Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими людьми может приводить к трем типам поведения.
Первая группа – это неуравновешенные, возбудимые дети. Причиной дезорганизации их деятельности бывает безудержность эмоций, которая получает свою разрядку в бурных аффективных проявлениях: вспышке гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Негативные эмоции этих детей могут быть вызваны как серьезными причинами, так и самыми незначительными поводами. Безудержность эмоций, негативные аффективные вспышки приводят к разрушению игры, к конфликтам, к дракам, а также к негативному отношению к чужому замыслу, чужому мнению. Эти проявления разрушают лишь наличную ситуацию, а в целом эмоциональное неблагополучие этих детей не приводит к образованию устойчивой негативной позиции. В основном у них благожелательное отношение к сверстникам, стремление к совместной игре. Эти дети отходчивы, склонны прощать обиды и не придавать значение ссорам.
Вторая группа – дети легко “тормозимые”, с устойчивым негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в их памяти, но в проявлении негативных эмоций эта группа детей более сдержанна, чем первая. Эти дети избегают общения. Наблюдая за ними, может показаться, что они равнодушны к окружающим, но издалека, глазами, они все-таки следят за событиями в группе. Эмоциональное неблагополучие этих детей, сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношений к ним окружающих, недовольство детьми, которым они отказывают в достоинствах.
И третья группа детей, основной чертой которых являются многочисленные страхи. Нужно отличать нормальные проявления страха у детей и страха, как ведущего эмоционального неблагополучия.
У детей с эмоциональным неблагополучием страх проявляется в виде беспокойства. Чувство беспокойства является объединяющим началом для страха и тревоги. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, не находит нужных слов для ответа, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Одновременно он совершает много лишних движений или становится неподвижным, скованным. Такие симптомы говорят о перенапряжении психофизиологических функций организма.
Как же помочь детям с нарушением эмоционально–поведенческой сферы. Для выбора эффективных средств воздействия есть разные направления в психотерапии: телесно-ориетированная, арттерапия, музотерапия, игротерапия и другие, которые и я использовала в данных занятиях.
Ход занятия:
- Ребята, я приветствую вас на нашем
комфортабельном теплоходе “Демьян Бедный”, и вы
поприветствуйте друг друга, можно рукопожатием,
поглаживанием, прикосновением, кому как
нравится.
- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по
нашей красивой реке Лене. Вокруг прекрасный
пейзаж: голубое небо, яркие солнечные лучи
приятно согревают нас своим теплом, слышны крики
чаек, которые тоже приветствуют нас, и тихо шумят
волны…(звучит спокойная музыка).
- Мое имя – самый сладостный звук, мне приятно
петь свое имя. Вот послушайте внимательно, как я
это делаю, сначала тихо, а потом громко. Теперь я
хочу, чтобы каждый из вас пропел свое имя, а мы ему
поможем в этом. Молодцы, очень хорошо.
- Давайте сядем на палубу, кому как удобно, выполним упражнение для глаз. Дыхание нормальное, тело расслаблено…
1. Сядьте удобно, положите руки на живот, в
области пупка.
2. Глубоко вдохните. Руки должны почувствовать,
как живот надувается. Задержите дыхание на 1-2
минуты.
3. Постепенно выдохните через рот. Повторите 5 раз.
Далее необходимо расслабить мышцы шеи, головы и лица, снять напряжение плечевого пояса:
1) Сделайте глубокий вдох и закройте глаза. На
выдохе медленно опустите подбородок на грудь.
Расслабьте шею и плечи.
2) На вдохе медленно и плавно начинайте круговые
движения головой в левую сторону. Плечи
расслаблены.
3) При движении головы в правую сторону и вниз, в и.
п., сделать выдох.
Повторите 2 раза, затем поменяйте направление вращения и повторите 3 раза.
Во время выполнения упражнений для глаз голова должна быть неподвижна, двигаются только глаза:
- Сядьте удобно, голову держите прямо, улыбнитесь.
- Быстро-быстро поморгайте глазами, как будто это крылышки мотылька.
- Не поднимая головы, посмотрите вверх.
- Не наклоняя головы, посмотрите вниз.
- Смотрите вправо на ухо.
- А сейчас влево, еще левее.
- Представьте, что на расстоянии вытянутой руки, перед вами квадратное окно. Пройдите взглядом по диагонали из нижнего левого угла в верхний правый. После 7 повторений “проведите” взглядом из правого нижнего угла в верхний левый.
- Закройте глаза и попробуйте медленно “нарисовать” восьмерку, сначала слева направо, затем справа налево. Глаза не напрягаются.
- Закройте глаза и вращайте ими по кругу, вначале по часовой, затем против часовой стрелки.
- Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд. Откройте на 3-5 секунд, 10 раз.
- Посмотрите за окошко и улыбнитесь. А теперь посмотрите на оконную раму и сквозь нее на предмет далеко-далеко за окном – дерево, другой дом, человек, машина.
- Еще раз не более 15 секунд поморгайте глазами быстро-быстро.
Молодцы, у вас здорово получается.
- Нашим пальчикам тоже нужна гимнастика.
Речитатив:
Сидит белка на тележке, ( и.п. - кисти рук сжать
в кулак).
Продает она орешки, (круговые движения кистью
вправо, влево)
Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец)
Воробью, (разогнуть указательный палец)
Синичке, (разогнуть средний палец)
Мишке толстопятому, (разогнуть безымянный
палец)
Заиньке усатому. (разогнуть мизинец)
Вот так ! (раскрыть кисть – пальцы в стороны и
в и.п.)
Левой и правой рукой делаем отдельно, затем вместе.
- Хорошо, прекрасно справились, похлопали друг
другу.
- Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите? Да,
верно - это Ленские столбы, сказочное чудо
природы. Полюбуйтесь, как они прекрасны.
Давайте с вами тоже попробуем сложить части разрезанных по фону и контуру фигур, что у нас получилось?
Конечно, вы правы, у нас получился замечательный уголок нашей родной республики Якутии – Ленские столбы. Наш теплоход делает остановку, осторожно спускайтесь по трапу. Посмотрите, как хорошо на берегу, нас ласково встречает растительный мир природы.
-Ребята, назовите, какие деревья и кустарники
растут здесь?
- А каких птиц вы знаете? (Гагара, ворон, береговая
ласточка, чайка, сокол, журавль, кобчик, стерх ).
Молодцы, я предлагаю поиграть в игру “Лиса с лисятами и сокол”. Давайте выберем “лису” и “сокола” по вашему желанию. “Сокол” уходит в укрытие и наблюдает за играющими. Ребенок, изображающий лису, ведет за собой “лисят” по кругу и проделывает при этом постоянно меняющиеся движения. “Лисята” в точности повторяют. Кто не успевает повторить, того “сокол” забирает к себе в укрытие. Выигрывает оставшийся с мамой лисенок.
- Вы очень хорошо и правильно выполняли правила игры, молодцы, можете себе похлопать.
Пришла пора отправляться в обратный путь. Осторожно поднимаемся по трапу. Располагаемся на палубе нашего прекрасного теплохода.
- Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос (звучит спокойная музыка). Дышите легко и медленно. Хорошо. Вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо.
Вы абсолютно спокойны.
Над вами летнее, теплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой сокол с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергично рассекают воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши крылья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.
А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.Вот мы уже и на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день.
- Ребята, посмотрите, как прекрасно выглядит наш поселок на скале. А кто знает, как называется наш поселок? (Мохсоголлох)
- Как же переводится это слово с якутского языка? (Соколиная гора).
- Да, вы правильно ответили. Молодцы. Вот и закончилось наше путешествие.
Рефлексия.