ЦЕЛИ УРОКА:
1. Закрепить знания учащихся о свойствах воды,
расширить представления об использовании и
охране воды человеком.
2. Развивать речь, логическое мышление, умения
сравнивать и делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: глобусы, физическая карта Челябинской области, динамические таблицы, тестовые задания, фрагмент видеофильма "Охрана воды".
ХОД УРОКА:
1. Постановка учебных задач урока
- Сегодня на уроке мы будем заниматься проблемами экологии. Что же такое экология? В переводе с греческого “экос” - дом, “логос” - наука. Следовательно, экология – это наука о доме. О каком доме? О том, который строители построили из кирпича и бетона? Нет, речь пойдет о природном доме, о связях между человеком и природой. Эта наука подсказывает людям, как нужно жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.
Поговорим сегодня на уроке об охране воды. К концу урока вы должны будете знать: роль воды в природе, ее значение в жизни человека; что наносит вред воде, узнать о мерах по охране воды.
2. Актуализация опорных знаний
(Работа по тестам)
- Чтобы определить значение воды для жизни на Земле, вспомним, какими свойствами обладает вода.
Тест № 1. Какими свойствами обладает вода?
- Имеет цвет, не имеет цвета.
- Имеет запах, не имеет запаха.
- Имеет форму, не имеет формы.
- Прозрачна, не прозрачна.
- Обладает текучестью, не обладает текучестью.
- Растворитель.
- Медленно нагревается и медленно остывает, быстро нагревается и быстро остывает.
Допиши: вода находится в трех состояниях …
(Проверка выполнения работы, заполнение динамической таблицы на доске)
3. Изучение нового материала
- Для чего нужна вода? Где человек ее использует?
(Ответы учащихся и запись тезисов в тетрадь)
a) для жизни человека, животных: без пищи человек
может прожить несколько недель, а без воды 2-3
суток. Вода входит в состав живых организмов. Ее
содержание колеблется в широких пределах: около
10% в эмали зубов, в среднем 80% массы тела. Если
человек взрослый весит 70 кг, то 50 кг из них – это
вода;
б) в производстве: ни одно производство не
обходится без воды. Так, например, чтобы
выплавить 1 тонну стали потребуется 150 тонн воды,
для изготовления 1 тонны бумаги нужно 250 тонн
воды;
в) в сельском хозяйстве:для выращивания животных,
поливки сельскохозяйственных растений;
г) в быту: посчитай, сколько раз в день ты
встречаешься с водой;
д) водная дорога: для перевозки людей и грузов;
е) выработка электроэнергии: на
гидроэлектростанциях, используя силу падающей
воды.
Вывод: Вот, что значит вода! Она жизненно необходима и является помощником человека.
4. Знакомство с проблемой пресной воды
(Глобус, атласы)
- Посмотрите на глобус, казалось бы, воды на Земле сколько угодно, океаны и моря покрывают большую часть нашей планеты. Почему же люди страдают от нехватки воды?
Не забывай, что вода океанов и морей соленая, а
людям необходима пресная вода, которой на Земле
не так уж много.
Ученые подсчитали, что:
(Динамическая таблица на доске):
Мировой океан - 1 млрд. 338 млн. м3
Подземные воды:
- залегающие вблизи земной поверхности - 60 млн. м3
- залегающие глубоко под землей - 150 млн. м3
Ледники - 24 064 000 м3
Реки - 2 120 м3
Озера - 176 400 м3
Почвенная влага - 16 500 м3
Вода в атмосфере - 12 900 м3
- Какую воду человек не может
использовать? ( Стереть соответствующие записи
на доске)
- Как видите, пригодной для использования
человеком воды не так уж и много, меньше 3%. А кроме
того, людям требуется только чистая вода. Но ее
становится все меньше и меньше.
Что же наносит вред воде, каковы источники загрязнения?
Тест № 2. "Что вредит воде?" (Подчеркни, что вредит воде):
Бытовой мусор, нефть, водные животные, отходы заводов, водные растения, неисправный кран в доме.
(Проверка выполнения теста с комментариями учителя):
- Каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных вагонов.
- Всего 5 л нефтепродуктов затягивает пленкой 50 м2 водной поверхности (то есть площадь нашего класса).
- Экологическое моделирование. Что может произойти при кораблекрушении танкера с нефтью?
- Каждый метр сточных вод, попадая в водоем, приводит в негодность 100 л хорошей воды.
- Экологическое моделирование. Проследи, как загрязненная вода реки Миасс может повлиять на жизнь Мирового океана.
- При утечке из крана воды за сутки набегает целое ведро. Сколько ведер воды наберется за неделю? Месяц?
Вывод: От загрязнения воды страдает все живое. В реках, озерах погибают растения, животные, чахнут растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека.
- Можно ли сохранить воду от загрязнения? Как?
5. Просмотр отрывка видеофильма "Охрана воды"
Выводы:
- Строительство очистных сооружений.
- Экономия воды.
- Контроль за уровнем загрязнения воды.
- Посадка и охрана растений по берегам водоемов.
6. Итог урока:
- Расскажи о роли воды в природе, для жизни
человека.
- Что наносит вред воде?
- Назови меры по охране воды?