по созданию легенды, кто искал информацию по теме, каким образом информация была отобрана и структурирована.

Методический паспорт учебного проекта “Волшебным миром я фонтанов очарован…”

Адресация.

Данный проект целесообразно использовать при изучении курса физики 7 класса в теме “Давление жидкостей и газов” на уроке “Сообщающие сосуды”.

Цели:

образовательные

  • дать понятие о сообщающихся сосудах; определить причину установки на одном уровне однородной жидкости в сообщающихся сосудах любой формы; указать практическое применение сообщающихся сосудов;

воспитательные

  • научиться видеть красоту в окружающем мире; создать условия для отношений сотрудничества между учащимися; сформировать чувство ответственности за порученную работу; воспитание умения слушать и слышать;

развивающие

  • развитие творческих способностей учащихся (воображения, наблюдательности, памяти, мышления); развитие способности устанавливать межпредметные связи (физика, история, МХК, география) и выявлять причинно-следственную связь; развитие мелкой моторики при конструировании моделей; развитие монологической речи; развитие самоанализа и рефлексии;

Данный проект предусматривает как индивидуальную, так и групповую формы работы. Рассчитан по времени на две недели (сбор материала, подготовка макета и презентации); презентация проходит в урочное время (2-х часовой урок).

Обеспечение.

  • комплект приборов для изучения действия сообщающихся сосудов
  • диапроектор и набор слайдов “Фонтаны Москвы и Петергофа”
  • эпидиаскоп и набор репродукций и фотографий различных фонтанов
  • Internet-ресурсы
  • видеофильм “Русские императорские дворцы” (телевизор и видеомагнитофон)
  • модель артезианского колодца
  • произведения русских писателей, посвященные фонтанам (стихотворения Пушкина, Тютчева, Фета и др.)
  • аудиокассета с записью водопада (аудиомагнитофон)
  • карта центральной части Москвы, с нанесенными на нее местами расположения фонтанов

Учителя – предметники (физика, география, МХК, история, информатика, технология) предоставили учащимся время для консультаций по интересующему их вопросу. Работали ребята с увлечением, многие приходили на консультации с родителями, так как родители проявили живой интерес к нетрадиционной форме обучения, помогли с подготовкой видео и аудио материалов и созданием действующих моделей фонтанов.

При работе учащимся понадобились общеучебные навыки работы с печатными носителями информации, владение методами поиска необходимой информации в библиотечном каталоге (помощь оказывал школьный библиотекарь) и в Internet-ресурсах, умение работать в группе, умение анализировать и сопоставлять, умение грамотно строить свою речь.

Из специальных знаний и умений по физике ребятам пригодилось понятие давления, умение вычислять давление жидкости; знание о том, как меняется давление с глубиной; знание закона Паскаля и умение применять его в различных ситуациях.

Мотивацией для учащихся послужила нестандартная форма работы по предмету и желание выполнить действующую модель фонтана; им понравилась возможность самим определить круг вопросов, рассматриваемых на уроке, и самим создать рабочие группы по интересам.

Предполагаемые приращения.

Данный проект нацелен не только на освоение физических знаний о принципе действия сообщающихся сосудов, но и на развитие умения учащихся самих находить межпредметные связи, обобщать и анализировать полученную информацию; на продолжение развития умения работать с книгой и обучение азам поиска нужной информации в internet. Главное, что необходимо подчеркнуть, - любое физическое открытие, пусть даже самое маленькое, обязательно находит свое практическое применение.

Огромное внимание в данном проекте уделено развитию коммуникативных навыков в информационном обмене и ролевом взаимодействии, а также умению проводить самоанализ и рефлексию.

В ходе презентации самими учащимися была высказана мысль о проведении экскурсии для знакомства с фонтанами Москвы и, возможно, Санкт-Петербурга (что говорит о расширении кругозора учащихся и их желании воочию увидеть то, о чем они читали; приобщиться к мировой культуре).