Цели:
- Cоздать на уроке ситуацию, помогающую закрепить способ проверки и написания слов с парными звонкими и глухими согласными в середине слова.
- Продолжить работу по формированию умения подбирать проверочные слова и применять полученные знания при выполнении упражнений.
- Развивать речь, мышление.
- Воспитывать умение слушать.
Валеологизация обучения. Показать значение занятий спортом, выполнение физических упражнений для укрепления организма, для здоровья человека.
Оборудование. Учебник А.В.Полякова. 3 кл. (1-4), индивидуальные карточки, алгоритм по теме урока.
Ход урока
I. Мотивация на урок.
Учитель. Покажите умные глазки, ровные спинки. Улыбнемся от души.
Прикрыли глаза и мысленно сказали: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”.
Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок!
Покажите улыбкой, что мы желаем друг другу удачи.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Я буду читать четверостишия, а вы, ребята, дополните их словами по смыслу.
Ученики записывают слово в тетрадь, а один ученик пишет слово на доске.
Утром мы по распорядку
всегда делаем ________ (зарядку)
Утром ______ (бег) и душ бодрящий
Как для взрослых настоящий.
Чтоб большим спортсменом стать,
нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка
и, конечно, _____ (тренировка)
Чтобы в цель попасть не раз,
зоркий требуется _____ (глаз)
Хочешь ты побить рекорд,
так тебе поможет ___ (спорт)
В тетради запись: зарядка, бег, тренировка, глаз, спорт.
- Можно ли разделить слова на две группы?
- По какому признаку нужно разделить слова?
В одну группу мы включим | в другую – с парными согласными |
слова с парными согласными | в середине слова. |
на конце слова | |
бег, глаз, спорт | зарядка, тренировка |
- Что вы можете сказать о слове спорт? (Это слово лишнее, согласный на конце слышится четко)
- Дополните свои группы слов еще 2 словами.
- Что нужно знать, чтобы не сделать ошибку в правописании слов с парной согласной на конце слов? (Надо знать правило)
- Как проверить парную согласную на конце слов?
(Используется алгоритм, который составляется по ходу анализа слова. Он напечатан на отдельных карточках. Смотри приложение 1 )
1.
- Напишите слово глаз и проверьте орфограмму.
Глаз, глаза, глазок, глазочек.
- Какие способы вы использовали для проверки?
изменили слово | подобрали однокоренные слова |
глаза | глазок, глазочек |
так, чтобы после согласного стоял гласный |
2. Аналогично выполняется работа с другими словами.
3. Учитель обращает внимание детей на вторую группу слов. Ученики проверяют парную согласную в середине слова и делают вывод. (Смотри приложение 2)
Сравните два алгоритма. ( Приложение 1 и приложение 2) Сделайте вывод. Объединив их, получим общий алгоритм по теме урока. (Смотри приложение 3)
III. Работа с учебником.
Упр. 200 стр. 104.
Заботятся о своем здоровье не только люди, но и звери, птицы, насекомые.
Прочитайте стихотворение.
Кто каким видом спорта занимается?
Аист бегом.
Осьминог боксом.
Пеликан плаваньем.
Рак велосипедным спортом.
Тюлень не занимается спортом.
Задание по группам.
1 группа. Написать 3 предложения: кто чем занимается для укрепления своего здоровья?
Аист.
Осьминог.
Пеликан.
При списывании с учебника объясните орфограммы на месте пропусков букв
Аист делает зарядку.
Осьминог надел перчатку.
Пеликан ныряет ловко.
2 группа. Списать последнее предложение, вставить пропущенные буквы.
3 группа. Написать письмо из 2-3 предложений для тюленя и убедить его в необходимости заниматься спортом.
Вывод. Дети делают вывод. Оценка в группах.
Ученик читает стихотворение
Парные согласные –
Самые опасные!
Ты их проверяй –
Рядом гласный подставляй.
VI. Здоровьесберегающая пауза
Написали, объяснили все по порядку. Теперь приглашаю вас на зарядку.
Задание.
1. Выполнять упражнения за учителем.
2. Внимательно слушать слова из физминутки и стараться запомнить как можно больше слов на изученную орфограмму.
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка.
- Назовите слова с парной согласной.
V. Игра.
И мы продолжаем выполнять тренировочные упражнения в правописании слов с парными согласными.
А сейчас давайте все играть будем кукол одевать.
Сначала назовите уменьшительно-ласкательные слова:
- показывающие то, что есть у куклы.
Глазки, головка, бровки, зубки, губки, ушки, ножки.
Девочки называют слова, мальчики – проверочные слова.
- обозначающие то, что мы одеваем на куклу зимой
Шубку, сапожки, шапку, варежки
Мальчики называют слова, а девочки – к ним проверочные слова.
Девочке тепло. И нам тепло и радостно.
VI. Рефлексия.
Я благодарю вас за работу на уроке.
Оцените свое состояние и настроение на уроке.
VII. Итог урока
- Я рада, что большинство из вас на уроке испытали радость познания нового.
- Какие задачи мы решали сегодня на уроке?
- Как проверить парную согласную на конце и в середине слова?