Министерство образования Российской Федерации утвердило концепцию профильного обучения, разработан и утвержден план - график введения профильного обучения в школах России. В этом документе предусмотрен широкий круг вопросов. Среди них важное место принадлежит деятельности по организации предпрофильного обучения в 9-х классах. Выделены основные задачи предпрофильной подготовки:
- выявление интересов и склонностей, способностей школьников, формирование практического опыта, в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
- оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками опыта, связанного с профессиональным становлением;
- развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов;
- формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
Данные задачи по своему содержанию носят здоровьесберегающую направленность, так как создают условия для осознанного выбора учащимися своего пути. Таким образом, предпрофильная подготовка, несмотря на свою интенсивность, создает условия для комфортного обучения, что является важным фактором сохранения здоровья учащихся.
Для решения этих задач в нашей школе были выделены основные направления экспериментальной работы по предпрофильной подготовке на 2003-2004 учебный год (на основе нормативных документов Министерства образования РФ, ГлУО, Программы развития муниципальной образовательной системы г.Челябинска с 2001 по 2005г):
- разработка и организация курсов по выбору в 9-х классах;
- организация информационной работы (учащихся и родителей);
- организация профильной ориентации 9-х классов;
- создание модели портфолио;
- система повышения квалификации педагогов, в целях подготовки к переходу на профильное обучение;
- подготовка и проведение итоговой аттестации. Набор учащихся в профильные классы.
Одним из важнейших направлений при переходе к профильному обучению является итоговая аттестация выпускников основной школы, которая позволяет объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю.
В нашей школе все обучение детей, а в частности и подготовка к итоговой аттестации в 9-х классах носит здоровьесберегающий характер.
С учётом психологических и возрастных особенностей школьников подготовка начинается с пропедевтических курсов в 5-7-х классах, которые способствуют развитию у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности, формированию представлений о собственных интересах и возможностях (формированию образа “Я”).
Воспитательная работа в школе строится, исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Воспитательная работа предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном занятии, создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ученика.
Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ученика. В школе функционируют библиотека и читальный зал, работают спортивные секции, ведется работа по туризму, имеется возможность выбора факультативных занятий, студий, клубов. Проводятся классные часы по темам “Пойми мою профессию”, “Поле чудес”, конкурсы на лучшего пользователя знаний о профессиях, выпуск газет, оформление стендов, экскурсии, ярмарки профессий, семейный клуб для родителей и учащихся.
Профессиональному самоопределению подросткового и юношеского возраста способствует работа психолога.
Индивидуальные консультации, заполнение и ведение учащимися личной профессионально - ориентационной карты с отметками в личных успехах (в какой - либо области знаний), навыков (полученных в кружках различной направленности), качеств (методики самопознания), психотренинги по развитию памяти, внимания, двигательных навыков, активного воображения, тестирование учащихся (диагностика познавательных интересов, и профессиональной направленности, выбор экзаменов).
Формирование адекватного принятия решения о выборе профиля обучения, формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям, проводятся элективные курсы в 9-х классах и предметные курсы в 8-х классах. В 8-х классах - по восьми предметам, в 9-х классах - пятнадцать элективных курсов.
В выборе профиля обучения, экзаменов большую роль играет информационная работа: оформление стендов, родительские и ученические собрания, “образовательная карта” учреждений района, неделя профориентации, работа с программой Мир карьеры”.
Деятельность администрации и педагогов в подготовке к итоговой аттестации.
Стратегический уровень
Уровень директора.
Цель: создать условия для функционирования социобразовательной системы.
Задачи:
Создание системы здоровьесбережения всех участников общеобразовательного процесса.
Использование технологий действенного воспитания и обучения.
Создание условий для постоянного самосовершенствования педагогических кадров.
Обеспечение условий участия родителей в жизни школы.
Подготовка МТБ: расширение материально – технической базы: кабинетов химии, физики, биологии, математики, технологии, компьютерного класса.
Отработка нормативной базы МОУ СОШ №112.
Тактический уровень
Уровень зам.директора.
1. Кадровый подбор и повышение квалификации учителей (60% - высшей категории, 30%-первой категории).
2. Организация работы с нормативными документами
зам.директора —> руководитель МО —> учитель
зам. директора —> кл.руководитель —> учитель
(формирование папок с документами)
3. Организация и проведение элективных курсов в 9-х классах и спецкурсов в 8-х классах. Контроль через журнал и книгу выдачи сертификатов.
4. Организация мониторинговых исследований выбор элективных курсов, мотивация выбора, выбор профиля обучения, выбор экзаменов, формирование аналитического материала.
5. Диагностика обученности выпускников (на начало года, на первое полугодие, на второе полугодие).
6. Сбор и анализ документов по ходу эксперимента.
7. Организация системы повторения, обобщения и систематизация учебного материала.
8. Создание модели портфолио.
Здоровьесберегающий принцип в современной школе при подготовке детей к итоговой аттестации в 9-м классе предполагает длительное (не вдруг) просвещение и подготовку учащихся к осознанному выбору, отработку и освоение ими форм проведения экзамена, владение родителями и их детьми полной информацией о сути предпрофильного и профильного обучения. Важнейшим элементом здоровьесбережения учеников в этой работе, на наш взгляд, является проведение экзамена в 8 классе и определение в предпрофильный класс уже в 9-м классе. (слайд “Диаграмма поступления из предпрофильных в профильные классы”)
Таким образом, система подготовки к итоговой аттестации выпускников основной школы позволяет достигнуть необходимого уровня образованности учащихся без ущерба их здоровью, важнейшими элементами которой являются пропедевтическая и профориентационная работа с 5 класса, гласность и открытость нового содержания итоговой аттестации, деятельностный подход, учет индивидуальных особенностей ученика.