Использование игровых ситуаций в курсе трудового обучения (обслуживающий труд)

Разделы: Технология


Целями современного учебно-воспитательного процесса является не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и развитие личности учащихся, формирование опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности, желания и умения учиться.

Современная дидактика обращается к игровым формам обучения, справедливо усматривая в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся. Игровые приемы используются как средство активизации обучения: они способствуют продуктивной умственной работе детей; интерес к происходящему стимулирует обучающихся на поиск новых нестандартных путей для решения поставленных задач.

Содержание познавательных, дидактических игр помогает закрепить, систематизировать и расширить предусмотренные школьной программой знания и умения, оживить изложение материала, облегчить его запоминание, создать у детей бодрое настроение, предупредить переутомление.

Хорошо известно высказывание Макаренко А.С., в котором дается чрезвычайно высокая оценка игровой деятельности учащихся: “Игра имеет важное значение в жизни ребенка, каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет, поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре”.

Правильно подобранные и хорошо организованные игровые ситуации на уроках способствуют всестороннему гармоничному развитию школьников, помогают выработать необходимые в учебе и в жизни умения.

Игровые ситуации можно с успехом применять в курсе трудового обучения. В качестве примера приводится заключительный урок по разделу “Технология обработки пищевых продуктов” (8 класс).

Раздел программы: Технология обработки пищевых продуктов.

Класс: 8

Тема урока: “Технология приготовления блюд и изделий из теста”.

Тип урока: урок систематизации и обобщения изученного материала.

Методические особенности проведения урока: урок проводится с использованием игровой ситуации – соревнования между командами; урок является заключительным в данном разделе программы.

Цели:

  • Образовательная. Обобщить и систематизировать знания учащихся по “Технологии приготовления блюд и изделий из теста”, углубить знания учащихся, ознакомить с новыми фактами по изучаемой теме.
  • Развивающая. Продолжать развивать мышление учащихся (умение сравнивать, анализировать, обобщать); развивать умения учебного труда (запоминать, работать в нужном темпе); развивать самостоятельность, самоконтроль, способность проявлять творческий подход при выполнении заданий.
  • Воспитательная. Воспитывать познавательный интерес к предмету, умение работать индивидуально и в группе, самостоятельно распределять обязанности, сообща решать поставленную задачу, дисциплинированность, культуру общения, уверенность в своих силах.

 ХОД УРОКА

I. Организация начала урока.

II. Подготовка учащихся к активной учебно-игровой деятельности (мотивация).

Учитель: Сегодня мы проводим последнее занятие по разделу “Технология приготовления блюд и изделий из теста”. Я думаю, что предыдущие уроки доставили вам удовольствие, т.е. работа с тестом и выпечка различных изделий всегда интересна. Вспомните свои дни рождения, семейные праздники, когда в доме все блестит, вкусно пахнет пирогами, и от этого запаха становится уютно и празднично. Можно, конечно, купить пирожки, печенье и в магазине. Но ведь научиться изготавливать эти вкусные вещи совсем не так уж сложно! И вы, я думаю, уже многое умеете и знаете. И сегодня мы попробуем убедиться в этом, повторить и обобщить известные вам сведения о тесте, блюдах и изделиях из него, узнать новые интересные факты. А сделаем мы это в форме игрысоревнования между командами (учащиеся заранее разбиваются на 2 – 4 команды).

III. Игра-соревнование.

Правила игры:

  • игра проходит в виде соревнования между командами;
  • конкурсные задания оцениваются в баллах;
  • команда-победитель определяется по наибольшему количеству баллов.

Критерии оценивания:

  • правильность и полнота выполнения;
  • оригинальность решения;
  • выполнение задания за отведенное время.

Поощрительные баллы:

  • дополнительный ответ (3 балла);
  • ответ раньше времени (2 балла).

Штрафные баллы:

  • пользование тетрадью (2 балла);
  • помощь учителя (2 балла);
  • громкое обсуждение (2 балла).

На доске оформляется следующая таблица:

    № конкурса

    № команды

    1

    I

    II

    III

    IV

    2

                                                                   

    3

                         

                          

Участникам игры представляют членов жюри (ими могут быть классный руководитель, студенты-практиканты и т.д.). Учитель по своему усмотрению может выбирать предложенные конкурсы и их количество.

Задание 1. “Пойми меня”.

Вниманию учащихся предлагаются задания. Содержащие описание признаков продуктов, имеющих отношение к тесту (Приложение 1). Нужно догадаться, о чем идет речь. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Задание 2. “Любимая выпечка моей семьи” (домашнее задание).

Команды представляют заранее подготовленные и красиво оформленные рецепты любимой домашней выпечки. Рецепт нужно прокомментировать: название, набор продуктов, технология приготовления выпечки. Команда соперников может задавать возникшие вопросы.

Задание 3. “Отгадай кроссворд”.

Командам выдаются кроссворды (Приложение 2). Побеждает та команда, которая быстрее и правильней отгадает кроссворд. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. На конкурс отводится определенное время.

Задание 4. “Конкурс капитанов”.

Капитанам предлагается по очереди называть блюда и изделия из теста. За каждый правильный ответ можно получить 0,5 балла.

Задание 5. “Составь кроссворд”.

Командам предлагается составить кроссворд из слов, имеющих отношение к технологии приготовления блюд и изделий из теста, к оборудованию кухни.

Это может быть кроссворд, чайнворд, сканворд. Учитывается его оригинальность, точность формулировок для поиска нужного слова, аккуратность оформления. На конкурс отводится определенное время.

Задание 6. “Угадай-ка”.

Учащиеся слушают предложенный учителем текст (Приложение 3). Они должны догадаться, о чем идет речь. За каждое задание 1 балл присуждается той команде, которая быстрее даст правильный ответ.

Задание 7. “Объяснялки”.

Каждая команда должна охарактеризовать предмет или явление (из области “Кулинария”) не называя его так, чтобы об этом догадались другие. Один балл получает та команда, которая первой даст правильный ответ. Также учитывается точность характеристик предмета, явления, которые называет команда, дающая задание.

Задание 8. Командам предлагается назвать пословицы и поговорки, в которых упоминаются продукты питания (Приложение 4).

IV. Подведение итогов урока, награждение победителей.

По мере прохождения конкурсов жюри выявляет победителей, выставляя полученные баллы в сводную таблицу, комментирует ответы участников игры.
После окончания игры всем участникам можно вручить памятные сувениры.