Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание парных согласных в середине и в конце слова" (система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Cоздать на уроке ситуацию, помогающую закрепить способ проверки и написания слов с парными звонкими и глухими согласными в середине слова.
  • Продолжить работу по формированию умения подбирать проверочные слова и применять полученные знания при выполнении упражнений.
  • Развивать речь, мышление.
  • Воспитывать умение слушать.

Валеологизация обучения. Показать значение занятий спортом, выполнение физических упражнений для укрепления организма, для здоровья человека.

Оборудование. Учебник А.В.Полякова. 3 кл. (1-4), индивидуальные карточки, алгоритм по теме урока.

Ход урока

I. Мотивация на урок.

Учитель. Покажите умные глазки, ровные спинки. Улыбнемся от души.

Прикрыли глаза и мысленно сказали: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”.

Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок!

Покажите улыбкой, что мы желаем друг другу удачи.

II. Актуализация опорных знаний.

Учитель. Я буду читать четверостишия, а вы, ребята, дополните их словами по смыслу.

Ученики записывают слово в тетрадь, а один ученик пишет слово на доске.

Утром мы по распорядку
всегда делаем ________ (зарядку)
Утром ______ (бег) и душ бодрящий
Как для взрослых настоящий.
Чтоб большим спортсменом стать,
нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка
и, конечно, _____ (тренировка)
Чтобы в цель попасть не раз,
зоркий требуется _____ (глаз)
Хочешь ты побить рекорд,
так тебе поможет ___ (спорт)

В тетради запись: зарядка, бег, тренировка, глаз, спорт.

- Можно ли разделить слова на две группы?

- По какому признаку нужно разделить слова?

В одну группу мы включим в другую – с парными согласными
слова с парными согласными в середине слова.
на конце слова
бег, глаз, спорт зарядка, тренировка

- Что вы можете сказать о слове спорт? (Это слово лишнее, согласный на конце слышится четко)

- Дополните свои группы слов еще 2 словами.

- Что нужно знать, чтобы не сделать ошибку в правописании слов с парной согласной на конце слов? (Надо знать правило)

- Как проверить парную согласную на конце слов?

(Используется алгоритм, который составляется по ходу анализа слова. Он напечатан на отдельных карточках. Смотри приложение 1 )

1.

- Напишите слово глаз и проверьте орфограмму.

Глаз, глаза, глазок, глазочек.

- Какие способы вы использовали для проверки?

изменили слово подобрали однокоренные слова
глаза глазок, глазочек

 так, чтобы после согласного стоял гласный

2. Аналогично выполняется работа с другими словами.

3. Учитель обращает внимание детей на вторую группу слов. Ученики проверяют парную согласную в середине слова и делают вывод. (Смотри приложение 2)

Сравните два алгоритма. ( Приложение 1 и приложение 2) Сделайте вывод. Объединив их, получим общий алгоритм по теме урока. (Смотри приложение 3)

III. Работа с учебником.

Упр. 200 стр. 104.

Заботятся о своем здоровье не только люди, но и звери, птицы, насекомые.

Прочитайте стихотворение.

Кто каким видом спорта занимается?

Аист бегом.

Осьминог боксом.

Пеликан плаваньем.

Рак велосипедным спортом.

Тюлень не занимается спортом.

Задание по группам.

1 группа. Написать 3 предложения: кто чем занимается для укрепления своего здоровья?

Аист.

Осьминог.

Пеликан.

При списывании с учебника объясните орфограммы на месте пропусков букв

Аист делает зарядку.
Осьминог надел перчатку.
Пеликан ныряет ловко.

2 группа. Списать последнее предложение, вставить пропущенные буквы.

3 группа. Написать письмо из 2-3 предложений для тюленя и убедить его в необходимости заниматься спортом.

Вывод. Дети делают вывод. Оценка в группах.

Ученик читает стихотворение

Парные согласные –
Самые опасные!
Ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй.

VI. Здоровьесберегающая пауза

Написали, объяснили все по порядку. Теперь приглашаю вас на зарядку.

Задание.

1. Выполнять упражнения за учителем.

2. Внимательно слушать слова из физминутки и стараться запомнить как можно больше слов на изученную орфограмму.

Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка.

- Назовите слова с парной согласной.

V. Игра.

И мы продолжаем выполнять тренировочные упражнения в правописании слов с парными согласными.

А сейчас давайте все играть будем кукол одевать.

Сначала назовите уменьшительно-ласкательные слова:

- показывающие то, что есть у куклы.

Глазки, головка, бровки, зубки, губки, ушки, ножки.

Девочки называют слова, мальчики – проверочные слова.

- обозначающие то, что мы одеваем на куклу зимой

Шубку, сапожки, шапку, варежки

Мальчики называют слова, а девочки – к ним проверочные слова.

Девочке тепло. И нам тепло и радостно.

VI. Рефлексия.

Я благодарю вас за работу на уроке.

Оцените свое состояние и настроение на уроке.

  

VII. Итог урока

- Я рада, что большинство из вас на уроке испытали радость познания нового.

- Какие задачи мы решали сегодня на уроке?

- Как проверить парную согласную на конце и в середине слова?