Урок по теме: "Электрическая цепь и ее составные части". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Урок-объяснение нового материала.

Цели:

  • изучение составных частей электрической цепи, условных обозначений, применяемых на схемах.

Задачи:

Образовательная - получить учащихся, знающих, что Эл. Цепь состоит из потребителя, источника тока, замыкающих и размыкающих устройств, соединенных проводами, умеющих изображать Эл. Цепь.

Воспитательная - ознакомиться с правилами техники безопасности при сборке цепи,

Развивающая - получить учащихся, умеющих самостоятельно собрать Эл. Цепь.

План урока.

1. Актуализация знаний.

2. Изучение нового материала.

3. Закрепление знаний – фронтальная лабораторная работа.

4. Этап контроля – диктант, дифференцированные задания.

5. Д/з.

6. Итоги урока.

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

Какое явление называют электрическим током? Каковы условия возникновения электрического тока? Возникнет ли электрический ток в резиновом шнуре, подсоединенном к источнику тока? А в мотке проволоки, который лежит на столе? Для какой цели нужно получать электрический ток?

Демонстрации устройств, сделанных учениками в прошлый год – игрушки на батарейках – светофор, вентилятор, домик с лампочкой, громкоговоритель.

В какие виды энергии превращается электрическая энергия в каждом случае?

2. Изучение нового материала (беседа).

В связи с широким использование электричества возникает необходимость более тщательного изучения электрического тока. Совокупность устройств, по которым течет электрический ток, называется электрической цепью. Электрическими цепями занимается электротехника. Цепи бывают простые (как при демонстрации) и сложные (электропроводка), но во всех можно выделить составные части. Устройства, которые используют электрическую энергию, называются потребителями. Это первая составная часть цепи. Приведите примеры потребителей… в классе… дома… на столе…(для л. р. лампочка и резистор). Вторая составная часть цепи – источник тока. Перечислите известные вам виды источников тока. Для л. р. – выпрямитель, рассмотрите, найдите плюсы и минусы. Источник тока подсоединяют в цепь в последнюю очередь с помощью соединительных проводов – это третья составная часть цепи. Есть еще одна важная часть электрической цепи. В Париже в 1881 году на электротехнической выставке все были в восторге от этого изобретение. Это – выключатель. Роль его – замыкать и размыкать электрическую цепь. В технике используют разные виды замыкающих и размыкающих устройств.

Демонстрация переключателя, кнопки, рубильника. Найдите ключ к л. р., замкните, разомкните.

Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке.

В квартирной проводке и некоторых приборах есть элементы защиты – предохранители, которые выключают цепь в опасных ситуациях. Итак, из каких составных частей состоит электрическая цепь? Запишите в тетрадь:

  • потребитель
  • источник тока
  • соединительные провода
  • замыкающие и размыкающие устройства
  • элементы защиты.

Электрические цепи могут быть сложными. Вышел из строя телевизор, и вам нужна информация, из чего состоит электрическая цепь. Поэтому придумали элементы цепи изображать с помощью условных обозначений. Чтобы не было путаницы, пользуются стандартным набором символов.

Работа с учебником (рисунок 48), занесение условных обозначений в тетрадь. Эти обозначения нужно хорошо знать, чтобы составлять электрические схемы. Электрические схемы – это чертежи, на которых изображены способы соединения элементов электрической цепи.

Демонстрация на стенде электрической цепи с лампочкой КДЭ-1 (комплект учебного оборудования электродинамика, Санкт-Петербург). Стенд включает устройства, обозначенные условными знаками. Какие элементы включает цепь? Почему не горит лампочка? Замкнем цепь. Электрическая цепь представляет собой замкнутый путь, по которому заряд течет от одного источника тока к другому.

Изобразим схему этой цепи. Схема должна быть аккуратной и точной. Проверим по рисунку 49 учебника.

3. Фронтальная лабораторная работа. Цель: собрать электрическую цепь так, чтобы лампочка загорелась, последовательно с лампочкой включите резистор, он нужен, чтобы лампочка не так сильно горела. Зачитываются правила по технике безопасности, которые лежат на каждой парте. Выполнение работы. Составление схемы. Учитель проверяет у каждого.

4. Этап контроля.

С какими новыми знаниями мы познакомились? Возникли ли трудности при сборке электрической цепи? Посмотрите на табличку с условными обозначениями, закройте ее, подготовимся к диктанту. Два – три человека получают дифференцирование задание.

Диктант (на листочках).

  1. Учитель показывает различные устройства, а ученики должны записать условные обозначения (к примеру: лампочка, выключатель, источник питания, электрический звонок).
  2. Учитель показывает условные обозначения, а ученики переводят их на бытовой язык (к примеру: электрический двигатель, соединительный провод, лампочка, резистор).

Дифференцированное задание: выдан самодельный выключатель, выполненный по станице 180 “Большой книги экспериментов”. М. Росмен 2001. Он представляет собой

устройство: на деревянной дощечке закреплены 2 кнопки, которым могут соединяться друг с другом металлической скрепкой. Вопрос ученикам: оценить технические свойства этого выключателя.

5. Домашнее задание: § 33, упр.13. Индивидуальные задания: собрать простейшую цепь на батарейке и оформить ее в виде игрушки (обратите внимание на демонстрации в начале урока).

6. Итоги урока. Обсуждается выполнение дифференцированного задания, ответы детей. Этот выключатель довольно простой, он может быть легко сделан в домашних условиях, но он имеет маленький недостаток, т. к. состоит из неизолированного проводника. Чтобы им пользоваться, надо передвигать его диэлектриком, например, пластмассовой палочкой, чтобы не ударило током.

Ребята, молодцы, за урок СПАСИБО.