Цели:
- воспитание любви к книге, чтению;
- формирование бережного отношения к родному языку и уважения к своему народу, его истории;
- совершенствование культуры речи учащихся.
Форма: литературно-развлекательное мероприятие.
Рассчитано на учащихся 4–7-х классов.
Оформление:
- плакаты с цитатами,
- портреты писателей и поэтов,
- выставка книг, сборников сказок (готовит библиотекарь гимназии) “Любимые книги нашего детства – сказки”,
- декорации к сказке.
Подготовительная работа: классный воспитатель совместно с учителем русского языка и литературы подбирает материалы для мероприятия, учащиеся готовят декорации, совместные репетиции постановок сказки “Лиса и заяц”.
Материалы к мероприятию:
“…язык и словесность – главные способы народного просвещения; богатство языка есть богатство мыслей…”
Н.М. Карамзин
“А уж куды бывает метко все то, что вышло из глубины Руси, где нет ни немецких, ни чухонских, ни всяких иных племен, а все сам – самородок, живой и бойкий русский ум, что не лезет за словом в карман, не высиживает его, как наседка цыплят, а влепливает сразу, как пашпорт на вечную носку, и нечего прибавлять уже потом…”
Н.В. Гоголь
“Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”.
И.С. Тургенев
“Люди перестают мыслить, когда перестают читать”.
Д. Дидро
“Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на восхитительные часы”.
Ш.Монтескье (1689–1755 г.),
французский общественный деятель“Дом в котором нет книг, подобен телу, лишенному души”.
Цицерон (106–43 гг. до н.э.),
древнегреческий оратор, философСодержание конкурсно-развлекательного мероприятия:
Звучат фанфары. Выходит ведущий.
– Мы рады приветствовать вас на
литературно-развлекательном вечере “В гостях у
сказки”.
Исследователи отмечают, что Родина и язык, язык и
нравственное в человеке неотделимы, утрата,
отсутствие одного неизменно влечет за собой
трагические потери.
На стенах нашего зала вы видите цитаты великих
русских поэтов, древнегреческих ораторов,
философов, и все они говорят, что мы владельцы
прекрасного богатого языка.
Через книги мы получаем знания о предметах,
явлениях, событиях, не имевших места в нашем
собственном опыте. Естественно, что детская
художественная литература и есть тот главный
источник, из которого мы с детства черпаем знания
и представления о разных сферах
действительности; о жизни и поведении взрослых и
сверстников; о животных и птицах, об их облике и
повадках; о дальних странах; об удивительном
мужестве и терпении героев русских народных
сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло
обязательно наказывается, и о многом, многом
другом.
И сейчас учащиеся 7 “В” приготовили мини-спектакль.
Показ инсценировки сказки “Лиса и заяц”.
Представление команд 4-х классов.
Представление жюри.
Конкурсная программа
Задания для команд (учащиеся 4-х классов):
Задание 1.
Каждое задание судится по 5-балльной системе.
Нужно составить слова из букв ключевого слова.
Побеждает та команда, которая придумает больше
всех слов. Ключевое слово Литература.
На выполнение этого конкурса дается 1 минута.
Например, новые слова: алеут (коренной
житель Алеутских островов), ар (мера
площади), ара (длиннохвостый попугай), арат
(скотовод в Монголии), ареал (область
распространения животных или растений), аура,
ил, лат, лит (денежные единицы в
Латвии и Литве), лира, литер (документ на
право бесплатного проезда), литера (буква), реал
(старинная серебряная монета), тар (щипковый
музыкальный инструмент), тара, театр, тир,
титул, туалет, трал, тур, тура.
Задание 2. Конкурс капитанов.
Ведущий: Я прошу капитанов команд выйти на сцену. Капитанам будут заданы по 2 вопроса, если они ответят на оба, получают 5 баллов, если на 1, то 2,5, а если не ответят вообще, то 0 баллов.
- Как звали собаку из сказки А.С. Пушкина “О мертвой царевне и о семи богатырях?” (Соколко)
- Как звали кошку в сказке П.П. Бажова “Серебряное копытце”? (Муренка)
- С кем веселый Трубадур из сказки В.Ливанова, Ю.Энтина “Бременские музыканты” бродил по свету? (С ослом, псом, котом и петухом)
- В каком произведении мы можем встретить кота Матроскина и собаку Шарика? (“Дядя Федор, пес и кот” Э.Н. Успенского)
- Какие цифры чаще всего встречаются в русских народных сказках? Приведите примеры. (3, 9, 7 и т.д.)
- Доктором каких наук представлялся Карабас Барабас? (Кукольных)
Задание 3.
Ведущий: Сейчас команды должны собрать из перепутанных частей пословицы:
- Зимой солнце светит, да не греет.
- Каков снегушек, таков и хлебушек.
- Много снега на полях, много хлеба в закромах.
- Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обутый.
- Лето – припасиха, зима – обдериха.
Если команда собрала все пословицы правильно, то зарабатывает 5 баллов, если 4, то 4 балла, если 3, то 3 балла и т.д.
Задание 4.
Капитаны команд тянут жребий и выбирают сказочного героя. Командам нужно изобразить из подручных средств сказочного героя (раздаются воздушные шары, ножницы, самоклеющаяся бумага и маркеры):
- Красная Шапочка.
- Кот в сапогах.
- Три поросенка.
- Волк и семеро козлят.
Задание 5.
Ведущий: Командам нужно придумать новые концовки к давно известным сказкам:
- "Волк и семеро козлят",
- "Колобок",
- "Сказка о рыбаке и рыбке",
- "Теремок".
Ведущий: Музыкальная пауза. Пока команды придумывают свои версии концовок сказок, перед вами выступит танцевальный коллектив “Фантазия”.
Ведущий: Пришло время подвести итоги нашего праздника, мы просим жюри подсчитать последние результаты конкурса и приглашаем на сцену наших гостей из фольклорного кружка “Солнышко” со своим выступлением.
Слово предоставляется жюри, подводятся итоги, награждается победившая команда.
Инсценировка сказки “Лиса и заяц на новый лад”
Автор:
На заснеженной опушке
Примостились две избушки:
У Лисицы – ледяная, (вносят декорации домиков)
А у Зайца – лубяная,
Из березовой коры,
Чуть побольше конуры.
Но зато Лисице было чем гордиться
Перед жителями леса:
Не изба – дворец принцессы!
(Домик Барби, автор показывает указкой и рассказывает)
В первой комнате – буфет,
Для беседы – кабинет,
Для гостей – большая зала,
Пианино в ней стояло.
(Приносят детский синтезатор)
Серый Волк и сам Медведь (говорит по секрету)
Заходили поглядеть.
Красота! Одна беда –
Все из снега, изо льда.
Как прошли мороз и стужа,
От дворца осталась лужа (звук льющейся воды).
Автор:
Надо строить новый дом.
Только Лисоньке о том
Даже думать неохота.
Если б дом построил кто-то.
Автор:
Домик заячий не плох:
В нем и сухо, и тепло,
Есть окошко,
Есть крылечко
И лежанка есть на печке.
Лиса:
Для удобства моего
Только Зайца из него
Надо выманить куда-то.
Подожду-ка я заката…
Автор:
Только солнца красный луч
Разукрасил спины туч,
Елей и берез верхушки,
Подошла Лиса к избушке:
Лиса:
Ой, беда, Косой, беда!
Выходи, нужна вода,
У меня изба горит,
Пламя по ветру летит
Вдоль лесной опушки
До твоей избушки!
Заяц:
Ах ты, батюшки, пожар!
Автор:
Спрыгнул Зайка с печки,
Припустился к речке.
Без дороги, напрямки,
Два ведра принес с реки,
(сбегал за кулисы, взял ведра, еле тащит)
Оглянулся у плетня –
Нет ни дыма, ни огня.
Ставит ведра у корыта,
Глядь, а дверь избы закрыта.
Заяц, сам себе не веря,
Постучался лапкой в двери:
Заяц:
Эй, Лисица, выходи,
Над соседом не шути.
Завладеть чужой избой
Это ж форменный разбой!
Автор:
А Лиса ему с печи:
Лиса:
Заяц, лучше помолчи,
Не мешай мне отсыпаться,
А не то я буду драться!
Автор:
Дня дождался еле-еле
И пошел в участок к Волку. (Милиционер)
Волк возьмет Лису за холку
И накажет за разбой!
Волк:
Ты чего пришел, Косой?
Заяц:
Ты нам, Волк, закон и власть,
У меня беда стряслась:
Отняла Лиса избушку.
Уж задай бандитке взбучку!
Завладеть чужой избой –
Это ж форменный разбой!
Автор:
Вот к плутовке Волк стучится.
Волк:
Отворяй-ка дверь, Лисица.
Выходи на белый свет
Предо мной держать ответ.
Или я тебе не власть?
Кто позволил избы красть!
Автор:
А Лиса ему с печи:
Лиса:
Это ко мне стучит?
Мне охотник дал двустволку
И велел мне шкуру Волка
За два дня ему добыть.
Так что можешь заходить!
Как сейчас начну палить!
Автор:
Испугался Волк ружья.
Волк:
В дверь к тебе стучал не я!
Это Заяц-хулиган,
Чтоб ему попасть в капкан!
Автор:
И бегом помчался в лес.
Между елками пролез, (треск деревьев, шум)
Пробежал осинник частый,
Да скорей к себе в участок!
Заяц вновь остался с носом,
(заяц надевает на нос красный нос клоуна)
А Лиса к нему с вопросом:
Лиса:
– Ну, и где же твой закон?
Покричал и вышел вон! (Фонограмма смеха)
Автор:
Снова заяц в лес помчался
(Выносится рекламный щит охранного предприятия – это офис Медведя)
И к Медведю постучался (фонограмма стука).
Услыхав негромкий стук,
Дверь открыл швейцар Барсук.
Барсук:
Подходи после обеда,
Наш Медведь, медку отведав,
В настроение войдет
И к воротам подойдет.
Автор:
Заяц лапки на живот,
Притулился у ворот.
Раз, другой в усы зевнул,
Не заметил, как уснул.
Барсук:
Эй, нашел где отсыпаться!
Время делом заниматься,
Сам Медведь к тебе идет!
Звучит музыка рэп, Медведь “новый русский”, босс в шелковом халате.
Заяц:
От тебя, отец, подмоги
Ожидаю день и ночь!
Медведь:
Чем же мне тебе помочь?
Заяц:
У меня была избушка (по секрету, а дальше убыстренная перемотка)
Возле леса, на опушке,
А Лисица отняла
И из дома прогнала.
Волк помочь мне попытался,
Но Лисицы испугался.
Ты хозяин здесь в лесу.
Сжалься, выгони Лису
Из моей избушки!
Медведь:
Что ж, пошли к опушке.
Я разбойницу-Лису
Вместе с домом разнесу!
Автор:
Вот идет Медведь по лесу (звучит музыка из сериала "Бригада")
Без большого интересу.
Постоит, малины съест,
Если топать надоест.
Не спешит, как говорится. (Смена музыки)
А тем временем Лисица
Гнезда Ос лесных нашла
Да с деревьев их сняла.
На крылечко положила
И слегка разворошила. (Звуки жужжания пчел)
На крыльцо Медведь ступил
И на гнезда наступил,
(Звуки жужжания пчел усиливаются)
Да как рыкнет:
Медведь:
Эй, Лисица,
Некогда с тобой возиться,
Выметайся из избы,
А не то сейчас столбы
У избушки поломаю.
Лиса:
Я тебя не понимаю –
Для чего так торопиться?
Я уже спускаюсь вниз…
Автор:
Осы роем собрались,
Брюшки к бою изогнули,
Жала острые воткнули (громкие звуки жужжания пчел)
В морду, в шею, в уши, в лапы.
Взвыл от боли косолапый.
И стремглав, не чуя ноги,
Убежал к своей берлоге.
Лиса:
Здравствуй, Заяц, как дела?
Хочешь отобрать свой дом?
Так теперь беги за львом,
Пусть пришлет солдат и пушку! (Звучит громкий смех)
Автор:
Вот идет по полю Зайка.
Плачет, заливается,
Лапкой утирается.
А навстречу Петушок.
(Звучит солдатский марш, петух в камуфляжной одежде)
Ярко-красный гребешок,
В сапогах и при косе
Рано утром по росе.
Видит – Заяц горько плачет, (плач ребенка)
У него несчастье, значит.
А в несчастии солдат
Поддержать любого рад.
Петушок:
Что ты, Заинька, невесел,
Что ты ушки на бок свесил?
Может, я кукареку,
Чем-нибудь да помогу!
Заяц (шепчет ему на ухо):
У меня была избушка
(дальше – убыстренная перемотка)
Возле леса, на опушке,
А Лисица отняла
И из дома прогнала.
С ней попробуй совладай-ка.
Напугала Волка – спрятался под елку.
А Медведь-то, а Медведь
С перепугу стал реветь,
Да стремглав, не чуя ноги,
Убежал к своей берлоге.
У тебя душа солдата,
Да силенок маловато!
Так что, Петенька, прости,
Надо мне ко Льву идти.
Лев царево слово скажет
И разбойницу накажет.
Петушок:
Я, короче говоря,
Здесь от имени Царя!
Вытри глазки, выше ушки
И пойдем к твоей избушке.
Все! Пора будить Лису!
Кукареку! Кукареку! (Фонограмма взрывов, стрельбы)
Бей из пушек по врагу.
Заряжайте пушки –
Враг сидит в избушке!
Автор:
С печки Лисонька вскочила
И окошко отворила,
Поглядела из окна –
Пушка черная видна. (Торчит швабра)
Стала Петю умолять:
Лиса:
Погоди, солдат, стрелять,
Пожалей души живой!
Петушок:
Ты, Лисица, здесь не вой!
Притаился враг в избушке,
Вот сейчас пальну из пушки,
Поглядишь, как от печи
Отлетают кирпичи!
Автор:
Стала Лисонька бледна.
Из окна на землю прыг,
И пропала в тот же миг.
Звучит песня Агутина + “Отпетые Мошенники” "Граница". Петушок тренирует Зайца.
Автор:
И представьте, дети,
Зайчик вместе с Петей
В теплом домике своем
До сих пор живут вдвоем.
Конец.