Интегрированный урок русского языка и математики во 2-м классе по образовательной программе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Упражнение в написании буквы “и” после шипящих с закреплением табличного умножения и деления на 2 и на 3

Цели:

  1. Упражнение в написании буквы и после шипящих с параллельным закреплением табличного умножения и деления на 2 и 3.
  2. Показать учащимся взаимосвязь между учебными предметами.
  3. Развитие речи, мышления, логики, внимания, памяти, самостоятельности.
  4. Воспитание интереса к учёбе.

Оборудование: четырёхугольник с буквами, кроссворд, таблица с числами (ответами), алгоритм, числовая таблица со словами, слова к предложению, фигуры и числа к игре “Распутай клубок”, опоры по правилам умножения, нахождения площади прямоугольника.

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, вы любите играть в прятки? Сегодня мы будем играть в прятки со словами и числами. Чтобы их найти, нам пригодятся знания русского языка и математики.

II. Минутка чистописания

1)

Какая буква в данной фигуре лишняя? (ы) Почему?

Какая орфограмма спряталась здесь? (жи, ши)

Сегодня мы будем искать слова с сочетанием жи, ши.

2) Работа в тетради по чистописанию: с. 39 урок № 93.

III. Словарная работа “Кроссворд”

Здесь спрятались слова. Чтобы их найти, надо ответить на вопросы:

  1. Как называется точка А? (Вершина)
  2. Название каждого числа в умножении? (Множитель)
  3. Математическое задание, содержащее условие и вопрос? (Задача)
  4. Короткая сторона прямоугольника? (Ширина)
  5. Величина, единицей измерения которой является 1 кв. метр? (Площадь)

 

img2.gif (

Прочитайте, какие слова мы нашли?

Какие орфограммы встретились в словах? (жи, ши, ча, ща)

Запишите слова с сочетанием жи, ши. Как их будем писать? (Записывают самостоятельно. Выделяют орфограмму).

IV. Игра “Расшифруйте слова”

Посмотрите на таблицу. Здесь под числами спрятались слова. Надо найти под какими числами они спрятались. Для этого решим несколько заданий. И первое задание – это алгоритм.

 

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А 2 36 15 28 18 9 94 33 51 90
Б 10 1 7 99 45 12 10 21 8 19
В 6 34 78 40 16 14 84 53 47 13
Г 26 64 5 6 88 4 27 74 39 41
Д 11 20 35 0 9 12 59 63 48 18
Е 44 8 61 67 25 10 65 17 56 26
Ё 31 3 8 2 10 14 8 66 38 12
Ж 52 26 64 22 54 20 62 29 50 10
З 46 2 57 49 60 8 37 58 43 30
И 23 10 32 18 8 14 24 26 2 10

1) Алгоритм:

Что такое а? (Объект операции)

Что такое x? (Результат операции)

a 1 2 3 4 5 6 7 8 9
x                  

2) Решение уравнений: № 5 (с. 111).

Прочитайте задание.

Что известно? Что неизвестно? Как найдём? (Решают коллективно)

3) При умножении, на какое число всегда получается нуль? (0)

Все полученные ответы учитель по ходу решения предыдущих заданий выписывает на доску.

Числа-ответы: 2, 6, 8, 12, 14, 17, 20, 24, 26, 3, 16, 9, 21, 4, 0.

4) Все полученные результаты записаны в этой таблице. Назовите их координаты.

(Учитель показывает число, учащиеся называют все координаты этого числа. Учитель переворачивает карточки с ответами и получаются слова)

Ответы:

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А ш 36 15 28 л у 94 33 51 90
Б 10 1 7 99 45 ж 10 ц а 19
В п 34 78 40 с н 84 53 47 13
Г ы 64 5 п 88 е 27 74 39 41
Д 11 к 35 р у ж 59 63 48 л
Е 44 а 61 67 25 10 65 17 56 ы
Ё 31 м а ш 10 н а 66 38 ж
Ж 52 ы 64 22 54 к 62 29 50 10
З 46 ш 57 49 60 а 37 58 43 30
И 23 10 32 л а н д ы ш 10

Прочитайте, какие слова спрятались?

Какая буква пропущена? (Буква и) Почему?

(Переворачивается карточка с числом 10, под которой находится буква и).

На какие 2 группы можно разделить эти слова? (1) с сочетанием жи и сочетанием ши; 2) употреблённые в ед. ч. и во мн. ч.)

Запишите эти слова в тетрадь в 2 столбика, разделив их на 2 группы.

Подчеркните орфограмму.

Проверка: Прочитайте, какие слова записали в 1-й столбик, во 2-й столбик?

Какую орфограмму подчеркнули?

V. Работа с предложением

1) Восстановление деформированного предложения.

На доске: быстрые, горы, с, лыжи, ребят, мчат

Это предложение? Почему?

Составьте предложение.

Быстрые лыжи мчат ребят с горы.

Запишите его. Подчеркните орфограмму. (1 ученик работает у доски.)

2) Письмо по памяти.

Послушайте предложение: Малыши рады пушистому снегу.

Сколько слов в этом предложении?

Назовите 1-е слово, 2-е слово, 3-е слово, 4-е слово.

Повторите предложение хором.

Запишите самостоятельно.

В каких словах встретилась изучаемая орфограмма? Подчеркните её.

VI. Решение задачи: № 13 с. 112

Ребята, вы любите кататься на лыжах? А участвовать в соревнованиях?

Сейчас решим задачу про ребят, которые участвовали в эстафете.

Анализ задачи и заполнение схемы выполняется коллективно.

Решает 1 ученик у доски.

Решение:

  1. 63-7=56(ч.) - во 2 команде.
  2. 63+56=119(ч.) - в 3 команде.
  3. 63+56+119=238(ч.) - в 3-х командах.
  4. 300-238=62(ч.) - в 4 команде.

Ответ: 62 человека.

VII. Игра “Распутай клубок”

А теперь распутайте клубок и найдите числа, которые спрятались за фигурами.

 

Решение:

3•6=18

8:2=9

2•3=6

9•3=27

6•2=12

12:3=4

Расположите числа в порядке возрастания. (Учащиеся расставляют фигуры с числами.)

Посмотрим, какая орфограмма спряталась?

Учитель переворачивает фигуры.

Прочитаем орфограмму хором: Жи, ши пиши с буквой и.

VIII. Итог

Какие слова на эту орфограмму мы сегодня с вами нашли?

Только ли на уроке русского языка нам необходимо помнить, как пишутся слова?

Какие слова на эту орфограмму мы используем на уроках математики?

IX. Домашнее задание

Математика: № 11 с. 112.

Русский язык: повторить орфограмму и найти новые слова на правописание жи, ши.