Цели:
Образовательная – актуализировать, систематизировать знания материала по истории Российской цивилизации, но в то же время вывести на новую ступеньку знаний путем поставленной на уроке проблемы.
Развивающая – развитие дедуктивного логического мышления, умения выстраивать причинно-следственные связи, умения аргументировать, развитие навыков восприятия условного в искусстве.
Воспитательная – воспитание интереса к прошлому, к его самостоятельному исследованию, урок через знание прошлого помогает лучше понять настоящее.
Материалы:
Результаты социологического опроса учащихся, в котором им задается один вопрос: Что (или кто) из ниже перечисленного вызывает у Вас гордость в современной России? (Можно предложить учащимся варианты ответов).
Результаты социологического опроса родителей по следующему вопросу: Когда вы были молодыми гражданами СССР, что вызывало у Вас чувство гордости своей страной? (Далее тоже возможно предложение вариантов ответа).
Политические карикатуры М.Златковского.
Музыкальные записи “Гимн Звездному Небу” и “Гимн России” на музыку Б.Александрова.
Заготовка таблицы для каждого учащегося (Конечный вариант таблицы приводится в Приложении 1).
6. Эпиграф к уроку (на начало урока последние 2 строки закрыты):
Вселенский опыт говорит,
Что погибают царства,
Не оттого, что тяжек быт
Или страшны мытарства,
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше),
Что люди царства своего
Не уважают больше.
(Б.Окуджава)
Ход урока
Постановка проблемы: выживет ли Российская цивилизация?
Сегодня нам с вами предстоит сложный и важный разговор на очень серьезную и взрослую тему, связанную с судьбой Российской цивилизации. Мы уже знаем с вами, что история Российской цивилизации включает в себя несколько этапов: Киевская Русь, Московское царство, Российская империя, Советская империя. Все названные государственные образования ушли в прошлое, погибли. По мнению философа Платона, в древности существовала первая человеческая цивилизация Атлантида. Она ушла под воды океана, который теперь носит ее имя, и стала символом погибшей цивилизации вообще. Названные царства на территории Российской цивилизации тоже погибли, но не физически, они не ушли под воду. Просто цивилизация развивается и проходит ряд этапов в своем развитии. Последнее время по отношению к России стали часто употреблять данную метафору – Атлантида. Поэтому я и позволила себе вынести ее в тему урока.
Я предлагаю вам сегодня поразмышлять о том, что ждет нашу страну, которая одновременно является цивилизацией в будущем. Возможно, мы не придем с вами к четкому ответу. Но это тот случай, когда важен сам процесс размышлений, сам поиск, сами раздумья над судьбой страны. В 1998 году в Москве вышла книга итальянского исследователя Джульетто Кьеза с красноречивым названием “Прощай, Россия!” Автор известный итальянский журналист, который с симпатией и сочувствием относится и к России, и к ее народу. Однако события последних лет и анализ происходящего привели его к неутешительным выводам: “Прощай Россия! Иногда страны, нации, народы исчезают, уходят в прошлое и не возвращаются. Бывало, что от народа не оставалось и следа и ученым даже не удается разузнать что-либо из его истории. Но это не наш случай. От России в любом случае останется память, огромная, как ее вклад в развитие человеческой цивилизации, как ее литература, театр и наука, как ее военная мощь и ее жестокость, ее подлость и ее свирепость, как ее нетронутая, дикая красота и гениальная авантюрная склонность к утопии, превратившая ее в лабораторию гигантского трагического эксперимента. Только великий народ мог создать все это одновременно…Быть может есть еще время для мучительных конвульсий, для кровавых и бесполезных судорог, порожденных иллюзиями, которые всегда отказываются умирать. Но новый взлет маловероятен. Спад и распад только начались. После 1991 года страна живет почти исключительно за счет экспорта нефти и газа и зарубежных кредитов, беспощадно разрушая собственную промышленность, сельское хозяйство, культуру, науку, образование…”
Главную причину катастрофы автор видит в неумелом проведении демократических реформ. С ним согласны многие ученые, писатели, журналисты не только за рубежом, но и у нас в стране. Прогноз итальянца пессеместичен, но сбудется ли он, зависит только от нас. Шпенглер в начале ХХ века написал книгу “Закат Европы”. Начало ХХI века показывает, что этого не произошло: европейская цивилизация нашла силы и переживает период расцвета. Удастся найти эти силы нам или цивилизация погибнет? Чтобы ответить на этот вопрос нам с вами предстоит определить сегодня основную причину гибели империй. Ее очень хорошо выразил в стихотворной форме Булат Окуджава (обращение к эпиграфу, из которого зачитывается все, кроме последних строк). Отчего? Пока ответ на этот вопрос остается для нас закрытым, и я надеюсь, что мы его с вами найдем.
Готовились мы с вами к этим размышлениям постепенно. И начали с вопроса анкеты, который для многих из вас оказался неожиданным: “Что в современной России вызывает у вас гордость?”. Подумайте, о чем говорят результаты? Из 50 опрошенных:
- 24 – история страны,
- 23 – киноискусство,
- 22 – Путин В.В.,
- 11 – фигурное катание,
- 8 – армия,
- 7 – теннис,
- 7 гимнастика,
- 3 – Кобзон, Лещенко, Малинин.
Обращает на себя внимание, что в основном вся гордость опрошенных в прошлом России. Имена певцов, которые прославились в советскую эпоху. Спортивная школа – советская. Подобный же опрос вы по моей просьбе провели дома среди родителей, бабушек, дедушек. Результаты тоже ожидаемые. Из 50 опрошенных:
- 33 – экономика,
- 19 – фигурное катание, армия,
- 10 – балет,
- 6 – Брежнев, Пугачева, Высоцкий,
- 5 – Магомаев.
Но особенно обратило на себя внимание то, что ваши занятые родители посчитали нужным написать в графе “другое”: уверенность в будущем – 5 человек, сплоченность, единство страны причастность к советскому народу – 5 человек.
Итак, в 70-80-е годы ваши родители гордились страной и чувствовали уверенность в будущем, т.е. у них было то, чего у нас нет сегодня. А это еще раз доказывает, что сегодняшний разговор очень важен, т.к. сегодня очень многим россиянам не хватает того, о чем красиво написал один из ваших родителей “Веры в будущее, достойного настоящего и великого прошлого”. Великое прошлое у нас, конечно же, есть. Не случайно и ваши родители, и вы отмечаете гордость за историю страны. Но что нужно сделать, чтобы мы гордились нашим настоящим и были уверены в будущем? Давайте поищем ответ на этот вопрос в прошлом Российской цивилизации?
Поиск решения проблемы в прошлом с опорой на основное понятие урока “государственная идея”
Ключевым понятием урока будет понятие “государственная идея”. Чтобы разобраться с его толкованием, давайте вспомним, что такое “идеология”.
Ответ: Идеология – это система идей, взглядов, выражающая интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, партии, нации, общественного движения или государства.)
Государственная идеология – это система идей, выражающая идеалы государства. Итак, это система идей, но из них может быть одна – самая важная, ключевая, определяющая основные идеалы и ценности государства.
Основной вопрос урока, на который мы будем искать ответ во второй его части: В какой государственной идее нуждается Россия для своего возрождения (национальной, религиозной, идеологической, цивилизационной, др.)? Для ответа на этот целевой вопрос урока нам необходимо выполнить две задачи. Определить:1. Кто формулирует государственную идею? 2. Какова роль государственной идеи в жизни государства и народа?
И теперь давайте посмотрим, на каких идеях базировалось Российская цивилизация на ранних этапах своего развития. Начнем разговор с Московского царства, так как это время завершения образования централизованного государства, которое и стало называться Россия.
Систематизация знаний путем коллективного заполнения таблицы, которая позволяет проводить аналогии
Посмотрите на структуру таблицы. Государственную идею каждой империи или царства мы должны рассмотреть по шести позициям.
(Фронтальный опрос учащихся по вопросам таблицы и заполнение первой колонки.)
В результате церковного раскола и петровских реформ общество раскололось. Православие, которое раньше объединяло народ, теперь его раскололо, а значит, с точки зрения государства перестало выполнять одну из своих функций объединения и нравственного просвещения народа. Вот, что написано по этому поводу в книге историка, которая вышла в 1914 году: “В духовном чине было полно великой скудости. Церковное образование и просвещение народа остановилось, церковная благотворительность не существовала, духовенство в массе своей не стояло выше паствы, а паства опускалась до глубин невежества, грубости, безнравственности, равнодушия к вопросам веры. Церковь, как носительница нравственных начал в жизни государства перестала существовать, не будучи в состоянии сама поддерживать свое достоинство.”
Вопрос: Что стало со старой допетровской Русью после реформ и краха идеи?
Ответ: Московское царство погибло.
Это первая “Русская Атлантида”. Еще очень важное последствие в том, что произошел еще раскол общества на образованный культурный слой (интеллигенцию) и остальную часть общества, который в дальнейшем будет углубляться.
Не смотря на то, что православие переживало кризис, народ продолжал верить в самодержца. Власть царя была в его глазах теократической, данной богом. Только это дало возможность ему выносить тяготы крепостного права, апогей которого выпал на правление Екатерины П. Но когда не было сил терпеть народ поднимался на бунт.
Вопрос: Какой крупнейший бунт в истории крестьянского движения?
Ответ: Восстание Емельяна Пугачева.
Вопрос: Но, чтобы привлечь народ, кем провозглашает себя Пугачев?
Ответ: Царем Петром III.
Убеждения народа базировались на вере, но появилась социальная группа, чьи убеждения будут базироваться не только на вере, но и на знаниях. Именно среди образованной части общества возникает мысль о необходимости ограничения самодержавия или даже его отмены.
Вопрос: Кто первый выступил с такими требованиями?
Ответ: Декабристы.
После расправы над декабристами, власть увидела, что идея незыблемости самодержавной власти является не для всех абсолютной истиной, а это расшатывало основы государства. Возникла необходимость укрепить эту мысль. Поэтому формулируется новая государственная идея: “Самодержавие. Православие. Народность.”
(Аналогично заполняется вторая колонка таблицы. Особо остановимся на 5 вопросе.)
Что же в данном случае станет признаком краха идеи. Возможно, кому-то это покажется странным, но этим критерием станет возможность смеяться, смеяться над тем, над чем раньше или боялись, или искренне считали святым для себя. Происходит это, когда государство ослабляет рычаги управления и дает свободу обществу.
Современный художник карикатурист Михаил Златковский написал диссертацию по истории карикатуры в России. В ней он отмечает, что первый всплеск в развитии политической карикатуры в России приходится на 1905 год, после манифеста 17 октября, который даровал демократические свободы. И вот в то время, когда уже для многих слабость власти, слабость идеи была очевидной, появляется карикатура, которая высмеивала символ государственной идеи – герб России, царя. – “Орел-оборотень” (Рисунок 1). А уже через 10 лет, в 1915-1916 году среди солдат ходило много картинок-карикатур с изображением Александры Федоровны, Распутина и Николая П.
Мог ли позволить народ себе это раньше? Хотел ли рисовать подобное раньше? Ответ очевиден – нет! Это говорит об изменении сознания, о полном крахе идеи. За идеей гибнет империя.Кто расшатал основы государства? С одной стороны, в этом виновна сама власть, с другой стороны интеллигенция. Революционная интеллигенция и пришла к власти, а значит должна была дать народу новую государственную идеею, задача которой вновь сплотить государство, которое впало в хаос, анархию, гражданскую войну.
(Аналогично заполняется вторая колонка таблицы.)
Вопрос: Мы еще не изучили по истории тот период, который привел к краху идеи. Посмотрите на наши записи в этой строке в предшествующих колонках и попробуйте предположить, чьи действия ослабят эту государственную идею?
Ответ: Действия власти и интеллигенции.
Верно. Период перестройки, объявленный Горбачевым в 1985 году, гласность и демократия дали возможность говорить все. По мнению уже знакомого нам карикатуриста это был период второго расцвета политической карикатуры. Начинается публичное высмеивание политических деятелей советской эпохи, ее символов.
Мы уже знаем, что это признак краха идеи и в 1991 году СССР распался, хотя большая часть народа проголосовала на референдуме за его сохранение, символика государства отменена, а Российская федерация в течение 10 лет жила без официальных символов государства. В это время в одной детской передаче прозвучала колыбельная Мишке на до боли знакомый всем рожденным и жившим в СССР мотив. Зная, что Россия всегда для стран Европы ассоциировалась с медведем, слова песни в сочетании с мелодией звучат как грустная ирония.
(Звучит “Колыбельная Мишке” на мотив “Гимна СССР”.)
Идею строительства коммунистического государства постиг крах. Российская цивилизация – Медведь – после предыдущего взлета пребывает в довольно унылом, сонном состоянии, которое характерно для нас до сих пор. Как нам из него выйти? Возможно ли? Теперь обратимся к нашим вопросам.
Вопрос: Кто формулирует государственную идею?
Ответ: Государственную идею формулирует или государственная власть или интеллигенция.
Вопрос: Какова роль государственной идеи в жизни государства и народа?
Ответ: Государственная идея нужна для подчинения народа государству и для его объединения она определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, вселяет уважение к государству.
Вопрос: Какие средства использует для этого государство?
Принуждение, пропаганду, агитацию, распространение через СМИ и через образование. Таким образом, создается миф о государстве.
Вопрос: Кто первым увидит, если этот миф не соответствует реальности?
Ответ: Интеллигенция, т.е. самая образованная часть общества. Умные люди всегда будут размышлять над истинностью того, что им вещают СМИ, но они же будут понимать и то, что государственная идея необходима, так как она формирует в народе уважение к государству. Вы посмотрите, насколько велика гордость за страну у ваших родителей. Она была сформирована государством. Как только государственная идея начинает переживать кризис, уважение к государству пропадает и империя гибнет. Именно об этом и говорил Б.Окуджава. (Открыть последние строки эпиграфа)
Закрепление материала, путем работы с карикатурами на государственную идею.
Признаком краха идеи является публичное высмеивание того, что раньше для большинства являлось непогрешимой истиной. И сейчас, с одной стороны, для закрепления материала, а с другой стороны, для перехода к разговору о современном состоянии России вы по группам попробуете определить смысл политических карикатур Михаила Златковского. Группа 1. (Рисунки 2,3,4).
Группа 2. (Рисунки 5,6,7).
Задание: отнести к трем разным блокам:
1. Карикатуры на советскую государственную идею.
2. Карикатура на современное состояние России.
3. Карикатуру, которая может символизировать суть государственной идеи вообще, т.е. может являться универсальным символом государственной идеи вообще.
Второй блок карикатур, показывает унылое состояние России сегодня или поиск национальной идеи, который ведет государство. Это открыто обсуждается в СМИ. В одной из статей по этому поводу написано следующее: “Одна из самых трудноразрешимых проблем сегодняшней России – отсутствие коллективной мечты, которая порождала бы гордость за свою страну, порождала бы готовность переносить какие-то тяготы ради ее будущего и не порождала бы внешнюю агрессию и внутренний деспотизм”.
Какой должна быть эта мечта, а точнее государственная идея России? Об этом сегодня проходит очень много репортажей в газетах, на телевидении, радио.
Размышления учащихся по проблемному вопросу: какая государственная идея нужна России для возрождения?
Учащиеся называют то, что сегодня могут предлагать в СМИ представители интеллигенции, разных партий:
1. “Борьба с терроризмом”?
2. “Национальная идея России – православие”?
3. “Гражданское общество. Правовое государство”.
4. “Россия – для русских”. Учитель может дополнить, что созданный совет по национальной идеологии выдвинул следующую триаду ценностей: Порядок (Безопасность), Справедливость, Патриотизм.
Вывод: Итак, мы знаем, что
1. Государственная идея должна учитывать идеалы и ценности народа.
2. Она может быть теоретически сконструирована государством и внедряться посредством пропаганды. Этот опыт у России был в эпоху СССР.
3. Другой вариант выбрать в качестве эталонных идеалы и ценности одного народа или нескольких входящих в цивилизацию. В условиях России особенно велик соблазн принять за такой эталон идеалы и ценности русского народа и русского православия и объявить их теми началами, которые должны обеспечить цивилизационное единство. Этот вариант опробован царской Россией.
Сегодня после крушения советской идеи раздаются голоса в пользу возврата к дореволюционному варианту. Однако очевидно, что и сегодня он приведет к тем же отрицательным последствиям, к которым привел раньше. К тому же надо учесть, что самосознание нерусских народов России сегодня находится на столь высоком уровне, что ни один народ не согласиться на такой диктат со стороны другого народа.
Опыт показывает, что в условиях России объединяющий принцип должен быть идеологически, этнически и конфессионально нейтральным.
Этот курс – нейтральный, попытку подняться над идеологией, продемонстрировал президент В.Путин, когда в 2000 году наконец утвердил государственную символику России, сказав при этом: “Если мы согласимся с тем, что никак нельзя использовать символы предыдущих эпох, в том числе эпохи советской, то мы тогда должны признать, что целое поколение наших сограждан, наши матери и отцы прожили бесполезную, бессмысленную жизнь, что они прожили эту жизнь напрасно. Я не могу с этим согласиться ни головой, ни сердцем.”
В качестве флага предложен российский трехцветный триколор, которому 300 лет, красное знамя стало официальным знаменем вооруженных сил России, герб – российский двуглавый орел, которому 500 лет, а гимном стала мелодия советского гимна, за которую высказалось большинство населения. И сегодня над символами государства никто не смеется. Может быть, в этом первый шаг к возрождению России, за которым последует принятие такой же нейтральной, но вселяющей гордость государственной идеи. (Учитель читает строки из гимна России). Звучит Гимн России.
В начале урока я сказала, что мы вряд ли придем к окончательному ответу и что это тот случай, когда важен поиск ответа, в то время, когда вся страна находится в поиске. Сегодня в классе прозвучало несколько точек зрения. Теперь я могу открыть вам, в чем я вижу основную задачу этого урока. После него уже ничто не сможет остановить вас в ваших размышлениях. Теперь, кого бы вы не слушали, что бы вы не читали и не смотрели, вы будете относиться ко всему увиденному и услышанному не только эмоционально, но и критически. И примите предложенную гос.идею осознанно. И тогда пророчества итальянца по поводу гибели Российской цивилизации останутся только пророчеством, как и пророчество Шпенглера о закате Европы. Российская цивилизация мобилизуется и найдет в себе силы для нового рассвета.