Вниманию читателей предлагается урок музыки в 5 классе общеобразовательной школы. Занятия ведутся по программе “Музыка” под редакцией Д.Б. Кабалевского. Объяснение материала строится по дедуктивному принципу. Мысль учащихся совершает движение от общего к частному. Сначала вспоминаются элементы оперного спектакля вообще, части любой когда-либо написанной или еще не написанной оперы. Затем те же элементы рассматриваются на конкретном примере оперы Н.А. Римского-Корсакова “Садко”. Это позволяет, с одной стороны, обратить более целенаправленное внимание учащихся на новый для них музыкальный материал, а с другой стороны, закрепить и углубить теоретические знания элементов оперного спектакля. Ниже приводится полный конспект урока с примечаниями.
Тема четверти: “ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ”
Тема урока: СКАЗОЧНЫЙ МИР МУЗЫКИ Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА
Задачи урока:
Образовательные:
- Повторение признаков оперного жанра и элементов оперного спектакля.
- Знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова “Садко”.
- Укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства.
Воспитательные:
- Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.
Развивающие:
- Формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы и художественных особенностей оперного искусства, умения слушать и анализировать фрагменты оперных спектаклей.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
- повторение пройденного методом устного опроса;
- рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки);
- работа учащихся с наглядными пособиями (книга почетных посетителей, оперные программки);
- анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;
- хоровое исполнение песен (“Пора начать урок”, муз. Е. Попляновой, “Колыбельная Волховы” из оперы “Садко”);
- вокальные упражнения (исполнение интонации вступления к опере);
- пение с пластическим интонированием.
ПРИМЕЧАНИЯ | ХОД УРОКА (У. – говорит учитель, Д., Д.1., Д.2., Д.3. и т.п. – говорят дети.) |
Песня задает настроение на бодрую работу. | Начало урока. Исполнение песни Е. Попляновой “Пора начать урок”. |
Введение в работу повторения пройденного. | У. Представьте, мы стоим с вами перед огромным
зданием со сверкающими буквами “МУЗЫКА”.
Множество дверей распахнуто настежь под разными
вывесками: “Симфоническая музыка”, “Народная
музыка”, “Эстрадная музыка”. У каждого входа
народ толпится, – где больше, где меньше. Куда
кого тянет. А мы с вами сейчас войдем в здание
музыки через двери под вывеской “ОПЕРА”. Что это
за название? Может быть, его следует читать по
первым буквам как аббревиатуру? Например, так: “О” – отдел, “П” – по, “Е” – естественному, “Р” – распространению, “А” – аплодисментов. Правильно? Д. Нет! |
Повторение понятия “ОПЕРА” | У. А что же такое опера? Д. Опера – это музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра. У. Совершенно верно. |
Решение воспитательной задачи. Предъявление детям аргументов, подтверждающих ценность и значимость оперного искусства. |
Смотрите-ка, вот книга почетных посетителей.
Какая она толстая! Раскроем ее и прочтем. - Эта книга начата в славном городе Флоренции в 1600 году музыкантами и поэтами. Пусть досточтимые потомки с благосклонностью отзовутся на наше деяние, предпринятое с целью слить в неразрывном союзе музыку и литературу по благородному примеру древних греков. У. Как вы думаете, в знак чего была сделана первая запись в этой книге? Д. Может быть, состоялся первый оперный спектакль? У. Конечно, именно в этом году родилась опера. А не посмотреть ли хотя бы 2-3 записи в книге почетных посетителей. Интересно, что говорили об опере в разные времена. Д.1. “Что может сравниться с удовольствием быть в опере? Только удовольствие быть с друзьями”. Мушкетер Арамис. У. Да-да, тот самый мушкетер Арамис, друг Д,Артаньяна. Об этом нам рассказал писатель Дюма в романе “Три мушкетера”. Опера попала во Францию как раз в XVII-м веке во времена мушкетеров. Д.2. “Пора нам в оперу скорей!” – А.С.Пушкин. У. Это строчка из романа в стихах Пушкина “Евгений Онегин”. Она говорит о любви к опере в России в начале XIX века. Д.3. “Наслаждались оперой. Тренирует ум и воспитывает сердце”. Шерлок Холмс и доктор Ватсон. У. Знаменитые сыщики ХХ века, герои рассказов Конан Дойла, оказывается, тоже преклонялись перед оперой. Жаль, нет времени всю книгу перелистать. Пора и нам самим вспомнить самое важное об этом виде музыкального искусства. С чего начнем? |
Решение образовательной задачи 1. Повторение изученных ранее признаков оперного жанра и элементов оперного спектакля. |
Отдел оперного либретто. Что это такое? Д. (дают определение оперного либретто). У. Отдел вокального соло. Какие виды сольных номеров в опере вы знаете? Д. Ария, ариозо, ариетта, песня, каватина. У. Правильно! Для чего нужны сольные номера в опере? Что слушатель может из них узнать? Д. Сольные номера раскрывают характер действующих лиц. У. Идем дальше. Отдел оперного ансамбля. Как переводится на русский язык слово “ансамбль”? Д. Вместе. У. Для чего в опере нужны ансамбли? Д. Когда герои собираются вместе по несколько человек, их разговор передается в форме ансамбля. У. Следующий отдел – оперный речитатив. Что такое речитатив? Д. “Говорю нараспев”. У. Чем отличается речитатив от арии? Д. Нет больших, красивых мелодий. Герои бросают короткие фразы – реплики. У. Отдел оперного хора. Для чего в опере нужен хор? Д. Чтобы изобразить войско, толпу народа, рабочих, крестьян, иных массовых участников спектакля. У. Еще более удивительно, зачем в опере нужен балет? Ведь танцовщики не поют. Д. Танцы украшают оперное действие. У. И совсем мне не понятно, какое отношение эти вещи на моем столе имеют к опере? (На столе учителя дети видят кисти, краски, сюртук, парик, грим, фонарик и даже огнетушитель.) Из какого оперного отдела все эти вещи? Д. Это отдел оперной постановки. У. Кто принимает участие в постановке оперного спектакля? Д. Режиссер, художник, костюмер, осветитель и даже пожарный. У. У меня в руках волшебная палочка. Из какого отела пришла эта гостья? Д. Оперный оркестр. У. Кому принадлежит эта вещь? Д. Дирижеру. У. Зачем оперному спектаклю нужен дирижер с дирижерской палочкой? Д. Дирижер управляет всеми музыкантами-исполнителями: и оркестром, и певцами, и хором. У. Зачем нужен в опере оркестр? Д. Он аккомпанирует пению и рисует музыкой разные картины. У. Есть у оперного оркестра и своя особая задача. В начале спектакля он исполняет увертюру, которая помогает слушателям настроиться на нужную эмоциональную “волну”. У. А теперь нам нужно назвать главное лицо в оперном деле, без которого не будет оперы. Это композитор. Он сочиняет музыку, а музыка в опере всему начало. Недаром имя композитора ставится первым рядом с названием оперы. У. Когда зрители приходят в оперный театр они прежде всего спешат купить театральную программку. Я тоже сегодня вам раздам такие театральные программки. (См. Приложения 1, Приложение 2) Посмотрите на них. С какой оперой мы с вами будем сегодня знакомиться? |
Представление нового материала. | Д. С оперой “Садко”. У. Откройте программки. Теперь узнаем самое главное – имя композитора, сочинившего эту оперу. Д. Николай Андреевич Римский-Корсаков. У. Посмотрите на доску. Как звучит тема нашего сегодняшнего урока? |
Объявление темы урока, установление связи
ее с темой четверти. Объявление ученикам задач урока и содержания предстоящей работы. |
Д. “СКАЗОЧНЫЙ МИР МУЗЫКИ Н.А.
РИМСКОГО-КОРСАКОВА”. У. Запишите ее в тетрадь. У. Подскажите мне, как звучит тема всей четверти? О чем мы с вами говорим на каждом уроке? Д. “ЧТО СТАЛО БЫ С МУЗЫКОЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЛИТЕРАТУРЫ”. У. То есть, мы сегодня должны установить, как литература повлияла на творчество композитора Н.А. Римского-Корсакова, и почему его музыку называют сказочной. |
Краткие сведения о композиторе | Обратим внимание на программку. Что еще
сказано в ней о композиторе? Д. Читают: “Для меня мир народных преданий, сказок, былин, мир сказок А.С. Пушкина до конца жизни останется неисчерпаемым источником вдохновения”. У. Как мы понимаем это высказывание? Д. (обсуждение высказывания). У. Что еще в программе сказано о композиторе Римском-Корсакове? Д. - Н.А. Римский-Корсаков сочинил 15 опер. Из них девять созданы на сказочные сюжеты. Друзья называли его композитором-“сказочником”. |
Решение образовательной задачи 2. Знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова “Садко”. Слушание и анализ музыкального материала оперы. Фрагмент 1. |
У. Одной из любимейших опер Римского-Корсакова
была опера-былина “Садко”. Много общего у
композитора с его любимым героем. Оба они родом
из Новгородской земли, музыканты и
мореплаватели. Римский-Корсаков окончил морской
корпус в Петербурге и совершил кругосветное
путешествие. В своих произведениях композитор с
любовью и огромным мастерством рисовал море.
Вступление к опере “Садко” композитор назвал
“Океан – море синее”. Как вы думаете, почему? (Слушание увертюры к опере “Садко”.). У. Может быть, это музыка не про море, а про восход солнца? Д. Нет, в музыке слышалось колыхание волн. У. Как называются интонации, как бы рисующие слушателю картины? Д. Изобразительные интонации. У. В каком настроении предстает перед нами Океан-море? Д. Грозное, взволнованное. У. Если мы внимательно вслушаемся в главную интонацию музыкальной картины моря, мы удивимся, в ней всего три звука. Споем эту интонацию. |
Закрепление материала посредством активной работы с ним (пение и пластическое интонирование). | (Пение с пластическим интонированием. Жест
“динамическое колесо” по динамическим схемам
“спокойного” и “бурного” моря.) У. Как мы называем музыкальную частичку, из которой вырастает мелодия? Д. Зерно-интонации. У. Мы уже с вами говорили, что увертюра настраивает слушателя на весь оперный спектакль. Слушатель понимает по настроению и характеру музыки будущий ход событий. Как вы думаете, легка ли будет судьба Садко? Д. Нет, музыка вступления тревожная. Герою придется нелегко. |
Рассказ учителя о содержании оперы с применением средств визуальной наглядности (показом слайдов). | У. (рассказ с показом слайдов). Могуч ты, град Великий Новгород. Не к тебе ли стремился люд русский? Слава о тебе неслась по всей Руси великой. Гусляр Садко пришел сюда, мечтая о путешествиях морских, чтобы еще больше приумножить богатство Новгорода. Купцы новгородские посмеялись над ним. Не дали Садко ни товаров своих, ни кораблей. И пошел Садко на берег Ильмень-озера, чтобы поведать озеру свою обиду. Речкам светлым песни складывать, да заповедные думы сказывать. |
Слушание и анализ музыкального материала
оперы. Фрагмент 2. |
Слушание песни “Ой ты, темная дубравушка”. У. К какому виду сольных оперных номеров относится прозвучавший фрагмент, что вы сейчас услышали? Д. Ария. У. Совершенно верно, прозвучал номер из отдела оперного соло. Но композитор назвал этот номер не арией, а песней. Как вы думаете, почему? Д. Может быть, потому, что ария по звучанию напоминает русскую народную песню? У. Правильно, Садко – человек из народа, что и подчеркивает характер песни. Какой голос ее исполняет? Д. Тенор. У. Ария – это музыкальный портрет человека. Каким перед нами предстает Садко в этот момент? Д. Грустным, печальным. У. Когда мы говорили о роли оркестра в опере, мы упоминали о его способности дорисовывать, пояснять звуками картину происходящего. Как мы догадались, что дело происходит на берегу озера? Д. Мы слышали в музыке плеск воды. |
Продолжение рассказа о содержании оперы
“Садко”. Осознание ранее изученного произведения в качестве составной части новой темы, фрагмента большой оперы. |
У. Услышав песню Садко, морская царевна Волхова
помогла ему разбогатеть, обзавестись товарами и
кораблями для заморских путешествий. Двенадцать
лет путешествовал Садко. Да во время бури попал
он на дно морское к самому царю подводному.
Своими песнями и музыкой сумел Садко развеселить
морского царя, а в сердце холодной Волховы зажечь
чувство человеческой любви. Вспомните
колыбельную песню Волховы, которую мы с вами
разучивали на прошлых уроках. С каким чувством мы
исполняем это произведение? Д. Ласково, нежно, тепло. Исполнение “Колыбельной Волховы”. |
Вывод по образовательной задаче 2. | У. Итак, ребята, что нового мы сегодня узнали на
уроке? Вспомним еще раз, какую музыку мы сегодня слушали и исполняли? Д. Мы слушали музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова “Садко”. Вступление “Океан – море синее” в исполнении оркестра. Песню Садко “Ой ты, темная дубравушка”. Мы сами исполняли “Колыбельную Волховы” из этой оперы. |
Решение образовательной задачи 3. Укрепление понимания взаимосвязи литературы и музыкального искусства. |
Д. Мы узнали, что многие оперы написаны
композитором по сказкам. У. Мог ли композитор сочинить оперу, если бы не было увлекательной легенды о Садко? Д. Нет, не мог. У. Мог бы существовать в музыке такой замечательный жанр, как опера, если бы литература не предлагала композиторам интересных и занимательных историй? Д. Нет! |
Вывод по образовательной задаче 3. | У. Мы с вами выполнили все задачи нашего урока.
Еще раз убедились в том, что литература – это
неиссякаемый источник образов и сюжетов,
питающий музыкальное творчество композиторов. А сейчас домашнее задание. На последней странице театральной программки, полученной вами на уроке, вы найдете стихи. Определите названия опер Н.А. Римского-Корсакова, к которым относятся эти четверостишия. Конец урока |