Цели:
- продолжить работу по развитию логического мышления;
- формировать познавательный интерес к учебе;
- воспитывать навыки культурного поведения.
Орг. Момент
Прочитайте тему урока: “Современный летательный аппарат”. На уроке мы отправимся в путешествие по страницам журнала, название которого вы узнаете, если покажите умение и сноровку, расшифруете математическую шифровку:
756+24= ч | ccc | 5*12=н | ccc | 25*10= а |
310+250= с | 825-30= ё | 875-90= у | ||
100:25= в | 455-60= т | 375+123= ь | ||
125:25=х | 4*13= з | 6*14= о |
5 |
84 | 780 | 785 | 4 | 560 | 795 | 52 | 60 | 250 | 395 | 498 |
В дорогу возьмем с собой весь багаж знаний по математике и русскому языку. В пути закрепим умение решать задачи на движение, склонения имен прилагательных мужского и среднего рода.
Открываем первую страницу “ Пиши грамотно”.
Прочитайте написанные на доске слова: планер, вертолет, ?, ракета.
- Определите принцип, по которому расположены слова и вы узнаете слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке и узнаем, какому летательному аппарату посвящен номер журнала. (На доске написаны слова, обозначающие летательные аппараты. Каждый следующий летательный аппарат имеет большую скорость по сравнению с предыдущим. Это слово самолет.)
- Что такое самолет? (Летательный аппарат)
- Этот летательный аппарат легче или тяжелее воздуха? (Тяжелее)
- Скажите полностью, что такое самолет. (Самолет - это летательный аппарат, который тяжелее воздуха)
- Точное значение слова мы прочитаем в толковом словаре Даля.
Слово “Самолет” в нашем языке существовало задолго до рождения авиации, но имело тогда другие значения. При Петре I так назывались в русской армии самоходные паромы, движимые силой речной струи. Такое же название имел ручной ткацкий станок с приспособлением для более удобной перекидки челнока. Когда языку потребовалось дать название новоизобретенной воздушной машине, люди вспомнили, что подходящее слово есть, и переосмыслили старое значение слова самолет. Но так было не сразу. Когда авиация только возникла, самолет назвали иностранным словом – аэроплан. А потом выбрали более удобное и пригодное название. Аэроплан окончательно и бесповоротно стал называться исконно русским словом самолет.
- Какие орфограммы есть в слове самолет? (Парная согласная Т, два корня, О- соединительная гласная.)
- Запишите слово, выделите орфограммы.
- Придумайте предложение со словом самолет.
- Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. У прилагательных выделите окончания, определите род и падеж.
(С) взлетн... поля нов... аэродрома взлетел па(сс,с)ажирск... с...м...лет.
- Просклоняйте словосочетания. Выделите окончание у прилагательных и относящихся к ним вопросам. В прилагательных поставьте ударение.
Первый ряд – взлетное поле.
Второй ряд – новый аэродром.
Третий ряд – пассажирский самолет.
- Прилагательные какого рода мы склоняли?
- Как пишутся окончания имен прилагательных мужского и среднего рода в одних и тех же падежах?
- Как пишутся ударные и безударные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода?
- Какая разница в написании ударных и безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падежах?
- Что надо сделать, чтобы правильно написать безударные окончания имен прилагательных?
- Для чего мы изучаем эту тему?
Вторая страница “Отдыхай, но про внимание не забывай”
Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные мужского и среднего рода. Если произнесу словосочетание, в котором существительное и прилагательное мужского рода – вы хлопаете, если среднего рода – приседаете один раз. Сосчитайте, сколько прилагательных мужского рода я назову.
Молодой дубок, лесное растение, высокий забор, раннее утро, глубокое озеро, широкий двор, веселый человек, боевой самолет.
Третья страница “А ну-ка сосчитай!”
- Хотите узнать с какой скоростью пролетел первый самолет братьев Райт.
- Первый самолет братьев Райт пролетел 30 метров за 10 секунд. Какова была его скорость? (30:10=3 м/с).
- Как узнать скорость?
- Космическая ракета пролетела, а км за б секунд. С какой скоростью летела ракета? (а:б) км/с.
У ракеты три космические скорости: 1- 8 км/с, 2- 11 км/с, 3- 16,7 км/с. У ракеты тоже есть своя история, но об этом мы поговорим в другой раз.
- Наш самолет может пролететь без заправки 8000 км. Узнайте, сможет ли самолет, двигаясь со скоростью 950 км/ч, быть в полете 8 часов, 9 часов?
Четвертая страница “Эпилог”
- В самолетах как и в другом транспорте есть свои правила поведения.
- Кто их знает?
- А зачем нужны правила поведения в самолете?
Едва человек научился летать, он стал прокладывать воздушные дороги. Не прошло и полвека, как весь земной шар опутала густая сеть авиалиний. Днем и ночью мчатся по воздушным дорогам быстрокрылые лайнеры с опознавательными знаками разных стран и компаний. Но вот конец пути – аэропорт с ангарами для самолетов и залами для пассажиров, со стоянками, сигнальными маяками.
Вот подходит к концу наше путешествие. У каждого лежит на столе самолетик, раскрасьте его:
Зеленым цветом – если вы умеете
решать задачи на движение, склонять имена
прилагательные мужского и среднего рода и можете
объяснить другим.
Желтым - если вы умеете решать задачи на
движение, склонять имена прилагательные
мужского и среднего рода, но не сможете объяснить
другим.
Красным - если вы не умеете решать
задачи на движение, склонять имена
прилагательные мужского и среднего рода.
Самолетики прикрепите на аэродром.
От аэродрома до дома мы поедем на автобусе.
- Какие правила поведения в автобусе и на дороге необходимо соблюдать?
Подведем итог нашего путешествия.
- Чему вы научились на уроке?
- Что нового узнали?