Тип урока: комбинированный.
Вид урока: стандартный.
Место урока в учебном плане: вводный урок по теме «Имена и фамилии».
Цель: рассмотреть смысловые связи имен с исторической и современной точки зрения.
Задачи:
- Образовательная: познакомить со смысловым значением имени;
- Развивающая: развивать интерес к изучению исторического прошлого;
- Воспитательная: способствовать формированию любви к Родине.
Оборудование: мультимедиа курс «Обществознание» (авторы: Беккер Н.В., Пашкова Л. К.), доска, иллюстрации к произведению Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес», краски, кисти, карандаши, альбомы, компьютеры, словарь личных имён.
Описание мультимедиа курса «Обществознаие»: данный курс содержит в себе сведения по истории Российского государства и обществознанию. Содержит теоретический материал, тестирующую систему и компьютерный тренажёр. Теоретический материал представлен в форме гипертекста и мультимедийных приложений.
Описание ресурсов:
- «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Знания обо всем» 2002.
- Энциклопедия «Мир вокруг нас».
- Н. Г. Горелова, Б. И. Пивоваров «Родная история». Мультимедиа центр Новосибирского государственного университета.
Методы: проблемный метод, наглядный метод, диалоговый метод, самостоятельная работа с компьютером и в альбомах.
План урока (45 мин.)
1.Организационный момент (5 мин.)
2.Введение в проблему (14 мин.)
- Организация наблюдения над смысловым значением имени на примере отрывка из произведения Л. Кэрролла (4 мин.);
- Наблюдение над смысловым значением личного имени ребёнка через рисунок (10 мин.)
3.Физминутка (3 мин.)
4.Формирование умений применять знания на практике (15 мин):
- Работа с компьютером (7 мин);
- Работа со словарями (8 мин.)
5.Физминутка (2 мин.)
6.Итог урока (3 мин)
7.Домашнее задание (3 мин.)
Конспект урока.
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Сообщение темы урока.
Постановка цели.
2. Введение в проблему через построение учебной задачи: на примере отрывка из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» рассматривается смысловое значение имени.
“- Меня зовут Алиса.
Какое глупое имя, - нетерпеливо прервал ее
Шалтай-Болтай. - Что оно значит?
Разве имя должно что-то значить? - проговорила
Алиса с сомнением.
Конечно, должно, - ответил Шалтай-Болтай и
фыркнул. - Возьмем, к примеру, мое имя. Оно
выражает мою суть! Замечательную и чудесную суть!
А с таким именем ты можешь оказаться чем
угодно…”
Организация наблюдения над смысловым значением личного имени через рисунок.
Учащиеся представляют рисунки, выполненные дома, в которых отражена история происхождения личного имени.
3. Физминутка.
4. Формирование умения применять, полученные знания на практике:
а) Организация самостоятельной работы на компьютере:
Постановка учебной задачи.
Сообщение последовательности действий поиска нужных заданий: глава “Связь времен” - раздел “Родословное древо” - задания “Имена”.
Сообщение регламента работы.
Оказание помощи, организация взаимопроверки.
б) Работа со словарями личных имен.
Постановка учебной задачи: найти в словаре свое имя. Прочитать о происхождении и значении имени.
5. Физминутка
6. Итог урока.
Подвести детей к выводу, что каждое имя имеет смысл, многие имена имеют древнее происхождение
7. Домашнее задание: найти в произведениях детской литературы “говорящие имена”