Урок-путешествие в 3-м классе на тему: "Музыка народов мира"

Разделы: Музыка


Оборудование:

  • компьютерная программа Энциклопедия “Классическая музыка”
  • портрет В. Моцарта
  • проигрыватель, муз. центр
  • запись на доске “Вена – центр европейской культуры”

Вольфганг Моцарт
Симфония № 40
“Вариации на французскую народную песню”

Музыкальный материал урока:

  1. “Колыбельная” из оперы “Порги и Бесс” Дж. Гершвина (инструментальная обработка)
  2. Песня “Зеленые ботинки” В. Гаврилина
  3. “Менуэт” В. Моцарта
  4. Симфония № 40 В. Моцарта
  5. “Пастушья песня” французская песня
  6. “Вариации на тему французской песни” В. Моцарта
  7. “Каде Русель” французская народная песня

Цели урока:

  • развитие интереса в познании музыки разных народов,
  • привитие навыков самообразования.

Ход урока

Музыкальное приветствие “ Музыка, здравствуй” (в темпе вальса)

Музыка, здравствуй,
Музыка, здравствуй,
Музыка, музыка.
Праздник прекрасный,
Праздник прекрасный
Дарит нам музыка.
Здравствуйте, девочки,
- “Здравствуйте”
Здравствуйте, мальчики
- “Здравствуйте”
Все третьеклассники
- “Здравствуйте”
Здравствуйте, здравствуйте все.

Повторение: - назовите тему четверти

(Музыка народов мира”).

- С музыкой каких стран познакомились на прошлых уроках. (С музыкой Италии, США)

- Назовите американского композитора, создателя оперы “Порги и Бесс”. (Дж. Гершвин)

- Как называется фрагмент из этой оперы, который мы слушали. (“Колыбельная”)

Слушание: инструментальное исполнение “Колыбельной”.

- В ритме какого американского танца написана песня Гаврилина “Зеленые ботинки”? (Регтайм)

Исполнение песни “Зеленые ботинки” с движением.

Новый материал.

Наше путешествие продолжается. Наш путь в Австрию – центр европейской культуры – город Вена.

В Вене во второй половине XVIII века сложился определенный музыкальный стиль. Он отражен в творчестве композиторов К. Глюка, И. Гайдна, В. Моцарта.

Компьютер: более подробно расскажет путешествие в Австрию. (Просмотр)

Говоря о произведениях первых венских классиков, известный академик Асафьев писал: В этой музыке главное – мягкий свет, ясность контуров и легкость конструкции, а в психологическом плане – наивное чувство и неприхотливый юмор”

Исполнение на фп: “Менуэт” В. Моцарта.

Вам наверное известно имя В Моцарта? А что вы знаете о нем?

Рисунок 1: Картина “Семилетний Моцарт с семьей на концерте во Франции”.

В Солнечный ноябрьский день 1763 года в Версальском дворце – резиденции французских королей – царило необычное оживление. Повсюду только и слышались разговоры о чудо-детях, недавно приехавших из маленького австрийского городка Зальцбург Рисунок 2: и уже успевших покорить парижан. Сегодня дети должны предстать перед королевской фамилией.

И вот в дворцовую гостиную вошли в сопровождении отца тоненькая девочка двенадцати лет и хрупкий мальчик, из-за маленького роста казавшийся еще младше своих семи лет. Одетые согласно дворцовому этикету – девочка в длинном парадном платье, а малыш в атласном камзоле с крохотной шпагой на боку, в пудреных париках, - брат и сестра вызывали умилительный восторг присутствующих. Но настоящие чудеса были впереди. Дети сели за клавесин и исполнили в четыре руки несколько труднейших пьес. Затем мальчик с большим чувством и безукоризненной чистотой играл на скрипке – сестра ему аккомпанировала, потом он увлеченно импровизировал за клавесином на заданную тему, блестяще играл “с листа” (без подготовке)новые пьесы, аккомпанировал по слуху певцам. Со всех сторон сыпались все новые и новые задания: исполнить трудную пьесу только одним пальцем, играть на закрытой платком клавиатуре, определить точную высоту звуков, издаваемых звоном хрустальных бокалов. И со всеми заданиями мальчик справлялся легко, непринужденно, с удовольствием.

Далее рассказ о живом, веселом, с добрым сердцем, мальчике, общим любимцем. О занятиях отца с сыном и их многолетние, непрерывные концерты.

Рисунок 3: Они выступали в аристократических салонах, в королевских дворцах, на публичных концертах.

Слушание: одним из любимых произведений для слушателей является его Симфония № 40. (Запись в тетради)

- Послушайте лирически взволнованный фрагмент экспозиции первой части симфонии.

Рисунок 4: Вольфганг Моцарт прожил недолго – всего 36 лет. Но за свою короткую жизнь он создал много замечательных сочинений: опер, симфоний, концертов, сонат, песен.

Вот один из примеров его любознательности и фантазии.

Исполнение: - Узнать и исполнить французскую нар. песню “Пастушья песня”. Исполнение каноном.

Слушание: Эту песню услышал Моцарт во Франции и эта мелодия ему очень понравилась и запомнилась. Моцарт написал на ее основе новую музыку.

Задание: - Как композитор назвал свое произведение? В какой форме оно написано?

- Как изменилась эта песня, какой стала? (Изящной, легкой)

Моцарт как бы “одевает” эту незатейливую народную мелодию в разные наряды, оплетает ее красивыми “кружевами”.

- Какая вариация ближе по теме по характеру – первая или последняя.

На следующем уроке мы более подробно разберемся в развитии вариаций на тему французской народной песни. (Запись названия в тетради).

Итог: Вот и еще один пример того, что между музыкой разных народов нет непереходимых границ.

Разучивание: в завершении урока я хочу познакомить вас с шуточной французской народной песней “Каде Руссель” - знакомство и разучивание.

Приложение

Обобщение:

  • с музыкой какой страны мы познакомились на уроке?
  • с творчеством какого композитора?
  • какие произведения этого композитора особо запомнились?

А наше путешествие продолжается. На следующем уроке мы побываем во Франции и познакомимся с музыкальными особенностями этой страны.