“От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям”.
В.А.Сухомлинский.
К слову!
Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания”.
Философский словарь.
Преемственность – связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе, познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его некоторые элементы.
Преемственность в обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению.
Преемственность - обозначает также всю совокупность действия традиций.
Популярный энциклопедический словарь.
Структура.
Группа |
|||||
младшая - средняя | средняя - старшая | подготовительная | |||
4-5 | 5-6 | 6-7 | |||
Класс |
|||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 5 класс | ||
6-7 лет | 7-8 лет | 8-9 лет | 9-10 лет |
Задачи:
- определение общих и специфических целей образования на каждой из данных ступеней и определение на основе их поступательной взаимосвязи преемственных целей;
- построение единой взаимосвязанной и согласованной методической системы образования( цели, задачи, средства, формы организации);
- построение единой содержательной линии в предметных областях, согласующейся с обоснованием методической системы и исключающей необоснованные содержательные перегрузки образовательных областей на дошкольном этапе и ориентацию на форсированное обучение предметным знаниям и умениям, дублирующие школьные программы.
В МОУ “СОШ № 6 г. Коряжма” с 1999-2002 была создана комплексно-целевая программа “Дошкольные группы – начальная школа”.
Генеральная цель:
- создать систему обучения и воспитания, направленную на формирование потребности в учебно-познавательной деятельности ребёнка;
- педагогическому коллективу детского сада и школы освоить инновационную педагогическую технологию обучения и воспитания, обеспечивающую ребёнку и младшему школьнику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, коллективизма;
- создать условия адаптации учебного и воспитательного процесса детского сада в учебно-воспитательный процесс начальной школы;
- создать условия для перевода школы в новый статус: общеобразовательная школа с детским садом и гимназическими классами.
Этапы инновационного процесса:
Апрель 1998г. - август 1999г.: зарождение потребности в изменениях содержания образования и целеполагание.
Август 1999 г. - август 2000г.: разработка идеи содержания образования.
Реализация нового содержания – 2000-2002г.г.
Подведение итогов, распространение идеи.
План действий: выявление потребности в создании детского сада при школе, знакомство с программами дошкольного образования, курсовая подготовка к работе в новых условиях, работа по программе “Радуга” (детский сад), “Школа-2100”, комплект Климановой – 1-е классы, продолжение работы МО учителей начальной школы и воспитателей детского сада, взаимопосещение занятий, обмен опытом, самообразование, отслеживание результатов.
Формы и содержание деятельности педагогического коллектива: анкетирование родителей в микрорайоне о потребности в создании детского сада при школе по подготовке детей в школу, посещение консультаций у методистов ДОУ 23, 24, создание рабочей группы, учебного плана детского сада при школе, анкетирование родителей, психологическая диагностика воспитанников детского сада.
С 2003-2006 года в школе создана комплексно-целевая программа “Преемственность дошкольного и начального образования”.
Цель: создание внедренческой площадки по комплексному внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений Образовательной системы “Школа-2100” на этапах “дошкольное образование - начальная школа”, а в дальнейшем сертификация школы на статус “Школа - методический центр”.
Задачи:
- создание условий для повышения качества обучения и воспитания в детском саду и в начальной школе через преодоление рассогласованности целей (программ, учебников, контрольных требований) на стыке дошкольного и начального образования;
- обучение педагогов детского сада и начальной школы методикам отслеживания результатов своей педагогической деятельности через использование тест-карт, диагностик, анкет для педагогов и родителей, а также инструментария для получения результатов.
1 этап: зарождение потребности в изменениях содержания образования и целеполагание – 2003-2004г.г.
На данном этапе мы получили Диплом, удостоверяющий, что МОУ “СОШ №6” является экспериментальной площадкой МОО “Школа-2100” и Академии ПК и ПРО Министерства образования РФ.
2 этап: разработка идеи изменения 2004-2005г.г.
3 этап: реализация технологии управления по конечным результатам 2003-2006г.г.
Формы и содержание деятельности: проведение диагностик и анкетирование всех участников общеобразовательного процесса, стимулирование качественной работы педагогов, обучение развитие, саморазвитие, психологические тренинги, практические семинары, обучение педагогов детского сада и начальной школы на ознакомительных и углублённых курсах по образовательной программе “Школа 2100”, взаимопосещение и совместное проведение мероприятий и др.
Обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребёнка мы видим в реализации идей образовательной программы “ Школа-2100”.
Организация воспитательно-образовательного процесса.
Предметная область | Детский сад | Начальная школа |
Чтение Развитие речи и подготовка к обучению грамоте |
“По дороге к азбуке” Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова | Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева “Моя любимая Азбука” “Капельки солнца” - 1 класс “Маленькая дверь в большой мир” - 2 класс “В одном счастливом детстве”- 3 класс “В океане света”- 4 класс |
Русский язык | “Наши прописи” Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова | Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева О.В. Пронина “Русский язык” |
Математика | “Игралочка” Л.Г.Петерсон, Е.Е.
Кочемасова “Раз - ступенька, два - ступенька”. Л.Г.Петерсон, Н.П. Холина |
Л.Г. Петерсон “ Математика” |
Окружающий мир | “ Здравствуй мир” А.А. Вахрушев, Е.Е.
Кочемасова, И.К. Белова |
А.А. Вахрушев. Учебники по окружающему
миру - 1, 2, 3, 4 классы Д.Д. Данилов “Моё Отечество” - 3 класс “Человек и человечество”- 4 класс |
Развитие речи | “Ты - словечко, я - словечко…” З.И. Курцева под редакцией Т.А. Ладыженской |
Т.А. Ладыженская и авт. кол., Детская риторика |
Информатика | “Всё по полочкам” А.В. Горячев, Н.В. Ключ | “Информатика в играх и задачах” А.В. Горячев и др. |
Синтез искусств | “Путешествие в прекрасное” О.А. Куревина, Г.Е. Селезнёва |
“Прекрасное рядом с тобой” О.А. Куревина, Е.А. Лутцева |
Нестандартные формы:
- выставки семейного творчества
- совместные праздники
“Осенины”
“Новый год”
“Весёлые старты”
“8 Марта”
“День семьи”
- шефская помощь
- работа кружков
“Вокальный ансамбль”
“Бумажная пластика”
“Кукольный театр”
“Художественная роспись”.
Первый класс по-своему похож на подготовительную группу – прекрасная спальня, которая позволяет днём отдохнуть. А также места, где ребята могут заняться по интересам: зал ритмики, кинозал, спортзал. Класс-группа оборудован видеодвойкой.
Результаты:
- осуществляется преемственность в содержании обучения и воспитания, формах и методах образовательной работы, в педагогических требованиях и условиях воспитания детей;
- дети быстрее адаптируются (см. Приложение 1);
- в среднем звене нет проблемы дезадаптации (продолжают обучаться по программе “Школа-2100”);
- быстрее формируются основы учебной деятельности;
- качественнее усваивается содержание предметов (см. Приложение 1);
- обеспечивается постоянная обратная связь о ходе освоения и эффективности обучения и воспитания;
- создание положительной мотивации и уверенности в успехе, чувства сопричастности;
- работает комплексно-целевая программа “Преемственность дошкольного и начального образования”;
- осуществлён второй выпуск детей в 5 класс;
- ознакомление с опытом работы школы в городе, районе, области;
- созданы комфортные условия успешности обучения и воспитания каждого ребёнка, младшего школьника.
Проблемы:
- не все дошкольники идут в 1 класс нашей школы, что затормаживает преемственность (эта проблема будет решена через два года, когда средняя группа детсада пойдёт в 1 класс);
- приходиться затрачивать большое количество времени на работу с родителями (индивидуальные и групповые беседы, консультации);
- не хватает времени для изучения программ и стандарта дошкольного и начального звена;
- материальная обеспеченность некоторых родителей не позволяет закупать каждый год учебную литературу для своего ребёнка;
- требуется финансовая помощь для курсовой подготовки педагогического состава;
- слаба материально-техническая база;
- недостаточная обеспеченность наглядными пособиями и раздаточным материалом;
- не осуществлена финансовая поддержка со стороны МОО “Школа-2100”.
Перспективы:
- курсовая подготовка воспитателей, учителей, методистов;
- работа с психологом - отслеживание развития детей, начиная с 3 лет до 7 класса;
- создание методического центра.
Литература.
Образовательная система “Школа-2100”. Педагогика здравого смысла. Сборник материалов. - Москва, 2003.