Национальная школа должна стать разнообразной по содержанию, формам и методом обучения и воспитания на национально-культурных традициях, развиваться как школа диалога двух культур: якутской и русской. Неоценимую помощь оказывают знания сопоставительной грамматике русского и родного языков.
Повседневная практика обучения русскому языку в национальной школе, особенно в начальной звене, свидетельствуют о том, что нерусским учащимся зачастую легче воспроизвести что-либо из своего предшествующего опыта, например, слова учителя или прочитанный текст,чем передать содержание другими словами, сделать извлечение или ответить на вопрос по содержанию прочитанного. И этому не приходиться удивляться. Любые преобразования текста на начальном этапе обучения затруднительны, а порой и недоступны для нерусских учащихся прежде всего потому, что учащиеся видят высказывание как целое, могут узнать или догадаться о значении этого целого, но не видят и не знают, из каких элементов это целое составлено, каково значение этих элементов, что можно с этими элементами делать, а чего делать нельзя.
Овладение языком как порождающим устройством начинается с расчленения речевого потока, выделения в нем отдельных элементов и сознания их сходств и различий.
Обучение языку в школе –э то управляемый процесс, и есть большие возможности значительно ускорить темпы прироста речевых возможностей учащихся за счет специальной организации учебной деятельности.
Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, разнообразные проблемные задания, поисковые задачи.
Вот некоторые задания по теме “Имя существительное”, 2 кл.:
1.Что объединяет записанные слова? Какое из них лишнее?
- Василек, роза, гладиолус, нарцисс.
(Ответ: василек – лишнее слово, остальные – садовые цветы.)
2. Вставьте общее слово, для которого подходят следующие определения, например:
- десертная, чайная, столовая. (Ответ: ложка)
- кухонный, разделочный, перочинный. (Ответ: нож)
- африканский, индийский, шахматный. (Ответ: слон)
3. Замените в следующих словах одну букву на другую так, чтобы получилось новое слово:
- полк (поле); кора (нора);
- полк (волк); кора (гора);
- волк (воск); стон (стол);
По теме “Большая буква в именах собственных”, 2 кл.:
Реши задачи, пользуясь ключом-примером:
1. Догадайся, как зовут героя этой сказки – узнаешь имя его друга.
П Б Ь У Е Р Р А Т О И Н О ( Буратино – Пьеро)
2. Исключи девочку останется мальчик:
Л А Н Ю Д Д Р М И Е Л Й А ( Людмила – Андрей ).
Интенсивное обучение особенно важно и необходимо в начальный период, когда закладываются основы устной речи. Усвоить новый язык – это значит, овладеть специфической способностью и деятельностью особого рода способностью мышления и общения на другом языке. Главная трудность при обучению языку не усвоение новых знаний и не накопление языкового материала, а овладение мыслительно-речевой деятельностью на втором языке, формирование необходимых для этого речевых умений и навыков.
Игровые и занимательные упражнения способствуют интересу к учебному процессу. Игры развивают память, внимание, наблюдательность, творческие способности.
Тема: “Глагол в прошедшем времени”, 4 кл.:
Игра “Аукцион”.
Дети подбирают слова по схеме. Выигрывает тот, кто больше назовет слов по заданной схеме в отведенное время (за 2 мин.).
Ответы детей:
Побежала речка Подумала бабка Покупала дочка |
Подышала ручка Поломала нитка Поплясала тучка и т.д. |
Повышению интереса к урокам русского языка способствуют занимательная форма проведения: уроки-сказки, конкурсы, аукционы, уроки-путешествия, урок творчества.
В уроки-сказки включаю материал известных детям якутских сказок. Сказочные герои сопровождают их в течение урока, учащиеся помогают им разгадать ребусы, головоломки. Урок-аукцион помогает обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К таким урокам дети готовятся заранее, стремятся найти новый дополнительный интересный материал. Здесь необходимо оказывать помощь в работе со справочной литературой.
В 4-м классе уроки-зачеты проводятся для проверки усвоения детьми теоретических знаний и практических навыков.Эти уроки полезны и тем, что помогают учащимся поверить в свои силы и возможности. Подготовка к уроку зачету начинается одновременно с изучением новой темы. Класс делю на группы, в каждой группе определяю помощника. Помощники заранее сдают зачет, а на уроке помогают мне. При возникновении недоразумений во время ответа, обращаются к учителю. На первом, втором зачете дети учатся, поэтому объем работы не очень велик. У каждого ученика имеется зачетная книжка. Учащиеся вытаскивают билеты, отвечают по очереди. Практическую часть выполняют на листочках, помощники проверяют работу карандашом. Если ответ ученика был верным, помощник в книжке ставит "+", если неверным – "–". После уроков собираю зачетные книжки, проверяю и у себя отмечаю на листе учета.Окончательный результат зачета дети узнают на следующий день. Учащиеся, которые не смогли сдать зачет полностью или какую-то часть, могут подготовиться и ответить учителю через 2 – 3 дня.
Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать интерес к урокам русского языка. Я считаю, что необходимо смелее использовать все резервы и возможности, которые можно найти в современных условиях жизни, не ограничиваясь рамками классно-урочной системы.
Внеклассная работа по русскому языку является обязательным и рассматривается как мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету. В своем классе я провожу кружок русского языка, проводятся коллективные творческие дела на русском языке, оформляются классные уголки, пробуем писать стихи, рассказы и заметки в республиканскую газету.
И все это помогает овладению русским языком, к постановке обучения второму языку. Разнообразные приемы помогают воспитать интерес к урокам русского языка. Сознательное и прочное усвоение знаний проходит в процессе активной умственной деятельности учащихся, поэтому работу стараюсь организовать так,чтобы учебный материал становился предметом активных действий каждого ученика.
Предлагаю урок-исследование на этапе повторения.
Тема урока: “Имя прилагательное”, 2 класс.
Цели урока:
- совершенствовать навык правильного употребления в речи имен прилагательных;
- развивать речь, умение сравнивать, сопоставлять, строить выводы, доказать свой ответ;
- воспитывать уверенность, уважение друг к другу.
Оборудование:индивудуальные карточки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
Учитель. Ребята, скажите с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? Какое задание было задано на дом?
2. Проверка домашней работы.
У. Напишите сегодняшнее число красивым почерком.
3. Объяснение нового материала.
У. Сегодня на уроке вы должны ответить на вопрос – Какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные? В начале урока проведем минутку чистописания. Заглавную и строчную букву П п.
– Напишем словарные слова на букву п.
Пальто, пенал, песок, погода, помидор, посуда, пятница.
– Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную. (На доске прикрыто)
– Внимательно прочитайте записанные на доске слова и разделите их на 2 группы:
День, веселый, цветок, лес, легкий, ранний, ветерок, зеленый.
– По какому признаку вы определили слова в 1 столбик? Докажите.
– Какие признаки имен существительных вы знаете?
– Обратимся ко второй группе слов. Кто прочитает? На какие вопросы отвечают эти слова? Что общего у всех этих слов?
– Вы сможете составить словосочетания из этих слов?
– Теперь попробуем ответить для чего нужны в русском языке прилагательные.
– Сейчас какое время года?
– А как вы это докажите? Кто из вас ждал зиму и почему?
4. Физкультминутка.
– Послушайте текст.
1-й текст: Наступила зима. Падает снег. Дети играют на улице.
2-й текст: Наступила долгожданная зима. Падает пушистый снег. Радостные дети играют на улице.
– О чем был первый текст?
– О чем был второй текст?
– Можно ли считать эти тексты одинаковыми? Докажите.
Дети на карточках записывают.
– Текст 2 отличается от текста 1 словами. Эти
слова делают текст___________________________ .
Они отвечают на вопросы ________________________ .
Они связаны со словами_____________ и обозначают
их__________________(Действия или признаки)
– Давайте попробуем наиболее точно описать зимний и весенний снег.(Каждому ученику дается карточка, дети ставят стрелки.)
Снег
зимний мокрый
последний
пушистый
мягкий
белый
грязный
свежийвесенний
– На какой вопрос отвечает слово снег?
– Следовательно – это имя существительное. Значит прилагательные ставятся в том же роде, что и существительные, к которым они относятся.
5. Итог урока.
– Итак, для чего нам нужны имена прилагательные? (Для описания и уточнения.)
– Что уточняют имена прилагательные?
– Что понравилось на уроке ?
– Что не понравилось?
6. Домашняя работа. Опишите с помощью имен прилагательных своего соседа по парте. Спасибо за урок.