He ищи предмет другой –
используй то, что под рукой!
Современная концепция школьного образования предусматривает необходимость воспитания творческой личности.
Формирование диалектического стиля мышления является основой интеллектуального развития личности. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) предполагает деятельность, в результате которой развиваются важные показатели личности:
- системность мышления,
- умение видеть мир в противоречиях,
- способность генерировать неожиданные идеи.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с незнакомыми предметами и явлениями природы. Непосредственный опыт ребенка не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, для установления зависимостей между ними. Установить постоянные и необходимые связи и отношения между явлениями - значить открыть закон. Ребенок сделать этого не может, поэтому ему следует помочь – дать способ познания мира, а не просто вооружить знаниями.
В группе продленного дня (далее – ГПД) часто рождаются занятия по интересам детей. Детям ненавязчиво, в игровой форме предлагается фантазировать, рассуждать на различные темы. Так появились циклы занятий о воде, об огне, о воздухе (Приложение 1).
Предварительно был составлен перечень педагогических мероприятий, определена детская литература для изучения, подобраны игры для развития логического мышления.
Дети по своей природе – первооткрыватели. Необходимо только приобщаться к детскому творчеству, направлять его. На занятиях применялись методы фантастических гипотез. Техника этого приёма проста. Она выражается в форме вопроса, что было бы, если? Приём моделирования окружающего мира с помощью “маленьких человечков” (далее - ММЧ) очень хорошо воспринимается детьми. Порой они сами выступали в роли “маленьких человечков”, изображая тающую лужу, духи и прочее. Приём эмпатии помогает детям поставить себя на место исследуемого предмета, воспитывает сочувствие, сопереживание. Для развития творческого воображения используется приём, называемый “бином фантазии”, метод использования предметов в другом качестве, фокальных объектов и др. В практической работе используются приёмы, способствующие развитию диалектического мышления ребёнка. Например, игра “Хорошо – плохо”. Эта игра затрагивает и иллюстрирует некоторые законы диалектики, такие категории, как противоречие, качество, количество, возможность и действительность, формирует основы системного мышления логического анализа действительности, имеет большое значение для усвоения знаний и обобщённых представлений о мире, его закономерностях, сложных видов связей и отношений. Очень любят дети и игру “Наоборот”, которая помогает освоить слова с противоположным значением.
Очень важно при ознакомлении учащихся с окружающим миром показать: всё, что нас окружает, взаимосвязано, состоит из частей и частью чего-то является. Нет в мире ничего неизменного, только хорошего или только плохого. В этом случае важнейшим методическим средством является построение системного оператора, анализ с его помощью изучаемой системы и синтез (мысленное проектирование) будущей системы, лучшей, чем изучаемая система.
Во время проведения опытов с водой (смотри Приложение 1) ученики наблюдают превращения: лед - вода - пар - капельки воды (на стекле). Эти опыты формируют представления детей о различных состояниях воды, помогают сделать самостоятельные открытия, объяснить явления, происходящие в природе. Понимание этого проявлялось в высказываниях детей: “Весной тает лед - появляются лужи, а летом солнце греет и вода испаряется - так образуются облака. Потом вода возвращается на землю дождем”. Использование элементов ТРИЗ помогает формированию представления детей о свойствах и состоянии воды. Решение логических задач – основа детского изобретательства, позволяет видеть явления во взаимосвязи, мыслить системно.
ММЧ заключается в использовании ассоциативных рисунков для объяснения изучаемых объектов. С помощью этого метода дети составляют схемы воды в жидком, твердом, газообразном состояниях, схематично изображают "снежинку в теплый день", "капельку в заморозки". Эта работа способствует пониманию детьми процесса перехода воды из одного состояния в другое.
Дети самостоятельно изобретают новый вид грелки “ледогрелку, придумывают оригинальные несуществующие слова “водохлеб”, “водолед” (когда в воде лед лежит, когда вода и лед вместе). Вместо бензина в машину заливают воду – в итоге воздух чистый и кругом цветы. Вот и решена экологическая проблема.
Учащимся предлагается найти ответ на вопрос “Можно ли сохранить ледяной дом весной?”. Дети предлагают строить такие дома на Севере, где никогда не тает лед. Тогда задача усложняется: “Как сохранить ледяной дом в наших условиях?” и дается подсказка вспомнить холодильник и подумать, почему там лед не тает. Дети предлагают использовать в ледяном доме такое же вещество, как в трубках домашних холодильников.
Использование технологии ТРИЗ позволяет обозначать противоречия познаваемого предмета или явления. Например, обсуждая проблему применения льда, дети делают вывод, что лёд может вызывать заболевания и быть лекарством. Эти выводы были использованы в придумывании загадки: “Холодный, но не снег, Прозрачный, но не стекло, Твёрдый, но не камень, От него можно простудиться, А можно и полечиться”.
Придуманные детьми загадки показывают наличие умения перенести знания о свойствах и состояниях воды на решение других заданий, ситуаций.
Умение видеть противоречия и решать их в процессе познания помогают игры “Хорошо - плохо”, “Польза - вред”, “Наоборот” и др.
Большое значение имеет систематичность проведения игр и упражнений. Творческие задания “Дорисуй”, “На что это похоже?”, “Какая игрушка?”, “Перевертыши” активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение. Задачи-шутки способствуют преодолению инерции мышления, являются гимнастикой ума. Проблемные ситуации ставят детей в условия практического поиска решения задач, т.е. ребенок оказывается перед необходимостью объяснений: почему? для чего? как? Эта работа побуждает детей к самостоятельному поиску решений, будят мысль ребёнка, формирует нестандартное мышление. Поисковые вопросы побуждают детей обосновывать свои ответы, активизируют их мыслительную деятельность. Логические задачи вызывают необходимость рассмотрения явления с разных сторон, что стимулирует самостоятельность мышления, гибкость ума.
Правильно организованная деятельность детей способствует формированию нестандартного подхода к решению поставленных задач.
Анализ результатов диагностики показал, что дети, посещающие занятия с элементами ТРИЗ, способны творчески подходить к поставленным проблемам, быстрее решают нестандартные задачи, обладают более гибким и оригинальным мышлением.