Цель:
- сформировать способность к вычислению площади прямоугольника, ввести в речевую практику термин “формула”
ХОД УРОКА
1. Самоопределение к деятельности
а) – Проследите глазками по моим командам. “Соберите” буквы – расшифруйте мое пожелание.
(На стенах классной комнаты в разных местах располагаются цветочки и бабочки всех цветов радуги, на которых написаны буквы)
- красный цветок (Ж)
- зеленый цветок (Е)
- фиолетовый цветок (Л)
- желтая бабочка (А)
- оранжевый цветок (Ю)
- синий цветок (У)
- желтый цветок (Д)
- желтая бабочка (А)
- голубой цветок (Ч)
- голубая бабочка (И)
– Улыбнитесь и пожелайте удачи друг другу, ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”
– Садитесь.
б) – Какие две большие темы мы изучили на предыдущих уроках? (Единицы площади. Умножение.)
– Чему мы учились в теме: “Единицы площади”? (Измерять площадь фигур с помощью мерок)
– А что такое умножение? (Сложение одинаковых слагаемых)
– Сегодня эти знания нам очень пригодятся.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
а) – На какие группы можно разделить данные именованные числа:
3 дм2
24 м
300 см2
50 дм
107 см
4 м2
(– однозначные, двузначные и трехзначные числа;
– круглые и некруглые числа;
– с нулем и без нуля;
– единицы длины и единицы площади)
– Назовите результаты измерения площади.
б) – Замените сумму произведением:
22+22+22+22=
12+12+12=
2+2+2+2=
– Как называются компоненты при умножении?
– Что обозначает первый множитель?
– Что обозначает второй множитель?
– Что интересного заметили в произведениях? (Первый множитель уменьшается на 10)
в) – Найдите лишнее выражение в данной записи. Объясните свой выбор.
4+3 (сумма, остальные – произведения)
4•3
a·b (буквенное, остальные – числовые)
– Прочитайте по-разному второе выражение.
– Найдите его значение. (12)
– Как вычисляли? (4+4+4)
г) – работа в тетради
Решим задачи. Запишите только выражение.
1) В одной коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в 4 таких коробках? (6•4)
2) В одной вазе 9 цветов. Сколько цветов в 5 таких вазах? (9•5)
3) Одна сторона прямоугольника равна 4см, а вторая – 3см. Чему равна площадь прямоугольника?
(Дети решают задачи самостоятельно, затем – проверка)
3. Постановка учебной задачи
– Какое задание вызвало наибольшее затруднение?
– Почему вы не смогли решить эту задачу? (Не знаем, как найти площадь)
– Что же мы должны узнать на уроке? Какова цель урока? (Узнать, как вычислять площадь прямоугольника)
– Сформулируйте тему урока. (Площадь прямоугольника)
4. “Открытие” нового знания
– Как вы предлагаете решить задачу?
– Как мы находили площадь фигур на прошлых уроках? (Измеряли с помощью мерок)
– Какую мерку мы выбирали? (см2)
– Можем мы воспользоваться этим способом для решения задачи? (Да)
– Будем работать в группах. (Каждой группе из 4–5 человек дается карточка:
Длины сторон прямоугольника 4 см и 3 см. Чему равна его площадь?)
С | С | С | С |
С | С | С | С |
С | С | С | С |
– На сколько строчек (столбиков) разбит прямоугольник?
– Сколько см2 умещается в каждой из них?
– Как же узнать, сколько всего кв. см помещается в прямоугольнике, т.е. какова площадь этого прямоугольника? (3•4=12(см2) или 4•3=12(см2))
– Проверим работу в группах.(Вызывается к доске капитан первой команды).
– Объясните, почему записали такое равенство? (В каждой строке 4 см2, таких строчек 3, по 4 взять 3 раза – 4•3, получится 12 см2,или
В каждом столбике 3 см2, таких столбиков 4, по 3 взять 4 раза – 3•4, получится 12 см2)
– Кто решал таким же способом? Сравните. Все ли верно?
– А кто решал по-другому? Объясните.
– Каким же действием узнавали площадь прямоугольника? (Умножением)
– Какие числа перемножали? (3 и 4)
– Что выражают эти числа? (длины сторон; длину и ширину)
– Сделайте вывод, как же найти площадь прямоугольника? (Чтобы найти площадь прямоугольника, надо умножить длины сторон)
– Как можно сказать по-другому, чему равна площадь прямоугольника? (Площадь прямоугольника равна произведению длин сторон)
– Как это правило можно записать в виде буквенного равенства? (S = a•b)
– Сравните ваш вывод с правилом в учебнике, с.73. Согласны с нашим выводом авторы учебника?
– Это равенство в математике называют формулой. Ее можно использовать для вычисления площади любого прямоугольника.
– Как удобнее узнавать площадь прямоугольника: с помощью мерок или пользуясь формулой? Почему? (С помощью формулы быстрее; если длины сторон выражены в метрах, то не сможем начертить)
5. Первичное закрепление во внешней речи
Работа по учебнику с.73 №2
а) с комментированием хором
(Длина прямоугольника 4см. Пишу a=4 см. Ширина прямоугольника 2 см. Пишу b=2 см. площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон. Пишу S= 4•2=8 (см2)
б) с комментированием сильный ученик с.74 №3(а) – в парах, проговаривая друг другу
(Одна пара работает у доски)
8•4=32 (дм2)
Ответ: S=32 дм2.
– Какие были ошибки? Почему?
– Над чем стоит поработать?
Физминутка
“Близнецы”
Дети встают в 2 колонны и кладут друг другу руки на плечи. По сигналу учителя выполняют следующие команды:
– присесть
– встать
– встать на цыпочки
– наклониться влево
– наклониться вправо
– шаг вперед
– наклон вперед
– прогнуться назад
– прыгнуть
– постоять на правой ноге, согнув левую в колене
– поворот влево
– согнуть правую ногу
– “волна”
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
с.74 №3(б)
– Кто решил, встаньте.
(При проверке записи открываются по частям)
2•3 – У кого нет ошибок в записи выражения, поднимите правую руку.
=6 – Если вычислили верно, поднимите левую руку.
(м2) – Если верно записали единицы площади, хлопните.
Ответ: S=6 см2. –У кого также, погладьте себя и скажите: “Молодец!”
– У кого были ошибки? Какие? Исправьте. Очень хорошо, что вы их увидели. Значит, нам есть над чем работать на следующем уроке.
7. Включение в систему знаний
– Решим задачу.
Стороны одного прямоугольника 12 см и 25 см, а другого – 16 см и 28 см. Площадь какого прямоугольника больше?
– Докажите.
(S первого прямоугольника 12•25
S второго прямоугольника 16•28
S второго прямоугольника больше, чем S первого прямоугольника, т.к. чем больше множители, тем больше произведение)
8. Рефлексия деятельности
– Что нового узнали на уроке?
– Чему же равна площадь прямоугольника?
– Кто доволен своей работой?
– Кого и за что сегодня можно похвалить?
– Я тоже хочу вам что-то сказать, но я зашифровала свое слово. Чтобы его отгадать, нужно расположить бабочек в том порядке, в котором идут цвета радуги. (Спасибо)
Д/З начертить любой прямоугольник и найти его площадь
№ 7, 8 10,11 – по выбору в учебнике