Цели урока:
Обучающая – изучить новое понятие “Кристаллические решётки”, их виды на основе знаний о строении веществ.
Развивающая – продолжить формирование взаимосвязи между строением вещества и его свойствами, совершенствовать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, ассоциировать.
Воспитательная – здоровьесбережение, эстетическое воспитание, умение работать в парах и группах.
Оборудование урока: модели кристаллических решёток (ионная, молекулярная, атомная); микроскопы, препараты поваренной соли и клея; краски, кисточки, стаканчики с водой; набор разноцветных пластмассовых шариков в фарфоровых чашках; пластилин, металлические и деревянные стержни; клей.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент – знакомство с темой и целями урока.
Здоровьесберегающий аспект (ЗСА):
Учитель: Каково настроение на начало урока?
Ученики, пользуясь карточкой-настроение, определяют свою психологическую готовность к уроку (весёлое, грустное, рабочее, нет настроения)
II. Актуализация мыслительной деятельности учащихся.
Выполнение тестовой работы “Виды химической связи”
Задачи: повторить виды химических связей, особенности образования связей.
Выберите правильный ответ:
1. В молекуле H2 тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
2. В молекуле HCl тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
3. В молекуле NaCl тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
4. В образовании ковалентной неполярной связи принимают участие:
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
5. В образовании ковалентной полярной связи принимают участие:
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
6. В образовании ионной связи принимают участие :
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
Итог выполнения работы – взаимопроверка по парам (1 – б, 2 – а, 3 – в, 4 – а, 5 – в, 6 – б).
Учитель: А теперь вам предлагается устный словарный диктант по теме “Химическая связь”. (Приложение 1):
- Перечислить виды химических связей.
- Распределить данные вещества по видам связей.
Итог актуализации – виды химической связи необходимы для рассмотрения понятия “Кристаллические решётки”, их видов, особенностей физических свойств веществ в зависимости от типа кристаллической решётки.
III. Новый материал.
Учитель: Как вы думаете, что такое кристаллические решётки? Попробуйте дать сами определение данного понятия.
Учащиеся пишут определения и вывешивают их на доске, читают определения друг у друга.
Делают общий вывод по данному определению. Проверяют правильность своих выводов по учебнику – стр. страница 131.
Учитель: Продолжить знакомство с новым понятием нам помогут препараты поваренной соли и клея. Просмотрите их под микроскопом и сделайте вывод о внутреннем строении веществ, пользуясь материалом из справочников и энциклопедий, который вы подбирали в домашнем задании.
Учащиеся предлагают название увиденным веществам по строению: поваренная соль – кристаллическое вещество, клей – аморфное вещество.
ЗСА:
Учитель: А можете вы найти похожие по строению вещества на наших суприматических композициях? (Приложение 2).
Учащиеся в суприматических композициях пробуют найти аморфные и кристаллические вещества.
Учитель: Понятие кристаллические решётки мы с вами будем рассматривать, опираясь на понятие кристаллических веществ. Вам предлагается выразить ваше представление о кристалличности в рисунках.
ЗСА: учащиеся рисуют свои представления о кристалличности в рисунках.
Учитель: А теперь попробуйте построить кристаллическое вещество, пользуясь пластмассовыми шариками. Взяв шарики в руку, верните их назад в фарфоровую чашку и посмотрите форму, образуемую ими.
Учащиеся наблюдают образование правильных форм – квадрат, шестиугольник.
Учитель: Ещё раз мы с вами убедились в образовании кристаллического вещества. Но различают несколько видов кристаллических решёток – атомные, молекулярные и ионные. Я предлагаю вам самим попробовать построить данные виды решёток: 1 ряд – атомная решётка, 2 ряд – молекулярная решётка, 3 ряд – ионная решётка.
ЗСА: учащиеся, пользуясь пластилином, лепят кристаллические решётки своих видов.
Учитель: А теперь попробуйте построить кристаллические решётки из самих себя.
Физкультурная пауза: учащиеся встают и изображают свой вид кристаллической решётки.
Учитель: Вы молодцы! А теперь сравните всё, что вы предлагали по своему виду решётки с готовыми моделями. Сделайте соответствующие выводы о сходстве и различии образцов и ваших моделей.
Учащиеся проводят сравнение и делают выводы.
Учитель: Мы уже не первый урок обращаем внимание с вами, что строение веществ определяет свойства вещества. Вам предлагается самостоятельно предложить свойства веществ для своего вида кристаллической решётки. На каждый ряд пришла бандероль с 3 конвертами. Сейчас вы должны воспользоваться конвертом № 1 (Приложение 3)
Учащиеся разбирают предложенные надписи для таблицы и оформляют её на доске:
Зависимость физических свойств веществ от их строения
Признаки |
Типы кристаллических решёток |
||
---|---|---|---|
Атомные |
Молекулярные |
Ионные |
|
1. Тип химической связи | |||
2. Агрегатное состояние веществ | |||
3. Температура плавления веществ | |||
4. Растворимость в воде | |||
5. Примеры |
Учитель: Правильность заполнения таблицы можно проверить, вскрыв конверт № 2 (Приложение 4). Данную таблицу можно вклеить себе в тетрадь.
Учащиеся проверяют таблицу на доске и вклеивают в тетрадь образец.
IV. Закрепление материала.
Учитель: Подводя итог нашему уроку, вам предлагается вскрыть конверт № 3 (Приложение 5) и отметить какой-то тип кристаллических решёток в задании “Крестики – нолики”.
Учащиеся выполняют работу и сдают дежурному по ряду.
ЗСА.
Учитель: Покажите мне ваше настроение на конец урока. Вижу, что для многих этот урок был интересен, и настроение улучшилось. Я благодарю вас за урок. Открываем дневники, записываем домашнее задание.
V. Домашнее задание.
- Изготовить кристаллическую решётку алмаза, воспользовавшись данными справочников или энциклопедий.
- Подготовить творческую работу (тест, кроссворд, головоломку, “Крестики – нолики”, химическую сказку и др.) по темам “Химическая связь” и “Кристаллические решётки”.
Литература:
- Учебник “Химия 8 класс” Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман М. 2001.
- Поурочные разработки к учебнику “Химия 8 класс” Л.М.Брейгер Волгоград 2001.
- Учебное пособие “Химия” для 8 класса часть 2 Н.А.Меденцева, А.А.Меденцев Томск 2000.
- “Энциклопедический словарь юного химика” М. 1996.
- “Справочник для школьника” Химия, биология, экология. СПб и М. 2000.