Урок "Обществознание"по теме: "Имена и фамилии". 1 класс

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный.

Вид урока: стандартный.

Место урока в учебном плане: вводный урок по теме «Имена и фамилии».

Цель: рассмотреть смысловые связи имен с исторической и современной точки зрения.

Задачи:

  • Образовательная: познакомить со смысловым значением имени;
  • Развивающая: развивать интерес к изучению исторического прошлого;
  • Воспитательная: способствовать формированию любви к Родине.

Оборудование: мультимедиа курс «Обществознание» (авторы: Беккер Н.В., Пашкова Л. К.), доска, иллюстрации к произведению Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес», краски, кисти, карандаши, альбомы, компьютеры, словарь личных имён.

Описание мультимедиа курса «Обществознаие»: данный курс содержит в себе сведения по истории Российского государства и обществознанию. Содержит теоретический материал, тестирующую систему и компьютерный тренажёр. Теоретический материал представлен в форме гипертекста и мультимедийных приложений.

Описание ресурсов:

  • «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Знания обо всем» 2002.
  • Энциклопедия «Мир вокруг нас».
  • Н. Г. Горелова, Б. И. Пивоваров «Родная история». Мультимедиа центр Новосибирского государственного университета.

Методы: проблемный метод, наглядный метод, диалоговый метод, самостоятельная работа с компьютером и в альбомах.

План урока (45 мин.)

1.Организационный момент (5 мин.)

2.Введение в проблему (14 мин.)

  • Организация наблюдения над смысловым значением имени на примере отрывка из произведения Л. Кэрролла (4 мин.);
  • Наблюдение над смысловым значением личного имени ребёнка через рисунок (10 мин.)

3.Физминутка (3 мин.)

4.Формирование умений применять знания на практике (15 мин):

  • Работа с компьютером (7 мин);
  • Работа со словарями (8 мин.)

5.Физминутка (2 мин.)

6.Итог урока (3 мин)

7.Домашнее задание (3 мин.)

Конспект урока.

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.
Сообщение темы урока.
Постановка цели.

2. Введение в проблему через построение учебной задачи: на примере отрывка из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» рассматривается смысловое значение имени.

“- Меня зовут Алиса.
Какое глупое имя, - нетерпеливо прервал ее Шалтай-Болтай. - Что оно значит?
Разве имя должно что-то значить? - проговорила Алиса с сомнением.
Конечно, должно, - ответил Шалтай-Болтай и фыркнул. - Возьмем, к примеру, мое имя. Оно выражает мою суть! Замечательную и чудесную суть! А с таким именем ты можешь оказаться чем угодно…”

Организация наблюдения над смысловым значением личного имени через рисунок.

Учащиеся представляют рисунки, выполненные дома, в которых отражена история происхождения личного имени.

3. Физминутка.

4. Формирование умения применять, полученные знания на практике:

а) Организация самостоятельной работы на компьютере:

Постановка учебной задачи.

Сообщение последовательности действий поиска нужных заданий: глава “Связь времен” - раздел “Родословное древо” - задания “Имена”.

Сообщение регламента работы.

Оказание помощи, организация взаимопроверки.

б) Работа со словарями личных имен.

Постановка учебной задачи: найти в словаре свое имя. Прочитать о происхождении и значении имени.

5. Физминутка

6. Итог урока.

Подвести детей к выводу, что каждое имя имеет смысл, многие имена имеют древнее происхождение

7. Домашнее задание: найти в произведениях детской литературы “говорящие имена”