Цели урока:
- Закрепить знания, полученные при изучении климата России;
- Изучить климат своей республики;
- Формировать понятие ценности здоровья и здорового образа жизни (валеологический компонент урока).
Средства обучения: климатическая карта России, Атласы Республики Саха-Якутия.
Технология проблемного и развивающего обучения.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Выход на тему урока. Постановка проблемы.
Учитель: В этом учебном году, в декабре, учащиеся 1-7 классов нашей школы не посещали школу три дня. Назовите причины.
Ученики: Потому что было очень холодно, температура опускалась ниже -45 градусов. По дороге в школу можно было замерзнуть и заболеть. Сильный туман мог привести к несчастному случаю при переходе через дорогу.
Учитель: прошу вас, глядя на настенную карту, вспомнить, что вы знаете о климате нашей республики из общего обзора.
Ученики: Якутия расположена в арктическом, субарктическом и умеренном климатических поясах. На территории находится полюс холода Северного полушария - Оймякон, где температура опускается до -73. Зимой на территорию заходят отроги Азиатского антициклона, который называется Сибирским. Наш посёлок Чульман находится на юге Якутии в умеренном климатическом поясе в области резко-континентального типа климата.
Учитель: Несмотря на суровый климат, республика славится своими долгожителями. Чем вы это объясните?
Ученики: Хорошей адаптацией, сравнительно лучшей экологической обстановкой, обычаями и традициями коренных жителей, способствующих долголетию.
Учитель: Определите, пожалуйста, тему урока.
Ученики: Климат Якутии и его влияние на здоровье человека
Учитель: В чём вы видите проблему?
Ученики: Как можно сохранить и укрепить здоровье в суровых климатических условиях Якутии.
Учитель: Перейдём к решению проблемы. Разделим проблему на этапы. Какую часть проблемы нужно решить на первом этапе?
Ученики: Климат Якутии
Учитель: На втором этапе?
Ученики: Благоприятные и неблагоприятные климатические условия и их влияние на здоровье человека.
Учитель: На третьем этапе?
Ученики: Учиться применять полученные знания для сохранения и укрепления здоровья.
II. Совместное открытие знаний
Учитель: Задание №1.
Проанализируйте климатические данные по Якутии стр.16 атласа (Приложение 1 (рис.1), Приложение 2 (рис.2)).
- изотермы января и июля;
-высоту солнцестояния;
-продолжительность сезонов года;
-направления ветров;
-количество осадков и сделайте вывод о климате Якутии.
Ученики:
- Изотермы июля от +5о до+15о; изотермы января от-30о до -50о; самые низкие температуры на северо-востоке до -70о; -73о.
- С севера на юг увеличивается высота солнцестояния от -4,6о до 9,8о-зимой, от 42,2о до 56,6о - летом и продолжительность летнего сезона.
- Ветры на севере северного и северо-восточного направления, на юге - северо-западного и юго-западного направлений.
- Количество осадков на большей части территории равняется 300 мм.,но есть районы - Центральная и Южная Якутия,- где выпадают от 500 мм до 800 мм.
Вывод учащихся:
На большей части республики холодный, суровый климат с продолжительным зимним и коротким летним периодами, с малым количеством осадков, который можно отнести к экстремальному климату для здоровья человека.
Климат нашего посёлка более благоприятен по сравнению с другими районами, т.к. находится в южной части республики.
Здоровьесберегающая пауза. (Рис.3)
Точечный массаж. Сильное, кратковременное воздействие на каждую точку по 20-30 секунд в сочетании с глубоким растиранием и быстрым отниманием пальцев после каждого приёма. Точечный массаж направлен на профилактику простудных заболеваний.
Учитель: Задание №2
На основании сделанного по заданию 1 вывода и страницы 17 атласа выявите благоприятные и неблагоприятные климатические условия, влияющие на здоровье человека.
Ученики:
Благоприятные климатические условия, влияющие на здоровье человека.
- Чем южнее расположена территория, тем благоприятнее климатические условия. Для здоровья человека благоприятнее проживание в южных районах.
- В умеренном климатическом поясе низкие температуры переносятся легче, потому что зимой сухо и безветренно - это действие сибирского антициклона. Человек легче переносит такую суровую зиму, следовательно, меньше болеет.
- В котловинах наблюдается инверсия температур: чем ниже, тем холоднее. А большая часть республики расположена на возвышенном рельефе, значит, климатические условия, влияющие на здоровье человека, благоприятнее, чем в котловинах.
- Юг республики получает 100 к/кал суммарной солнечной радиации, что сравнимо с западной частью Северного Кавказа, значит подтверждается благоприятное влияние климата на здоровье человека на юге.
Экстремальные климатические условия, влияющие на здоровье человека.
- Большая продолжительность холодного времени с октября по май (7-8 месяцев в году), что вызывает переохлаждение организма.
- Низкие зимние температуры от -30о до -73о способствуют простудным заболеваниям и их продолжительности.
- Сильные ветры в арктическом и субарктическом климатических поясах в зимний период наряду с низкими температурами способствуют ухудшению здоровья человека.
- Неблагоприятные погодные явления: гололёд, ледяная корка, туманы, не только природные, но и промышленные. Они создают вероятность ушибов, травм, переломов.
Вывод учащихся:
Изучив благоприятные и экстремальные климатические условия, мы можем сохранить и укрепить своё здоровье правильными действиями, выработать программу здорового образа жизни.
Учитель:
Домашнее задание.
Ваше домашнее задание будет состоять в том, чтобы составить программу действий по сохранению и укреплению своего здоровья и ведению здорового образа жизни, используя знания, приобретённые на этом уроке.
Пока вы работали с картами атласа, я провела анализ вопросов, которые были заданы на дом к этому уроку (приложение №4).
- 96% учащихся вашего класса родились на территории Саха-Якутии, значит они лучше адаптированы к климатическим условиям.
- Простудные заболевания редки для 100% учащихся вашего класса;
- В летние каникулы 70% учащихся выезжают за пределы республики. Значит, родители заботятся о вашем здоровье.
- 96% учащихся имеют термометры для определения температуры воздуха на улице. Собираясь в школу, вы знаете как вам одеться.
- Прогноз погоды слушают часто 80% учащихся. Значит, они знают какие погодные явления ожидать.
Анализ ваших ответов показывает, что вы понимаете ценность здоровья.
Решение проблемы:
Как можно сохранить и укрепить здоровье в суровых климатических условиях Якутии.
Ученики:
- Зная климатические особенности Якутии, которые более неблагоприятные, чем благоприятные.
- Зная, как влияют экстремальные климатические условия на здоровье человека.
- Зная возможности своего организма составить программу действий по укреплению и сохранению здоровья (закаливание, профилактика, витаминотерапия, занятие спортом и т.д.)
III. Итог урока (подводится учащимися совместно с учителем)
Климат Якутии суровый с продолжительной зимой и коротким летом, на большей части территории - экстремальные условия для здоровья человека. Изучив благоприятные и экстремальные условия климата, мы видим их влияние на здоровье человека.
Люди, приехавшие из более тёплых районов страны, адаптируются к климатическим условиям в течение 3-5 лет.
Наш посёлок Чульман находится на юге республики, и его климатические условия более благоприятные, чем на остальной её территории.
96% учащихся класса родились в Республике Саха, поэтому мы лучше адаптированы.
Для сохранения и укрепления здоровья нам надо иметь собственную программу оздоровления, вести здоровый образ жизни.