Организовывать самостоятельную работу учащихся можно в рамках базовых и профильных общеобразовательных предметов, а также в ходе проведения элективных курсов. Изучение основ проектирования профильного обучения, опыт профессиональной педагогической деятельности позволяют отметить позитивные условия организации самостоятельной работы в рамках элективных курсов:
- вариативность элективных курсов по функциям;
- наличие осознанного выбора учащимися (их мотивация);
- значительный запас учебного времени на изучение вопросов по выбранной теме
- (по сравнению с учебным планом, реализуемым на уроках);
- небольшие группы учащихся (не более15 человек);
- практико-ориентированная деятельность учащихся как основа организации
элективных курсов (это предполагает самостоятельный поиск информации и ее применение).
Возможность учитывать индивидуальные учебные возможности ученика определяет педагогическую ценность организации самостоятельной работы учащихся. В виду этого можно рекомендовать разноуровневую структуру в содержательной части элективных курсов (например, два уровня):
Первый уровень
Лекционно-практический курс. Дифференцированная помощь учащимся в зависимости от их учебных возможностей. Практическая работа может осуществляться индивидуально или в парах. На этом этапе определяется уровень подготовки учащихся, сформированность их общеучебных умений и навыков (ОУУН). Для эффективной помощи ученикам учителю полезно иметь показатели психолого-педагогических диагностик, отражающих уровень сформированности их ОУУН.
Второй уровень
Самостоятельная работа учащихся. Переход на этот уровень осуществляется на различном временном этапе программы, сменяя первый уровень. Количественный состав учащихся этого уровня также различен. Для учащихся предлагаются карточки-задания, схемы, познавательные вопросы, определяющие их индивидуальный учебный путь.
Выбор данного уровня возможен сразу же на начальном этапе программы (для активных, творчески работающих учеников). В этом случае заранее определяются индивидуальные маршруты учащихся. Учащиеся могут использовать дополнительный материал при подготовке к занятиям. Материал предлагается учителем или его самостоятельно подбирает ученик (с учетом имеющегося оборудования для практических работ).
Работа на втором уровне – это исследовательская деятельность. Она отражает умения учащихся в самостоятельном изучении литературы, постановке цели исследования, определении задач, проведении эксперимента, требует умения анализировать каждый этап своей деятельности, делать выводы, представлять выполненную работу и т.д.
Фрагмент содержания элективного курса “Химия вокруг нас”:
Первый уровень
Примерное планирование учебного материала | Часы |
1. Химический состав пищевых продуктов. 2. Пищевая ценность белков, жиров, углеводов. Минеральные вещества: макро- и микроэлементы. Лекция |
2 ч. |
3. Правила проведения и оформления
практической работы. Лекция 4. Нитраты и нитриты, их значение. Определение нитритов в пищевых продуктах. Практическая работа |
1 ч. 1 ч. |
5. Состав и свойства углеводов. Качественная
реакция на обнаружение углеводов. Обнаружение
крахмала в продуктах питания. 6. Состав и свойства липидов. Качественная реакция на обнаружение липидов. Практическая работа |
2 ч. |
7. Состав и свойства белков. Качественная
реакция на обнаружение белков. 8. Изучение свойств чая как природного индикатора. Практическая работа |
2 ч. |
9. Составление рекомендаций по рациональному питанию с учетом ценностного отношения к здоровому образу жизни. Семинар | 1 ч. |
Второй уровень
Примерное планирование учебного материала | Часы |
1. Изучение теоретического материала по теме. Самостоятельная работа | 2 ч. |
2. Изучение принципов организации исследовательской деятельности. Формулировка цели и задач исследования. Изучение методик для проведения качественных реакций на органические вещества, содержащиеся в пищевых продуктах. Планирование организации исследовательской деятельности, изучение критериев ее оценки. Самостоятельная работа | 2 ч. |
3. Экспериментальная работа по теме. Оценка результатов, выводы по работе. Самостоятельная работа | 3 ч. |
4. Представление работы (защита проекта). Семинар | 2 ч. |
Методическая часть элективного курса
1. Требования к ЗУН
Необходимо знать: | Необходимо уметь: |
|
|
2. Формы контроля
Текущий контроль
Наблюдение и коррекция при проведении практических работ, помощь при организации самостоятельной работы учащихся.
Итоговый контроль
Оценка представленных на семинаре рекомендаций по организации рационального питания, для второго уровня – защита проекта.
Роль учителя на занятиях каждого уровня – дозированная помощь ученикам в зависимости от сформированных у них умений, позволяющих в дальнейшем организовать самостоятельную работу более эффективно. Учащимся заранее представляют возможные варианты планирования учебного материала.