Как стать грамотным читателем?

Разделы: Начальная школа


Как стать грамотным читателем?

Сможет ли сказка прожить 1000 лет?

Проблемные вопросы:

*Можно ли что-то “прочитать между строк” в сказке?

*Что случится, если в сказке будет побеждать не добро, а зло?

*Возможно ли встретить сказочные чудеса в нашей жизни?

*Как в сказочных животных отражаются характеры людей?

*О чём хотят предупредить взрослых авторы сказок?

*Что необычного можно увидеть в обычной жизни?

Какой будет сказка в новом веке?

  • Методические задачи проекта:
  • Формирование правильного типа читательской деятельности.
  • Развитие интереса к процессу чтения, формирование сознательной потребности читать через работу со сказкой.
  • Введение детей через сказку в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, воспитание личности со свободным мышлением.
  • Приобщение детей к сказке как искусству слова.
  • Развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей.

Дидактические цели проекта:
Проблемы (темы) самостоятельных исследований детей:

Научить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению, сформировать стойкую привычку к нему, заложить основы формирования грамотного читателя, формировать потребность в чтении как в средстве познания мира и самопознания.

  • Когда Баба Яга отметит свой юбилей?
  • Какими особенностями характера обладают жители волшебной страны (Хохотании, Завирании, Сладкоедии)?
  • Какие черты характера у Карлсона от взрослых, а какие – от детей?
  • Почему сказка живёт долго?
  • Почему со сказкой я становлюсь добрее?
  • Старая сказка на новый лад…
  • Работа по данному проекту ведётся в течение всего учебного года.

Этапы работы:

* Подготовительный этап.

Изучение произведений, сбор материала.

*Выполнение самостоятельных работ.

Работа с дидактическим материалом, исследования учащихся, составление презентаций, публикаций.

*Заключительный этап.

Праздник-демонстрация детских работ с приглашением работников библиотеки, родителей, гостей.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…

В ходе реализации проекта детьми были проведены самостоятельные исследования и по результатам созданы:

Презентация “Когда Баба Яга отметит свой юбилей?”

Публикация “Сказки бывают разные”.

План работы по проекту в школе

Подготовительный этап

Что необходимо

Кто отвечает

Сроки выполнения

Обсудить с родителями учащихся вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр., составить список родителей, желающих оказать какую-либо помощь.

Родительское собрание.

Рук. Проекта.

15.01.

Составить список необходимого оборудования (фотокамера, сканер, лабораторное оборудование, диктофон и пр.).

Лабораторное оборудование.

Лаборант

1-ый урок , 3-ей четверти

Составить план-график использования компьютерного класса (в том числе запланировать вечер для презентации работ учащихся), библиотеки/медиатеки.

Каждая пятница

Месяца. Директор.

16.01

Подготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку веб-сайтов по теме проекта.

Составить список ресурсов.

учитель

2-ой урок, 3- четверти

Опубликовать веб-сайт проекта в Интернете.

Опубликовать,

Рук. проекта

6-ой урок, 3-ей четверти

 

Процесс обучения

Что необходимо

Кто отвечает

Сроки выполнения

Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ.

Ознакомить уч-ся с критериями оценивания.

Учитель

16.01

Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности.

Презентации

Рук. проекта

3-ий урок, 3-ей четверти

Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся, опрос родителей).

Оценить работу учащихся по отзывам слушателей.

Рук. проекта

5-ый урок,

3-ей четверти

Выставить отметки по результатам учебной работы.

Выставить отметки

Учитель

6-ой урок, 3-ей четверти

 

Заключительный этап

Что необходимо

Кто отвечает

Сроки выполнения

Разослать благодарности всем, кто помогал в проведении проекта.

Благодарственные письма родителям.

Рук. проекта

6-ой урок,3-ей четверти

Удалить ненужные файлы со школьного компьютера.

Очистить компьютер.

Учитель ИТ

30.01

Организовать презентацию итогов проекта для руководства школы, школьного совета или спонсоров.

Презентация.

Рук. Проекта

29.01

Наградить отличившихся учеников грамотами.

Вручение грамот учащимся

директор

6-ой урок, 3-ей четверти

Список использованных материалов для разработки учебно-методического пакета

  1. Образовательная система “Школа2100”. Сборник программ.—М.: “Баласс”, 2001.—288с.
  2. Аркадьева А.В., Пронина О. В. Уроки чтения во 2 классе по книге “Маленькая дверь в большой мир”(из опыта работы).—М.: “Баласс”, 2002.—112с.
  3. Бунеев Р.Н., Бунева Е. В. “Маленькая дверь в большой мир” книга для чтения во 2 классе.—М.: “Баласс”, 2002.– 310с.
  4. Золото в печке. Русские народные сказки.– М.: “Детская литература”, 2002.—598с.
  5. Литература. Начальный курс. 5 кл.: Учебник—хрестоматия. Ч.1.— М.: “Мнемозина” 2001.—270с.