Фестиваль математических идей

Разделы: Математика


Цель: познакомить с новой формой проведения внеклассного мероприятия.

Задачи:

  • выявить особенности построения и проведения внеклассного мероприятия по математике,
  • способствовать развитию творческих способностей студентов,
  • закрепить умения проводить методическую работу по использованию сюжетных уроков и дидактических игр.

Подготовка студентов: эмблемы команд, математический фокус, сюжетный урок с пособием, дидактическую игру, материал о русских ученых-математиках.

Подготовка преподавателя: сюжет мероприятия, двух ведущих, команды, оформление фестиваля, создать жюри.

Оборудование:

  • эмблема фестиваля,
  • карточки с цифрами для жюри, табличку “жюри”,
  • стенд, с сюжетными уроками,
  • шарики для оформления зала,
  • высказывания о математике,
  • оформление логических заданий.

Оформление: художественного конкурса “Быстрый счёт”, атрибуты Фестиваля, плакаты, шары, карточки к конкурсам.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Вступление

Ведущий 1. Здравствуйте! Господа!

Ведущий 2. Здравствуйте! Друзья!

Ведущий 1. Сегодня открывается!

Ведущий 2. Сейчас начинается!

Вместе: Фестиваль МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИДЕЙ!

Ведущий 1.

Внимание! Внимание!
Весёлый праздник начинается!

Ведущий 2. Смотр лучших математических достижений в колледже открывается!

Ведущий 1.

Сегодня вы пришли вот в этот зал,
Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть.
Увидеть праздничный наш Фестиваль
Умом своим на всё взглянуть.

Ведущий 2.

Праздничный наш зал от лиц засиял!
В соревнованиях он ареною стал.
Огни Фестиваля, будто звезды горят,
Команды на старте готовы стоят.

Ведущий 1.

Чтобы спорилось дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.

Ведущий 2.

Не беда, что далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.

Ведущий 1.

Просим участников:
“К нам подходите,
Активное участие
В Фестивале примите!"

Участники встают лицом к зрителям.

Ведущий 2.

Участники пяти народов на Фестиваль приглашались,
Жеребьёвкой они на команды разделялись.

Ведущий 1.

На эти прекрасные лица взгляните!
В них много задора, мечтаний, открытий!

Ведущий 2.

Но кто же участники Фестиваля?
Все знают об этом?

Ведущий 1. Возможно!

Ведущий 2. Едва ли! Узнаем о каждом поближе?

Ведущий 1. Отлично!

II. Представление членов команд

Ведущий 2. Представители народа 5"А" группы школьного отделения

Ведущий 1. Копцева Наталья, Рабчук Елена!

Вместе: Приветствуем!

Ведущий 2. Представители народа 5"Б" группы школьного отделения:

Ведущий 1. Васильева Марина, Бледных Светлана!

Вместе: Приветствуем!

Ведущий 2. Представители народа 5"В" группы школьного отделения:

Ведущий 1. Шляхова Наталья, Тельянова Светлана!

Вместе: Приветствуем!

Ведущий 2. Представители народа 5Г группы школьного отделения:

Ведущий 1. Гефко Татьяна, Фадеева Ольга!

Вместе: Приветствуем!

Ведущий 2. Представители народа 5Д группы школьного отделения:

Ведущий 1. Боброва Олеся, Григорьева Людмила!

Вместе: Приветствуем!

Ведущий 2.

Команда “Мечтатели” – те, что справа,
“Энтузиасты” – те, что слева.

Ведущий 1.

Дружба народов, как дружба друзей
Без неё сложнее живётся!

Ведущий 2.

Знания математические должны вы показать,
А дружба всех народов будет в этом помогать.

Участники располагаются вокруг столов

III. Выполнение заданий

1. Математический фокус

Ведущий 1.

Фестиваль – это чудо!
Фестиваль – это сказка!

Ведущий 2.

И поэтому...
Первое задание получите,
Математический фокус покажите.

Начинают “Мечтатели”.

1 студент. Я вам фокус покажу с таинственными кубиками. Как хотите, сложите кубики в столбик. Я одним взглядом сверху погляжу. И сумму чисел на гранях, накрытых покажу, проверьте мои способности! Я отвернусь, а вы сложите кубики.

Отгадывающий смотрит на число, записанное на верхней грани, и вычитает его из 28.

Например: если число 5, то сумма – 23 (28 – 5 = 23)

Проверим. Поднимайте кубики, называйте числа, записанные на закрытых гранях, и складывайте их.

2 студент. В трёхзначном числе, записанном разными цифрами, переставьте цифры в обратном порядке и из большего вычтите меньшее. Назовите цифру сотен.

В результате, в полученном числе, цифра десятков, а также сумма числа сотен и единиц будет всегда равна девяти,
Например:

531 – 135 = 396
3 + 6 = 9.

2. Построение графика функции

Ведущий 1.

Жюри Фестиваля
Очки пока считают,
Праздничные огни,
Гореть продолжают!

Ведущий 2. После того, как я послушала и посмотрела фокусы, я придумала, как можно изобразить график пословицы или поговорки. Назови одну из них.

Ведущий 1.  Пожалуйста, “Как аукнется, так и откликнется”.

Ведущий 2. Возьмём две оси: горизонтальная – Ось ауканья, вертикальная – Ось отклика. Отклик равен ауканью. Графиком будет биссектриса I координатного угла (чертит).

Ведущий 1. Это задание для “Мечтателей” и “Энтузиастов”. Пожалуйста, карточки.

Дают карточки с пословицам командам. Начинают “Энтузиасты”, жюри оценивают.

3. Решение задач "Блиц турнира"

Ведущий 1.

Каждый учитель начальных классов математику знает,
Любую задачу с лёгкостью решает.

Ведущий 2.

Быстро на вопросы отвечайте,
За правильные ответы очки получайте!

Ведущий 1.

Какая команда первой сигнал поднимает,
Та первой на вопрос отвечает.

Участники имеют на столах флажки-сигналы.

а) Работа с блок-схемой

Ведущий 2. Внимательно рассмотрите числа, связанные между собой с помощью стрелок

Ответы на пособии закрыты.

Ведущий 2. Подумайте, что означает каждая стрелка. Заполните до конца ряд. Листы с ответами вручите жюри.

Ведущий 1.

Математика – царица всех наук!
II Математика нужна пилотам,
Математика нужна врачам

Ведущий 1.

Вычисления нужны учёным,
Вычисления нужны ткачам.

б) Конкурс математических художников

Ведущий 2.

Задание следующее выполняем:
Конкурс математических художников начинаем.

Ведущий 1.

Проверим, как вы умеете считать,
По два и по три быстро прибавлять.

Ведущий 2.

Отрезками числа соединяйте,
И математические картины получайте.

Ведущий 1.

По одному от команды выходите.
“Мечтатели” прибавляют по 2,
“Энтузиасты” – по 3.
Зрители поддержите!

в) Работа с логической таблицей

Ведущий 1.

Логическое задание выполняем,
Недостающий рисунок в таблицу подставляем.

Ведущий 2. Назовите номер недостающего рисунка. (№8)

Ведущий 1. Жюри просим подвести итоги.

4. Методический ринг

Ведущий 2.

Математическая разминка уже позади,
Методический ринг у нас впереди.
Лучшие разработки свои опишите
Сюжеты урока с помощью пособия покажите.

Студенты описывают лучшие сюжеты.

Ведущий 1. Жюри просим подвести итоги!

5. Исторический экскурс

Ведущий 2.

Хороший учитель не только математику знает,
Но и историю математики, легко применяет.

Ведущий 1.

Свои знания о русских ученых-математиках покажите,
Об их трудах и жизни расскажите.

Ведущий 2. Подумайте, как можно компактно и в интересной форме сообщить материал за 2–3 минуты. Начинают – “Энтузиасты”.

В это время – логическая пауза-инсценировка. На сцене за столом сидит учитель. К столу прикреплена надпись "Идет экзамен". Входит учитель.

Учитель. Извлекать корни умеете?

Ученик. Да, конечно. Нужно потянуть за стебель растения посильнее, корень его извлечется из земли.

Учитель. Нет, я имел в виду другой корень, например из девяти.

Ученик. Это будет девя- (показывает), т.к. в слове девять cyффиксом является -ть.

Учитель. Вы меня не поняли, я имел в виду корень квадратный.

Учитель. Квадратных корней не бывает. Они бывают мочковатые и стержневые.

Учитель. Арифметическим квадратный корень из девяти!

Ученик (испуганно). Три, т.к. 32 = 9.

Актёры уходят.

Ведущий 1.

Уважаемые зрители!
Мы хотим вам пожелать:
"Подобных трудностей лучше не встречать!"

Ведущий 2. А для этого...

Математической терминологией грамотно владейте.
Из любых ситуаций с успехом выходить умейте!

Ведущий 1.

Этюды об учёных-математиках принимайте,
А лучшие из них на практике применяйте!

Заслушивают этюды “Математическое лото” и стихотворение об учёном-математике.

Ведущий 1. Жюри, вам слово!

IV. Проведение дидактической игры

Ведущий 1.

На умения ваши хотим посмотреть,
Как вы детской аудиторией умеете владеть.

Ведущий 2.

Дидактическую игру со зрителями проведите,
Тропинку к детскому сердцу найдите.
Милю дед Мазай проплывает
Вода прибывает.
Видит один островок небольшой,
Зайчишки на нём собрались гурьбой...

Игра “Дед Мазай и зайцы”

Игра “Дед Мазай и зайцы”

Игра “Математическая рыбалка”

Игра “Математическая рыбалка”

V. Итоги Фестиваля

Ведущий 1. Фестиваль – это мечта!

Ведущий 2. Фестиваль – это радость!

Ведущий 1. Фестиваль – это счастье!

Ведущий 2. Фестиваль – это свет!

Ведущий 1. Свет знаний!

Ведущий 2. Счастье открытий

Вместе: РАДОСТЬ ВСТРЕЧ!

Ведущий 1. Выражаем благодарность команде “….” за хорошее выступление на Фестивале математических идей!

Ведущий 2. Большой благодарности заслуживает команда “…” за отличное выступление и участие в математическом Фестивале

Ведущий 1. Вот и погасли фестивальные огни,

Ведущий 2.

Возможно, кому-то повезло, а кому-то нет
Не понравился вопрос,
Не сходился ответ.
И всё же…

Ведущий 1.

В урочный день
В урочный час

Вместе: МЫ СНОВА РАДЫ ВИДЕТЬ ВАС!

Ведущий 2. До встречи, друзья!

Приложение