Цели:
- познакомить обучающихся с выразительными средствами графики;
- рассказать о происхождении слова “силуэт”;
- развивать творческое воображение;
- сформировать навыки передачи настроения в рисунке.
Оборудование:
- альбомный лист, прямоугольник из черной бумаги 10х14 см.,
- карандаш,
- ножницы,
- клей,
- ластик,
- кисточка,
- ветошь.
Для учащихся:
- линейно–пятновой портрет <Рисунок1>, <Рисунок2>,
- силуэты работы Н. Ильиной “Пушкин и няня”<Рисунок3>,
- обложка Е. Нарбут для книги басен И.А.Крылова <Рисунок8> /на каждой парте по 1 экземпляру/.
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
Рисунок 3 | Рисунок 8 |
Для учителя:
- силуэт Крылова,
- черная бабочка<Рисунок9>, белая бабочка <Рисунок10>, цветная бабочка <Рисунок11>, целая стайка бабочек /силуэтные/ <Рисунок12>,
- силуэтные иллюстрации из басни Крылова /“Ворона и лиса”<Рисунок5>,“Свинья и дуб” <Рисунок6>, “Лиса и виноград” <Рисунок7> и другие/.
Рисунок 9 | Рисунок 10 |
Рисунок 11 | Рисунок 12 |
Рисунок 5 | Рисунок 6 |
Рисунок 7
Ход урока
1. Орг. Момент
2. Основная часть урока
- Дорогие ребята, Сегодня мы посмотрим и поговорим о не совсем обычных работах.
Эти работы выполняют художники-графики. Они очень любят черный цвет, потому что он - главный рисующий цвет и без него им ну никак нельзя обойтись. В них все изображено в виде черных теней. Такие изображения называют силуэтами.
Силуэт – вид графического изображения. Это плоскостное однотонное изображение фигур, предметов.
- Почему же мы говорим, что силуэт - это изображение в виде тени, котороя обязательно повторяет сам предмет?
- Значит, бывают и другие тени?
- Действительно, силуэты могут быт не только черными на белом фоне, но и белые на черном фоне. (Cм. рис. 1, 2, 3)
- Рассмотрим следующий сюжет композиции.
Великий поэт читает няне стихи, а может быть, и сказку. Она слушает его, сидя за столом, и что-то вяжет. Кот, наверное, тоже пришел послушать.
- Каждый предмет, каждая фигура - это силуэты, но не просто в виде теней, а теней, которые повторяют форму предметов и фигур.
- А можем ли мы с вами увидеть, определить, в какое время дня и даже года происходит действие в этой композиции?
- Верно.
- За окном видны белые силуэты заснеженных деревьев, месяц и звезды на черном фоне.
- Значит зима, поздний вечер.
- А этого человека вряд ли кто узнает по силуэтному изображению.
- Так это перед вами силуэт фигуры великого баснописца И.А.Крылова. Большой и грозный, в шляпе и с тростью, он прогуливается по парку.
- Какое время года?
- Силуэты переплетенных, оголенных ветвей деревьев говорят нам об осени.
- Ребята скажите, пожалуйста, глядя на эти рисунки, сможете назвать басни Крылова? (См. рис. 5, 6, 7)
Посмотрим, какую замечательную обложку сделал Е. Нарбут для книги басен Крылова.
Что изображено на ней черными силуэтами, а что - белыми? (См. рис. 8)
- Да, это тени, падающие от предметов и фигур.
- Вспомните. Вы идете по улице, освещенной фонарями. Что происходит с вашей тенью?
- Почему нам так смешно, когда мы видим тень от своей фигуры, удаляясь от фонаря?
- Верно. Тени удлиняются и сужаются.
- Она ничего общего не имеет с нашей фигурой.
- Значит, для силуэтных изображений нужны лишь те тени, которые передают предельное сходство с человеком или предметом.
Отметим еще одну особенность силуэта.
- Прилетела черная бабочка на белое поле. (См. рис. 9)
- Прилетела белая бабочка и села на черное поле. (См. рис. 10)
- Прилетела третья бабочка – разноцветная. (См. рис. 11)
- Чем ее крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета?
- Верно.
- У цветной бабочки крылья внутри проработаны - тут и прожилочки, и точки, и пятнышки. Силуэт внутри не прорабатывается.
- Поэтому он воспринимается как пятно.
- Вот целая стайка бабочек. (См. рис. 12)
Издали они выглядят черными пятнышками.
- Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму.
И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга.
- Интересно, а почему же изображения в виде теней назвали “Силуэтом”, а не иначе?
- Откуда произошло это слово?
Историческая справка:
Звали его Эжен де Силуэт. Он был маркизом и министром финансов Франции, то есть распоряжался деньгами всей страны: куда и на что их тратить. Силуэт был знатен и богат, но мало кто любил его. И вот однажды ранним утром вышла газета с его портретом. Художник изобразил его голову в профиль в виде тени.
У министра и так-то был длинный нос, но художник решил пошутить и нарисовал его еще длиннее. Но люди, покупавшие газеты, все равно его узнавали своего министра финансов и весело смеялись, тыкая пальцем в газету. Силуэтные изображения стали входить в моду. Заказать портрет живописцу было очень дорого, а иметь свой собственный портрет за меньшую цену хотели многое. Такими портретами украшали стены комнаты, кабинетов, шкатулки, ювелирные украшения.
Такие изображения и стали называться “силуэтами”. Было это почти 200 лет назад.
- Скажите, пожалуйста, а как вы думаете, почему головы людей изображают в профиль, а не фас?
- Потому что при таком положении головы мы имеем лучшее представление о чертах лица человека в силуэте.
- И сегодня мы с вами попробуем представить и выполнить силуэт любимого сказочного героя.
- Назовите, пожалуйста, ваших любимых сказочных героев.
- Хорошо.
Выполнение задания:
1. На обратной стороне черного прямоугольника крупно нарисовать сказочного героя в профиль.
2. Вырезать нужно по контуру, начав сбоку.
3. Красиво расположить на листе оба элемента, полученные из черного прямоугольника.
4. Наклеить их. Тогда получится белый силуэт на черном фоне и черный силуэт на белом фоне. Напишите название урока.
Итог: Отмечаются наиболее выразительные силуэты. Выставка работ.
Задаются вопросы:
1. Какие силуэты бывают? /Черные, белые/.
2.Откуда произошло слово Силуэт? /От фамилии министра финансов Эжена де Силуэта/