Цели:
- ознакомить с экономическими понятиями “биржа”, “брокер”, “спонсор”;
- закреплять знания, умения, навыки пользования таблицами
- умножения и соответствующими случаями деления;
- правила,вычислительные навыки;
- развивать логическое мышление, сообразительность.
Оборудование:
- плакат (“окошко со ставнями”) для игры “Биржа”, карточки с заданиями для игры;
- конвертики с геометрическими фигурами;
- плакаты с заданиями для устного счета;
- нагрудные карточки со словами “брокер”, “спонсор”.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.- Здравствуйте, ребята. Сели, успокоились. Сегодня к нам на урок пришла гостья. Вы должны показать ей все свои знания и умения. Мы с вами поработаем над закреплением знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления, над решением задач. А так же поработаем над решением уравнений и нахождением периметра. Видите, сколько работы мы должны сделать на уроке. Поэтому будьте очень активными, внимательными.
- Кто к нам сегодня пришёл в гости, вы узнаете, если отгадаете загадку. Слушайте внимательно:
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко,
Ну, конечно, это - … (белка).
II. Устный счет.
1. Правильно. Это белочка – замечательный зверек. А где жила эта белочка раньше, вы узнаете, решив цепочку примеров. (Плакат вывешивается на доске).
- Итак, мы узнали, где жила белочка. Ребята, приближается Новый год. В этот праздник мы все любим получать подарки. Давайте нашей гостье тоже подарим новогодние подарки. А какие подарки получит белочка, вы узнаете правильно решив примеры и задачи.
2. Найдите недостающее слагаемое:
- Молодцы, ребята. Быстро справились с заданием. Белочка получает в подарок грибочек.
3. Выполните следующее задание, и белочка получит ещё один подарок. Вам нужно уравновесить чаши весов.
- Молодцы! Белочка получает в подарок еловую шишку.
4. Для того чтобы белочка получила ещё один подарок, вы должны решить задачу. Слушайте внимательно.
Белочка – хлопотунья делала запасы на зиму. Она запасла 2400 еловых шишек, а орешков – в 3 раза меньше. Сколько всего орешков запасла белочка? (На доске записываю краткое условие).
Шишек – 2400 шт.
Орешков - ? в 3 раза меньше.
- Как узнали ответ?
- Почему выполнили действие деления? Вспомните правило. (Чтобы узнать, во сколько раз одно число меньше другого, надо большее число разделить на меньшее число).
- Молодцы, ребята! Посмотрите, в корзине у белочки появился орешек. Как рада белочка, она получила от вас новогодние подарки. Вы хорошо потрудились. Белочка вам благодарна. (Все подарки белочки складываются в корзинку).
Она останется у нас, но у неё нет домика. Чтобы построить дом, нужны стройматериалы, а чтобы покупать стройматериалы, нужны деньги.
Чтобы заработать деньги, мы с вами отправимся… А вот куда мы отправимся, вы узнаете, решив уравнения. Вам нужно найти по часам буквы, соответствующие числам – значениям X. Из этих букв составить слово.
- Прочитаем хором, какое слово получилось? Кто знает, что означает слово биржа?
БИРЖА – это учреждение, в котором осуществляются финансовые, коммерческие операции с ценными бумагами, валютой или массовыми товарами, продаваемыми по стандартам или образцам. На бирже работают люди (маклеры), занимающиеся посредничеством в торговле товарами и ценными бумагами на бирже. - Как называют этих людей? Давайте узнаем. Для этого вам нужно решить таблицу умножения и подставить соответствующую букву в окошечко к числам, соответствующим ответам.
300 | 1000 | 800 | 2000 | 1600 | 1000 |
500 | 100 | 400 | |
2 | р | л | о |
3 | ж | б | с |
4 | к | у | е |
- Прочитайте хором слово, которое получилось в таблице. - Людей, занимающихся продажей товаров или ценных бумаг, называют брокерами.
- А мы с вами сегодня выступим в роли спонсоров. Кто знает, что означает слово спонсор?
Спонсор – это определенное лицо, организация или фирма, которые выступают как финансирующие стороны, т.е. помогают финансами.
Игра
1. А сейчас вам, чтобы заработать достаточное количество денег на покупку стройматериалов, нужно очень внимательно, активно поработать.
Существует фондовая биржа – это рынок ценных бумаг. А наша “Биржа” интеллектуальная: вы “покупаете акции” и обмениваете свои знания на оценку. (На доску вывешивается таблица: название игры, макет окна с открывающимися ставнями, внутри 4 кармашка, куда вкладываются “акции” - карточки с заданиями). Карточки-акции отмечены кружками разного цвета:
- Желтый цвет - задания для слабых учащихся;
- Синий цвет - задания для средних учащихся;
- Зелёный цвет - задания для сильных учащихся;
- Красный цвет - задания повышенной трудности на логическое мышление.
2. “Покупка” (выбор карточек) акций. После объяснения учителем условий выбора карточки каждый ребенок “покупает” нужную “акцию”, т.е. выбирает карточку с определенным кружком, и самостоятельно её решает.
Кто первый выполнит задание – объясняет решение у доски и получает за это деньги – жетон соответствующего цвета карточке. (Во время решения учащимися заданий учитель заменяет карточки в кармашках).
3. Задания для желтых карточек:
1) Реши пример
6446 + 347=
2) Реши уравнение:
X : 91 = 7
3) Реши задачу:
Фермер собрал с бахчи 550 арбузов, а дынь
на 170 меньше. Сколько арбузов и дынь собрали
вместе?
4. Задания для синих карточек:
1) а) Реши пример
6446 + 347=
б) Составь пример с обратным действием
2) С числами 91, 7 и неизвестным X составь уравнение, где X является делителем. Реши уравнение.
3) Реши задачу:
У предпринимателя на складе было 9860
килограммов яблок. Одному магазину он отправил
4550 килограммов яблок, а второму – 1270
килограммов. Сколько килограммов яблок осталось
на складе?
5. Задания для зеленых карточек:
1) а) Реши пример
6446 + 347 =
б) Составь пример с обратным действием
в) Дополни каждый пример действием так, чтобы в ответе получилось 9000.
2) Составьте уравнения с неизвестным Х и числами 7; 91, где Х является множителем.
3) На рынок привезли 48 кг слив в ящиках, по 8 кг в каждом, и столько же ящиков груш, по 9 кг в каждом. Сколько кг привезли груш?
6. Задания для красных карточек:
1) а) 54762
*****
4936
б) Продолжи ряд чисел: 15 1 13 2 11 3 9 … … … … … … … … …
2) 480 : X = 8
X + 849 = 853
600 x X = 4200
3) Школьники собрали 300 килограммов яблок, а груш - в 2 раза меньше. Пятую часть всех собранных фруктов разложили в 9 одинаковых ящиков поровну. Сколько килограммов фруктов в каждом ящике?
Выбор спонсора и брокера.
- Молодцы, ребята. Быстро и правильно справились с заданиями. Пришло время выбирать спонсора и брокера. Подсчитаем жетоны – деньги. У кого большее количество красных карточек – те являются спонсорами. У кого большее количество зеленых карточек – те являются брокерами. Детям выдаются нагрудные карточки с надписями “брокер”, “спонсор”.
Работа с геометрическими фигурами.
1. Итак, вы славно поработали и заработали много денег. На эти деньги мы купили стройматериалы. Используя треугольники в ваших конвертиках. Вы должны построить домик.
Кто первый справился с заданием, работает у доски.
2. - Теперь этот дом надо огородить. Давайте для этого возьмем участок шириной 4 метра и длиной 5метров. Найдите периметр ограждения.
(Самостоятельное нахождение периметра).
3. Для ограждения нужны рейки. Давайте сосчитаем, сколько потребуется реек для сплошного заграждения, если ширина 1 рейки – 10 см.? (Самостоятельное решение задачи. Кто не может самостоятельно решить задачу, поднимают руки. Им помогают в решении “спонсоры”).
- Молодцы, ребята! Вы своими знаниями, активной работой очень порадовали меня.
Оценивание.
- Спонсоры получают оценку 5, а брокеры – оценку 4.
Итог урока.
- Спасибо за то, что вы поддерживали меня на уроке своими знаниями, находчивостью, активной работой и хорошей дисциплиной. До свидания.