Урок математики во 2-м классе по теме: "Площадь прямоугольника"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • сформировать способность к вычислению площади прямоугольника, ввести в речевую практику термин “формула”

ХОД УРОКА

1. Самоопределение к деятельности

а) – Проследите глазками по моим командам. “Соберите” буквы – расшифруйте мое пожелание.

(На стенах классной комнаты в разных местах располагаются цветочки и бабочки всех цветов радуги, на которых написаны буквы)

  1. красный цветок            (Ж)
  2. зеленый цветок            (Е)
  3. фиолетовый цветок     (Л)
  4. желтая бабочка            (А)
  5. оранжевый цветок      (Ю)
  6. синий цветок               (У)
  7. желтый цветок            (Д)
  8. желтая бабочка            (А)
  9. голубой цветок            (Ч)
  10. голубая бабочка           (И)

– Улыбнитесь и пожелайте удачи друг другу, ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”

– Садитесь.

б) – Какие две большие темы мы изучили на предыдущих уроках? (Единицы площади. Умножение.)

– Чему мы учились в теме: “Единицы площади”? (Измерять площадь фигур с помощью мерок)

– А что такое умножение? (Сложение одинаковых слагаемых)

– Сегодня эти знания нам очень пригодятся.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

а) – На какие группы можно разделить данные именованные числа:

3 дм2

24 м

300 см2

50 дм

107 см

4 м2

(– однозначные, двузначные и трехзначные числа;

– круглые и некруглые числа;

– с нулем и без нуля;

– единицы длины и единицы площади)

– Назовите результаты измерения площади.

б) – Замените сумму произведением:

22+22+22+22=

12+12+12=

2+2+2+2=

– Как называются компоненты при умножении?

– Что обозначает первый множитель?

– Что обозначает второй множитель?

– Что интересного заметили в произведениях? (Первый множитель уменьшается на 10)

в) – Найдите лишнее выражение в данной записи. Объясните свой выбор.

4+3 (сумма, остальные – произведения)

4•3

a·b (буквенное, остальные – числовые)

– Прочитайте по-разному второе выражение.

– Найдите его значение. (12)

– Как вычисляли? (4+4+4)

г) – работа в тетради

Решим задачи. Запишите только выражение.

1) В одной коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в 4 таких коробках? (6•4)

2) В одной вазе 9 цветов. Сколько цветов в 5 таких вазах? (9•5)

3) Одна сторона прямоугольника равна 4см, а вторая – 3см. Чему равна площадь прямоугольника?

(Дети решают задачи самостоятельно, затем – проверка)

3. Постановка учебной задачи

– Какое задание вызвало наибольшее затруднение?

– Почему вы не смогли решить эту задачу? (Не знаем, как найти площадь)

– Что же мы должны узнать на уроке? Какова цель урока? (Узнать, как вычислять площадь прямоугольника)

– Сформулируйте тему урока. (Площадь прямоугольника)

4. “Открытие” нового знания

– Как вы предлагаете решить задачу?

– Как мы находили площадь фигур на прошлых уроках? (Измеряли с помощью мерок)

– Какую мерку мы выбирали? (см2)

– Можем мы воспользоваться этим способом для решения задачи? (Да)

– Будем работать в группах. (Каждой группе из 4–5 человек дается карточка:

Длины сторон прямоугольника 4 см и 3 см. Чему равна его площадь?)

С С С С
С С С С
С С С С

– На сколько строчек (столбиков) разбит прямоугольник?

– Сколько см2 умещается в каждой из них?

– Как же узнать, сколько всего кв. см помещается в прямоугольнике, т.е. какова площадь этого прямоугольника? (3•4=12(см2) или 4•3=12(см2))

– Проверим работу в группах.(Вызывается к доске капитан первой команды).

– Объясните, почему записали такое равенство? (В каждой строке 4 см2, таких строчек 3, по 4 взять 3 раза – 4•3, получится 12 см2,или

В каждом столбике 3 см2, таких столбиков 4, по 3 взять 4 раза – 3•4, получится 12 см2)

– Кто решал таким же способом? Сравните. Все ли верно?

– А кто решал по-другому? Объясните.

– Каким же действием узнавали площадь прямоугольника? (Умножением)

– Какие числа перемножали? (3 и 4)

– Что выражают эти числа? (длины сторон; длину и ширину)

– Сделайте вывод, как же найти площадь прямоугольника? (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо умножить длины сторон)

– Как можно сказать по-другому, чему равна площадь прямоугольника? (Площадь прямоугольника равна произведению длин сторон)

– Как это правило можно записать в виде буквенного равенства? (S = a•b)

– Сравните ваш вывод с правилом в учебнике, с.73. Согласны с нашим выводом авторы учебника?

– Это равенство в математике называют формулой. Ее можно использовать для вычисления площади любого прямоугольника.

– Как удобнее узнавать площадь прямоугольника: с помощью мерок или пользуясь формулой? Почему? (С помощью формулы быстрее; если длины сторон выражены в метрах, то не сможем начертить)

5. Первичное закрепление во внешней речи

Работа по учебнику с.73 №2

а) с комментированием хором

(Длина прямоугольника 4см. Пишу a=4 см. Ширина прямоугольника 2 см. Пишу b=2 см. площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон. Пишу S= 4•2=8 (см2)

б) с комментированием сильный ученик с.74 №3(а) – в парах, проговаривая друг другу

(Одна пара работает у доски)

8•4=32 (дм2)

Ответ: S=32 дм2.

– Какие были ошибки? Почему?

– Над чем стоит поработать?

Физминутка

“Близнецы”

Дети встают в 2 колонны и кладут друг другу руки на плечи. По сигналу учителя выполняют следующие команды:

– присесть
– встать
– встать на цыпочки
– наклониться влево
– наклониться вправо
– шаг вперед
– наклон вперед
– прогнуться назад
– прыгнуть
– постоять на правой ноге, согнув левую в колене
– поворот влево
– согнуть правую ногу
– “волна”

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

с.74 №3(б)

– Кто решил, встаньте.

(При проверке записи открываются по частям)

2•3         – У кого нет ошибок в записи выражения, поднимите правую руку.

=6          – Если вычислили верно, поднимите левую руку.

2)        – Если верно записали единицы площади, хлопните.

Ответ: S=6 см2.     –У кого также, погладьте себя и скажите: “Молодец!”

– У кого были ошибки? Какие? Исправьте. Очень хорошо, что вы их увидели. Значит, нам есть над чем работать на следующем уроке.

7. Включение в систему знаний

– Решим задачу.

Стороны одного прямоугольника 12 см и 25 см, а другого – 16 см и 28 см. Площадь какого прямоугольника больше?

– Докажите.

(S первого прямоугольника 12•25

S второго прямоугольника 16•28

S второго прямоугольника больше, чем S первого прямоугольника, т.к. чем больше множители, тем больше произведение)

8. Рефлексия деятельности

– Что нового узнали на уроке?

– Чему же равна площадь прямоугольника?

– Кто доволен своей работой?

– Кого и за что сегодня можно похвалить?

– Я тоже хочу вам что-то сказать, но я зашифровала свое слово. Чтобы его отгадать, нужно расположить бабочек в том порядке, в котором идут цвета радуги. (Спасибо)

Д/З начертить любой прямоугольник и найти его площадь

№ 7, 8 10,11 – по выбору в учебнике