Открытый урок по теме: "Преобразующая сила музыки"

Разделы: Музыка


ХОД УРОКА

Организационный момент.

- Приветствие детей.

- Обратите внимание, что каждый наш урок необычен. Сегодня к нам с вами в класс пришли гости, но самым важным гостем этого урока станет музыка.

- А почему, как вы думаете?

Д: Потому, что музыка это, прежде всего, человек, который делится с нами своим внутренним миром.

Наиграть мелодию песни “Хороша Россия”. Сл. В.Крутецкого Муз. Г.Фиртича.

У: Знакома ли нам эта мелодия?

Д: Да, эта песня “Хороша Россия”.

У: Что чувствуется в этой песне?

Д: Любовь к Родине, патриотизм.

- Попробуем передать эти чувства.

(Концертное исполнение песни “ Хороша Россия”).

У: Эта композиторская или народная музыка?

Д: Композиторская.

У: Русская или зарубежная?

Д: Русская.

У: - Что вам подсказало?

Д: В музыке слышится: широта, раздолье, напевность.

У: Чем отличается русская музыка от зарубежной?

Д: В ней нет той широты и раздолья.

У: Почему?

Д: Композитор той или иной страны отражает свою природу в музыке.

У: Я с вами согласна. Ведь даже по масштабам наша Россия очень велика. И в русской музыке слышна интонация песенности. А, например, Грузия очень маленькую площадь имеет на карте, и в природе главенствует не равнина, не раздолье, а горная поверхность. И это мы слышим в музыке: она более подвижна, имеет более острый ритмический рисунок, напоминающий танец, Значит, в зарубежной музыке будет преобладать танцевальность.

- Так же можно сказать про характер людей. Русский человек всегда открыт, и есть такая поговорка “Душа на распашку”.

- Почему? Как, вы думаете?

Д: Русский человек очень щедрый открытый.

У: Я приведу, вам пример. Если русский человек приветствует тебя, то он это делает от всего сердца и искренно. А когда тебе улыбается англичанин, то это навсегда означает, что он к тебе дружелюбен.

- А как можно назвать место, на котором родился человек, вырос и приобрел родственные корни?

Д: Родина.

У: Когда мы говорим слово Родина, о чем мы думаем, какие возникают ассоциации?

Д: Это мама, природа, простор, любовь к Родине, патриотизм.

У: Совершенно верно. И вновь вернемся к музыке. А музыка – это человек, значит, мы с вами встречаем следующего гостя.

(Играю “ Мелодия” Дж. Гвишиани).

У: Что эта музыка принесла к нам в класс?

Д: Нежность, легкую грусть, напевность….

У: Что вы почуствовали?

Д: Легкое волнение, спокойствие.

У: Какая она? Какому народу принадлежит?

Д: То плавная, то ускоряет своё движение. Слышится интонация русского народа, но нельзя сказать, что эта интонация была на протяжении всего музыкального произведения.

У: Все ваши ответы правдивы, так как произошла удивительная история с композитором, который и написал это музыкальное произведение под названием “Мелодия”. Сам композитор относится не к русскому народу, а к зарубежному. И вот однажды он приехал к нам в Россию и был поражен красотой нашей природы. В его душе зазвучала музыка, которую он не смог забыть даже тогда, когда приехал к себе на Родину. И он решил написать эту музыку. Но так как мы говорим, что каждый человек отражает в своей музыке интонацию своего народа, то и вышло так, что при написании этой музыки интонации народов переплелись.

У: Если бы вы на миг стали художниками, то какие краски выбрали яркие или приглушённые? Почему?

Д: Приглушенные... .

У: Какой образ у вас возникает при прослушивании этой мелодии?

- Сейчас на этот вопрос мы не будем отвечать вслух, а каждый попытается все свои мысли передать в рисунке, выбрав соответствующее краски, линии и образы. И суметь проанализировать свой рисунок.

(Играю мелодию, дети рисуют).

У: Покажите ребята свой рисунок и расскажите о нем.

(Анализ рисунков).

У: Сколько образов возникло?

Д:……..

У: - Как вам подсказала музыка?

- Какими музыкальными средствами пользовался композитор?

Д: Музыка звучала по-разному. Звучала то в нижнем регистре, то в верхнем.

У: - По вашим рисункам я смогла определить, что здесь не один образ.

- А эти образы схожи по характеру?

- Чем отличаются?

(Показ 16 такта – интонация вопроса, 17 такта – интонация ответа).

Д: Нет, если мы сравним музыку с чувствами человека, то можно сказать, что он о чем-то думает, размышляет, спорит внутри себя. То задает себе вопрос, то тут же находит ответ на него.

У: То есть человек в одну минуту может испытывать противоречивые чувства. Задать вопрос и тут же на него ответить.

- Значит, идет диалог внутри человека.

- Скажите, а при разговоре они пришли к единому мнению?

(Игра последних тактов).

Д: Да.

У: Всё завершилось спокойствием, согласием.

Бывает, дождь прозрачный льётся
В сиянье солнца без конца.
А песня песней и зовётся
Лишь потому, что трогает сердца.

Исполнение песни “Красно солнышко”. Слова и музыка Г.Фиртича.

У: Скажите, эта музыка созвучна “Мелодии” Дж. Гвишиани.

Д: Да.

У: - Что, вы почувствовали?

- Изменился ли характер?

- Какому народу принадлежит эта музыка?

Д: Эта музыка более подвижна, но в ней поётся о нашей природе. И она принадлежит русскому народу.

У: Какой образ возникает?

Д: Красавицы России – Родины.

Вывод:

У: Какими чувствами мы прожили сегодняшний урок?

Д: Любовью к Родине, к маме, к русской природе… .