Решение проблемы преемственности "Дошкольные группы — начальная школа"

Разделы: Администрирование школы


“От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям”.

В.А.Сухомлинский.

К слову!

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания”.

Философский словарь.

Преемственность – связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его некоторые элементы.

Преемственность в обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению.

Преемственность - обозначает также всю совокупность действия традиций.

Популярный энциклопедический словарь.

Структура.

Группа

младшая - средняя средняя - старшая подготовительная
4-5 5-6 6-7

Класс

1 класс 2 класс 3 класс 5 класс
6-7 лет 7-8 лет 8-9 лет 9-10 лет

Задачи:

  • определение общих и специфических целей образования на каждой из данных ступеней и определение на основе их поступательной взаимосвязи преемственных целей;
  • построение единой взаимосвязанной и согласованной методической системы образования( цели, задачи, средства, формы организации);
  • построение единой содержательной линии в предметных областях, согласующейся с обоснованием методической системы и исключающей необоснованные содержательные перегрузки образовательных областей на дошкольном этапе и ориентацию на форсированное обучение предметным знаниям и умениям, дублирующие школьные программы.

В МОУ “СОШ № 6 г. Коряжма” с 1999-2002 была создана комплексно-целевая программа “Дошкольные группы – начальная школа”.

Генеральная цель:

  • создать систему обучения и воспитания, направленную на формирование потребности в учебно-познавательной деятельности ребёнка;
  • педагогическому коллективу детского сада и школы освоить инновационную педагогическую технологию обучения и воспитания, обеспечивающую ребёнку и младшему школьнику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма;
  • создать условия адаптации учебного и воспитательного процесса детского сада в учебно-воспитательный процесс начальной школы;
  • создать условия для перевода школы в новый статус: общеобразовательная школа с детским садом и гимназическими классами.

Этапы инновационного процесса:

Апрель 1998г. - август 1999г.: зарождение потребности в изменениях содержания образования и целеполагание.

Август 1999 г. - август 2000г.: разработка идеи содержания образования.

Реализация нового содержания – 2000-2002г.г.

Подведение итогов, распространение идеи.

План действий: выявление потребности в создании детского сада при школе, знакомство с программами дошкольного образования, курсовая подготовка к работе в новых условиях, работа по программе “Радуга” (детский сад), “Школа-2100”, комплект Климановой – 1-е классы, продолжение работы МО учителей начальной школы и воспитателей детского сада, взаимопосещение занятий, обмен опытом, самообразование, отслеживание результатов.

Формы и содержание деятельности педагогического коллектива: анкетирование родителей в микрорайоне о потребности в создании детского сада при школе по подготовке детей в школу, посещение консультаций у методистов ДОУ 23, 24, создание рабочей группы, учебного плана детского сада при школе, анкетирование родителей, психологическая диагностика воспитанников детского сада.

С 2003-2006 года в школе создана комплексно-целевая программа “Преемственность дошкольного и начального образования”.

Цель: создание внедренческой площадки по комплексному внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Образовательной системы “Школа-2100” на этапах “дошкольное образование - начальная школа”, а в дальнейшем сертификация школы на статус “Школа - методический центр”.

Задачи:

  • создание условий для повышения качества обучения и воспитания в детском саду и в начальной школе через преодоление рассогласованности целей (программ, учебников, контрольных требований) на стыке дошкольного и начального образования;
  • обучение педагогов детского сада и начальной школы методикам отслеживания результатов своей педагогической деятельности через использование тест-карт, диагностик, анкет для педагогов и родителей, а также инструментария для получения результатов.

1 этап: зарождение потребности в изменениях содержания образования и целеполагание – 2003-2004г.г.

На данном этапе мы получили Диплом, удостоверяющий, что МОУ “СОШ №6” является экспериментальной площадкой МОО “Школа-2100” и Академии ПК и ПРО Министерства образования РФ.

2 этап: разработка идеи изменения 2004-2005г.г.

3 этап: реализация технологии управления по конечным результатам 2003-2006г.г.

Формы и содержание деятельности: проведение диагностик и анкетирование всех участников общеобразовательного процесса, стимулирование качественной работы педагогов, обучение развитие, саморазвитие, психологические тренинги, практические семинары, обучение педагогов детского сада и начальной школы на ознакомительных и углублённых курсах по образовательной программе “Школа 2100”, взаимопосещение и совместное проведение мероприятий и др.

Обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребёнка мы видим в реализации идей образовательной программы “ Школа-2100”.

Организация воспитательно-образовательного процесса.

Предметная область Детский сад Начальная школа
Чтение

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

“По дороге к азбуке” Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

“Моя любимая Азбука” “Капельки солнца” - 1 класс

“Маленькая дверь в большой мир” - 2 класс

“В одном счастливом детстве”- 3 класс

“В океане света”- 4 класс

Русский язык “Наши прописи” Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

О.В. Пронина “Русский язык”

Математика “Игралочка” Л.Г.Петерсон, Е.Е. Кочемасова

“Раз - ступенька, два - ступенька”. Л.Г.Петерсон, Н.П. Холина

Л.Г. Петерсон “ Математика”
Окружающий мир “ Здравствуй мир” А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова,

И.К. Белова

А.А. Вахрушев. Учебники по окружающему миру - 1, 2, 3, 4 классы

Д.Д. Данилов “Моё Отечество” - 3 класс

“Человек и человечество”- 4 класс

Развитие речи “Ты - словечко, я - словечко…”

З.И. Курцева под редакцией Т.А. Ладыженской

Т.А. Ладыженская и авт. кол.,

Детская риторика

Информатика “Всё по полочкам” А.В. Горячев, Н.В. Ключ “Информатика в играх и задачах” А.В. Горячев и др.
Синтез искусств “Путешествие в прекрасное”

О.А. Куревина, Г.Е. Селезнёва

“Прекрасное рядом с тобой”

О.А. Куревина, Е.А. Лутцева

Нестандартные формы:

  • выставки семейного творчества
  • совместные праздники

“Осенины”

“Новый год”

“Весёлые старты”

“8 Марта”

“День семьи”

  • шефская помощь
  • работа кружков

“Вокальный ансамбль”

“Бумажная пластика”

“Кукольный театр”

“Художественная роспись”.

Первый класс по-своему похож на подготовительную группу – прекрасная спальня, которая позволяет днём отдохнуть. А также места, где ребята могут заняться по интересам: зал ритмики, кинозал, спортзал. Класс-группа оборудован видеодвойкой.

Результаты:

  • осуществляется преемственность в содержании обучения и воспитания, формах и методах образовательной работы, в педагогических требованиях и условиях воспитания детей;
  • дети быстрее адаптируются (см. Приложение 1);
  • в среднем звене нет проблемы дезадаптации (продолжают обучаться по программе “Школа-2100”);
  • быстрее формируются основы учебной деятельности;
  • качественнее усваивается содержание предметов (см. Приложение 1);
  • обеспечивается постоянная обратная связь о ходе освоения и эффективности обучения и воспитания;
  • создание положительной мотивации и уверенности в успехе, чувства сопричастности;
  • работает комплексно-целевая программа “Преемственность дошкольного и начального образования”;
  • осуществлён второй выпуск детей в 5 класс;
  • ознакомление с опытом работы школы в городе, районе, области;
  • созданы комфортные условия успешности обучения и воспитания каждого ребёнка, младшего школьника.

Проблемы:

  • не все дошкольники идут в 1 класс нашей школы, что затормаживает преемственность (эта проблема будет решена через два года, когда средняя группа детсада пойдёт в 1 класс);
  • приходиться затрачивать большое количество времени на работу с родителями (индивидуальные и групповые беседы, консультации);
  • не хватает времени для изучения программ и стандарта дошкольного и начального звена;
  • материальная обеспеченность некоторых родителей не позволяет закупать каждый год учебную литературу для своего ребёнка;
  • требуется финансовая помощь для курсовой подготовки педагогического состава;
  • слаба материально-техническая база;
  • недостаточная обеспеченность наглядными пособиями и раздаточным материалом;
  • не осуществлена финансовая поддержка со стороны МОО “Школа-2100”.

Перспективы:

  • курсовая подготовка воспитателей, учителей, методистов;
  • работа с психологом - отслеживание развития детей, начиная с 3 лет до 7 класса;
  • создание методического центра.

Литература.

Образовательная система “Школа-2100”. Педагогика здравого смысла. Сборник материалов. - Москва, 2003.