Цель: познакомить с новой формой проведения внеклассного мероприятия.
Задачи:
- выявить особенности построения и проведения внеклассного мероприятия по математике,
- способствовать развитию творческих способностей студентов,
- закрепить умения проводить методическую работу по использованию сюжетных уроков и дидактических игр.
Подготовка студентов: эмблемы команд, математический фокус, сюжетный урок с пособием, дидактическую игру, материал о русских ученых-математиках.
Подготовка преподавателя: сюжет мероприятия, двух ведущих, команды, оформление фестиваля, создать жюри.
Оборудование:
- эмблема фестиваля,
- карточки с цифрами для жюри, табличку “жюри”,
- стенд, с сюжетными уроками,
- шарики для оформления зала,
- высказывания о математике,
- оформление логических заданий.
Оформление: художественного конкурса “Быстрый счёт”, атрибуты Фестиваля, плакаты, шары, карточки к конкурсам.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Вступление
Ведущий 1. Здравствуйте! Господа!
Ведущий 2. Здравствуйте! Друзья!
Ведущий 1. Сегодня открывается!
Ведущий 2. Сейчас начинается!
Вместе: Фестиваль МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИДЕЙ!
Ведущий 1.
Внимание! Внимание!
Весёлый праздник начинается!
Ведущий 2. Смотр лучших математических достижений в колледже открывается!
Ведущий 1.
Сегодня вы пришли вот в этот зал,
Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть.
Увидеть праздничный наш Фестиваль
Умом своим на всё взглянуть.
Ведущий 2.
Праздничный наш зал от лиц засиял!
В соревнованиях он ареною стал.
Огни Фестиваля, будто звезды горят,
Команды на старте готовы стоят.
Ведущий 1.
Чтобы спорилось дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Ведущий 2.
Не беда, что далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Ведущий 1.
Просим участников:
“К нам подходите,
Активное участие
В Фестивале примите!"
Участники встают лицом к зрителям.
Ведущий 2.
Участники пяти народов на Фестиваль приглашались,
Жеребьёвкой они на команды разделялись.
Ведущий 1.
На эти прекрасные лица взгляните!
В них много задора, мечтаний, открытий!
Ведущий 2.
Но кто же участники Фестиваля?
Все знают об этом?
Ведущий 1. Возможно!
Ведущий 2. Едва ли! Узнаем о каждом поближе?
Ведущий 1. Отлично!
II. Представление членов команд
Ведущий 2. Представители народа 5"А" группы школьного отделения
Ведущий 1. Копцева Наталья, Рабчук Елена!
Вместе: Приветствуем!
Ведущий 2. Представители народа 5"Б" группы школьного отделения:
Ведущий 1. Васильева Марина, Бледных Светлана!
Вместе: Приветствуем!
Ведущий 2. Представители народа 5"В" группы школьного отделения:
Ведущий 1. Шляхова Наталья, Тельянова Светлана!
Вместе: Приветствуем!
Ведущий 2. Представители народа 5Г группы школьного отделения:
Ведущий 1. Гефко Татьяна, Фадеева Ольга!
Вместе: Приветствуем!
Ведущий 2. Представители народа 5Д группы школьного отделения:
Ведущий 1. Боброва Олеся, Григорьева Людмила!
Вместе: Приветствуем!
Ведущий 2.
Ведущий 1.Команда “Мечтатели” – те, что справа,
“Энтузиасты” – те, что слева.
Дружба народов, как дружба друзей
Без неё сложнее живётся!
Ведущий 2.
Знания математические должны вы показать,
А дружба всех народов будет в этом помогать.
Участники располагаются вокруг столов
III. Выполнение заданий
1. Математический фокус
Ведущий 1.
Фестиваль – это чудо!
Фестиваль – это сказка!
Ведущий 2.
И поэтому...
Первое задание получите,
Математический фокус покажите.
Начинают “Мечтатели”.
1 студент. Я вам фокус покажу с таинственными кубиками. Как хотите, сложите кубики в столбик. Я одним взглядом сверху погляжу. И сумму чисел на гранях, накрытых покажу, проверьте мои способности! Я отвернусь, а вы сложите кубики.
Отгадывающий смотрит на число, записанное на верхней грани, и вычитает его из 28.
Например: если число 5, то сумма – 23 (28 – 5 = 23)
Проверим. Поднимайте кубики, называйте числа, записанные на закрытых гранях, и складывайте их.
2 студент. В трёхзначном числе, записанном разными цифрами, переставьте цифры в обратном порядке и из большего вычтите меньшее. Назовите цифру сотен.
В результате, в полученном числе, цифра
десятков, а также сумма числа сотен и единиц
будет всегда равна девяти,
Например:
531 – 135 = 396
3 + 6 = 9.
2. Построение графика функции
Ведущий 1.
Жюри Фестиваля
Очки пока считают,
Праздничные огни,
Гореть продолжают!
Ведущий 2. После того, как я послушала и посмотрела фокусы, я придумала, как можно изобразить график пословицы или поговорки. Назови одну из них.
Ведущий 1. Пожалуйста, “Как аукнется, так и откликнется”.
Ведущий 2. Возьмём две оси: горизонтальная – Ось ауканья, вертикальная – Ось отклика. Отклик равен ауканью. Графиком будет биссектриса I координатного угла (чертит).
Ведущий 1. Это задание для “Мечтателей” и “Энтузиастов”. Пожалуйста, карточки.
Дают карточки с пословицам командам. Начинают “Энтузиасты”, жюри оценивают.
3. Решение задач "Блиц турнира"
Ведущий 1.
Каждый учитель начальных классов математику знает,
Любую задачу с лёгкостью решает.
Ведущий 2.
Быстро на вопросы отвечайте,
За правильные ответы очки получайте!
Ведущий 1.
Какая команда первой сигнал поднимает,
Та первой на вопрос отвечает.
Участники имеют на столах флажки-сигналы.
а) Работа с блок-схемой
Ведущий 2. Внимательно рассмотрите числа, связанные между собой с помощью стрелок
Ответы на пособии закрыты.
Ведущий 2. Подумайте, что означает каждая стрелка. Заполните до конца ряд. Листы с ответами вручите жюри.
Ведущий 1.
Математика – царица всех наук!
II Математика нужна пилотам,
Математика нужна врачам
Ведущий 1.
Вычисления нужны учёным,
Вычисления нужны ткачам.
б) Конкурс математических художников
Ведущий 2.
Задание следующее выполняем:
Конкурс математических художников начинаем.
Ведущий 1.
Проверим, как вы умеете считать,
По два и по три быстро прибавлять.
Ведущий 2.
Отрезками числа соединяйте,
И математические картины получайте.
Ведущий 1.
По одному от команды выходите.
“Мечтатели” прибавляют по 2,
“Энтузиасты” – по 3.
Зрители поддержите!
в) Работа с логической таблицей
Ведущий 1.
Логическое задание выполняем,
Недостающий рисунок в таблицу подставляем.
Ведущий 2. Назовите номер недостающего рисунка. (№8)
Ведущий 1. Жюри просим подвести итоги.
4. Методический ринг
Ведущий 2.
Математическая разминка уже позади,
Методический ринг у нас впереди.
Лучшие разработки свои опишите
Сюжеты урока с помощью пособия покажите.
Студенты описывают лучшие сюжеты.
Ведущий 1. Жюри просим подвести итоги!
5. Исторический экскурс
Ведущий 2.
Хороший учитель не только математику знает,
Но и историю математики, легко применяет.
Ведущий 1.
Свои знания о русских ученых-математиках покажите,
Об их трудах и жизни расскажите.
Ведущий 2. Подумайте, как можно компактно и в интересной форме сообщить материал за 2–3 минуты. Начинают – “Энтузиасты”.
В это время – логическая пауза-инсценировка. На сцене за столом сидит учитель. К столу прикреплена надпись "Идет экзамен". Входит учитель.
Учитель. Извлекать корни умеете?
Ученик. Да, конечно. Нужно потянуть за стебель растения посильнее, корень его извлечется из земли.
Учитель. Нет, я имел в виду другой корень, например из девяти.
Ученик. Это будет девя- (показывает), т.к. в слове девять cyффиксом является -ть.
Учитель. Вы меня не поняли, я имел в виду корень квадратный.
Учитель. Квадратных корней не бывает. Они бывают мочковатые и стержневые.
Учитель. Арифметическим квадратный корень из девяти!
Ученик (испуганно). Три, т.к. 32 = 9.
Актёры уходят.
Ведущий 1.
Уважаемые зрители!
Мы хотим вам пожелать:
"Подобных трудностей лучше не встречать!"
Ведущий 2. А для этого...
Математической терминологией грамотно владейте.
Из любых ситуаций с успехом выходить умейте!
Ведущий 1.
Этюды об учёных-математиках принимайте,
А лучшие из них на практике применяйте!
Заслушивают этюды “Математическое лото” и стихотворение об учёном-математике.
Ведущий 1. Жюри, вам слово!
IV. Проведение дидактической игры
Ведущий 1.
На умения ваши хотим посмотреть,
Как вы детской аудиторией умеете владеть.
Ведущий 2.
Дидактическую игру со зрителями проведите,
Тропинку к детскому сердцу найдите.
Милю дед Мазай проплывает
Вода прибывает.
Видит один островок небольшой,
Зайчишки на нём собрались гурьбой...
Игра “Дед Мазай и зайцы”
Игра “Математическая рыбалка”
V. Итоги Фестиваля
Ведущий 1. Фестиваль – это мечта!
Ведущий 2. Фестиваль – это радость!
Ведущий 1. Фестиваль – это счастье!
Ведущий 2. Фестиваль – это свет!
Ведущий 1. Свет знаний!
Ведущий 2. Счастье открытий
Вместе: РАДОСТЬ ВСТРЕЧ!
Ведущий 1. Выражаем благодарность команде “….” за хорошее выступление на Фестивале математических идей!
Ведущий 2. Большой благодарности заслуживает команда “…” за отличное выступление и участие в математическом Фестивале
Ведущий 1. Вот и погасли фестивальные огни,
Ведущий 2.
Возможно, кому-то повезло, а кому-то нет
Не понравился вопрос,
Не сходился ответ.
И всё же…
Ведущий 1.
В урочный день
В урочный час
Вместе: МЫ СНОВА РАДЫ ВИДЕТЬ ВАС!
Ведущий 2. До встречи, друзья!