Цели урока:
- Развитие представлений о тексте-описании, его составных частях;
- Формирование умения выделять части, использовать красную строку при его записи.
- Воспитывать творческую отзывчивость учащихся, не принуждать к учению, а пробуждать интерес.
Оборудование:
- картинки с изображением животных;
- раздаточный материал (карточки с текстом-описанием “Лиса”).
Оформление доски
17 апреля.
Текст-описание.
Белка.
- этот пушистый зверек живет в лесу.
- самый веселый и хлопотливый зверек.
мал_нькая; б_льшие и кр_сивые ст_ят торч_ком; шерст_ у нее. |
ж_вет; питается желудями, желудями, зап_сает летом. |
План
Главная мысль.
Внешний вид.
Особенности.
I. Организация класса.
II. Сообщение цели урока.
Сегодня мы повторим особенности текста-описания, будем учиться его составлять и записывать.
III. Повторение изученного.
- Что такое текст?
- Какие бывают типы текстов?
- В чем особенность текста-описания? (Описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов).
- Назовите составные части текста- описания? (Внешний вид, главная мысль, особенность)
IV. Работа над текстом
1) Чтение текста про себя
Лиса - осторожный и хитрый зверь.
Шерсть на ней длинная и пушистая. Мордочка у лисы красивая. Особенно хорош хвост. Он переливается на солнце рыжими искрами.
Лиса живет в лесу. Она выкапывает глубокие норы.
Питается лиса мышами. Заметает свои следы хвостом.
- Назовите тему текста.
- О чем этот текст? (О лисе)
2) Чтение вслух.
- Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль.
- В какой части текста оно находится?
- А еще какие части можно выделить?
- Найдите описание внешнего вида лисы.
- Какие особенности у этого животного?
- Отметьте особенности лисы?
- Как же построен этот текст? (Гл. мысль, внешний вид, особенности).
- А как еще его можно построить?
V. Физминутка
VI. Перестроение текста по плану.
Особенности
Внешний вид
Главная мысль
VII. Беседа.
- Водятся ли в наших лесах белки?
- Каму из вас приходилось видеть белочку?
VIII. Определение главной мысли в текстах-описаниях.
- Поучимся определять главную мысль при составлении текста-описания.
- О каких животных так можно сказать?
- Можно ли начать свой рассказ с этих предложений?
IX. Работа над построением текста.
1) Описание внешнего вида.
- Какая голова у белки? (Голова у нее маленькая)
- Какие глаза ? (Глаза большие и красивые)
- Что можно сказать об ушах и хвосте? (Уши и хвост стоят торчком)
- Опишите шерсть. (Шерсть рыжая, густая)
2) Особенности.
- Где живет белка? (Живет в дупле)
- Чем питается белка ? (Питается орехами, грибами, желудями)
- Запасает ли белка летом корм на зиму?
X. Орфографическая подготовка.
XI. Пересказ.
- О каких правилах мы должны помнить?
XII. Самостоятельная работа.
XIII. Анализ работы.
XIV. Итог урока.