Открытый урок по математике в 3-м классе по традиционной системе на тему: "Закрепление знаний внетабличного умножения и деления"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ознакомить с экономическими понятиями “биржа”, “брокер”, “спонсор”;
  • закреплять знания, умения, навыки пользования таблицами
  • умножения и соответствующими случаями деления;
  • правила,вычислительные навыки;
  • развивать логическое мышление, сообразительность.

Оборудование:

  • плакат (“окошко со ставнями”) для игры “Биржа”, карточки с заданиями для игры;
  • конвертики с геометрическими фигурами;
  • плакаты с заданиями для устного счета;
  • нагрудные карточки со словами “брокер”, “спонсор”.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.- Здравствуйте, ребята. Сели, успокоились. Сегодня к нам на урок пришла гостья. Вы должны показать ей все свои знания и умения. Мы с вами поработаем над закреплением знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления, над решением задач. А так же поработаем над решением уравнений и нахождением периметра. Видите, сколько работы мы должны сделать на уроке. Поэтому будьте очень активными, внимательными.

- Кто к нам сегодня пришёл в гости, вы узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно:

    Пышный хвост торчит с верхушки.
    Что за странная зверюшка?
    Щелкает орешки мелко,
    Ну, конечно, это - … (белка).

II. Устный счет.

1. Правильно. Это белочка – замечательный зверек. А где жила эта белочка раньше, вы узнаете, решив цепочку примеров. (Плакат вывешивается на доске).

- Итак, мы узнали, где жила белочка. Ребята, приближается Новый год. В этот праздник мы все любим получать подарки. Давайте нашей гостье тоже подарим новогодние подарки. А какие подарки получит белочка, вы узнаете правильно решив примеры и задачи.

2. Найдите недостающее слагаемое:

   - Молодцы, ребята. Быстро справились с заданием. Белочка получает в подарок грибочек.

3. Выполните следующее задание, и белочка получит ещё один подарок. Вам нужно уравновесить чаши весов.

   - Молодцы! Белочка получает в подарок еловую шишку.

4. Для того чтобы белочка получила ещё один подарок, вы должны решить задачу. Слушайте внимательно.

    Белочка – хлопотунья делала запасы на зиму. Она запасла 2400 еловых шишек, а орешков – в 3 раза меньше.      Сколько всего орешков запасла белочка? (На доске записываю краткое условие).

Шишек – 2400 шт.

Орешков - ? в 3 раза меньше.

- Как узнали ответ?

   - Почему выполнили действие деления? Вспомните правило. (Чтобы узнать, во сколько раз одно число    меньше другого, надо большее число разделить на меньшее число).

- Молодцы, ребята! Посмотрите, в корзине у белочки появился орешек. Как рада белочка, она получила от вас новогодние подарки. Вы хорошо потрудились. Белочка вам благодарна. (Все подарки белочки складываются в корзинку).

   Она останется у нас, но у неё нет домика. Чтобы построить дом, нужны стройматериалы, а чтобы покупать стройматериалы, нужны деньги.

   Чтобы заработать деньги, мы с вами отправимся… А вот куда мы отправимся, вы узнаете, решив уравнения. Вам нужно найти по часам буквы, соответствующие числам – значениям X. Из этих букв составить слово.

- Прочитаем хором, какое слово получилось? Кто знает, что означает слово биржа?

БИРЖА – это учреждение, в котором осуществляются финансовые, коммерческие операции с ценными бумагами, валютой или массовыми товарами, продаваемыми по стандартам или образцам. На бирже работают люди (маклеры), занимающиеся посредничеством в торговле товарами и ценными бумагами на бирже. - Как называют этих людей? Давайте узнаем. Для этого вам нужно решить таблицу умножения и подставить соответствующую букву в окошечко к числам, соответствующим ответам.

300 1000 800 2000 1600 1000
           

 

  500 100 400
2 р л о
3 ж б с
4 к у е

- Прочитайте хором слово, которое получилось в таблице. - Людей, занимающихся продажей товаров или ценных бумаг, называют брокерами.

- А мы с вами сегодня выступим в роли спонсоров. Кто знает, что означает слово спонсор?

Спонсор – это определенное лицо, организация или фирма, которые выступают как финансирующие стороны, т.е. помогают финансами.

Игра

1. А сейчас вам, чтобы заработать достаточное количество денег на покупку стройматериалов, нужно очень внимательно, активно поработать.

Существует фондовая биржа – это рынок ценных бумаг. А наша “Биржа” интеллектуальная: вы “покупаете акции” и обмениваете свои знания на оценку. (На доску вывешивается таблица: название игры, макет окна с открывающимися ставнями, внутри 4 кармашка, куда вкладываются “акции” - карточки с заданиями). Карточки-акции отмечены кружками разного цвета:

  • Желтый цвет - задания для слабых учащихся;
  • Синий цвет - задания для средних учащихся;
  • Зелёный цвет - задания для сильных учащихся;
  • Красный цвет - задания повышенной трудности на логическое мышление.

2. “Покупка” (выбор карточек) акций. После объяснения учителем условий выбора карточки каждый ребенок “покупает” нужную “акцию”, т.е. выбирает карточку с определенным кружком, и самостоятельно её решает.

Кто первый выполнит задание – объясняет решение у доски и получает за это деньги – жетон соответствующего цвета карточке. (Во время решения учащимися заданий учитель заменяет карточки в кармашках).

3. Задания для желтых карточек:

1) Реши пример
    6446 + 347=

2) Реши уравнение:
     X : 91 = 7

3) Реши задачу:
    Фермер собрал с бахчи 550 арбузов, а дынь на 170 меньше. Сколько арбузов и дынь собрали вместе?

4. Задания для синих карточек:

1) а) Реши пример
     6446 + 347=

    б) Составь пример с обратным действием

2) С числами 91, 7 и неизвестным X составь уравнение, где X является делителем. Реши уравнение.

3) Реши задачу:
    У предпринимателя на складе было 9860 килограммов яблок. Одному магазину он отправил 4550     килограммов яблок, а второму – 1270 килограммов. Сколько килограммов яблок осталось на складе?

5. Задания для зеленых карточек:

1) а) Реши пример
     6446 + 347 =

    б) Составь пример с обратным действием

    в) Дополни каждый пример действием так, чтобы в ответе получилось 9000.

2) Составьте уравнения с неизвестным Х и числами 7; 91, где Х является множителем.

3) На рынок привезли 48 кг слив в ящиках, по 8 кг в каждом, и столько же ящиков груш, по 9 кг в каждом.    Сколько кг привезли груш?

6. Задания для красных карточек:

1) а)  54762
         *****
           4936

   б) Продолжи ряд чисел: 15 1 13 2 11 3 9 … … … … … … … … …

2) 480 : X = 8

    X + 849 = 853

    600 x X = 4200

3) Школьники собрали 300 килограммов яблок, а груш - в 2 раза меньше. Пятую часть всех собранных фруктов разложили в 9 одинаковых ящиков поровну. Сколько килограммов фруктов в каждом ящике?

Выбор спонсора и брокера.

- Молодцы, ребята. Быстро и правильно справились с заданиями. Пришло время выбирать спонсора и брокера. Подсчитаем жетоны – деньги. У кого большее количество красных карточек – те являются спонсорами. У кого большее количество зеленых карточек – те являются брокерами. Детям выдаются нагрудные карточки с надписями “брокер”, “спонсор”.

Работа с геометрическими фигурами.

1. Итак, вы славно поработали и заработали много денег. На эти деньги мы купили стройматериалы. Используя треугольники в ваших конвертиках. Вы должны построить домик.

Кто первый справился с заданием, работает у доски.

2. - Теперь этот дом надо огородить. Давайте для этого возьмем участок шириной 4 метра и длиной 5метров. Найдите периметр ограждения.

(Самостоятельное нахождение периметра).

3. Для ограждения нужны рейки. Давайте сосчитаем, сколько потребуется реек для сплошного заграждения, если ширина 1 рейки – 10 см.? (Самостоятельное решение задачи. Кто не может самостоятельно решить задачу, поднимают руки. Им помогают в решении “спонсоры”).

- Молодцы, ребята! Вы своими знаниями, активной работой очень порадовали меня.

Оценивание.

- Спонсоры получают оценку 5, а брокеры – оценку 4.

Итог урока.

- Спасибо за то, что вы поддерживали меня на уроке своими знаниями, находчивостью, активной работой и хорошей дисциплиной. До свидания.