Мне говорят: “Побереги себя,
Всех не спасешь от бед и не накормишь,
Бессмысленно ко всем бежать на помощь,
На всех смотреть любя”.
Мне говорят: “Чужое не болит,
И за чужих детей мы не в ответе”.
Но разве в мире есть чужие дети?
Но разве в мире есть чужие беды?
И разве стоит по-другому жить?
Ребенок, в отличие от большинства детенышей животного мира, для своего нормального развитие долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но он также нуждается в общении с близким, любящим его человеком. Через это общение и происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность переживать, любить, понимать себя и другого человека, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка, осознании ее смысла.
Но часто и самим родителям нужна поддержка – психологическая и материальная. Для того, чтобы прокормить семью, приходится работать с утра до вечера. Общение с детьми сводится к минимуму, а нередко раздражение из-за накопившихся проблем и неудавшейся жизни проявляется в форме насилия над ребенком, “уходом” в алкоголь, в наркотики. Дети неохотно говорят об этом, стыдятся родителей, а иногда не воспринимают поведение родителей как насилие.
Дети могут жить под одной крышей с родителями, но между ними – пропасть. На такое отношение ребенок может ответить только одним – собственным неблагополучием, которое может проявляться в самых разных формах: детское бродяжничество, наркомания, проституция, воровство. Что же делать нам, взрослым, с детьми, которых уже искалечило наше безрадостное время?
Что делать с семьями, где господствует безнадзорность, с семьями, в которых злоупотребляют алкогольными напитками? Чем может помочь такой неблагополучной семье общеобразовательная школа?
Как правило, в нашей школе знают о таких семьях еще с первого класса: информация поступает от родителей, родительского комитета, такие сведения сообщает медицинский работник школы, который непосредственно с поликлиникой по микрорайону школы. 80% детей, обучающихся в нашей школе, проживают в рабочих общежитиях, поэтому социальные педагоги знают не только неблагополучные семьи детей, уже посещающих школу, но и семьи будущих первоклассников.
Создавая систему помощи детям и подросткам, мы исходили из того, что ребенок нуждается прежде всего в семье. Только семья может создать условия для полноценного развития ребенка, и никакие другие социальные институты не могут заменить ее.
Попытаемся схематически изобразить структуру профилактического взаимодействия в интересах социально-педагогически запущенного ребенка (СПЗр) в нашей школе.
Как видно из схемы, в центре – семья и ребенок, которые находятся под постоянным патронажем классного руководителя и социального педагога. Классный руководитель, психолог, социальный педагог составляют общий план профилактической работы как с самим ребенком, так и с его семьей.
Аня, ученица 8 класса, стала пропускать занятия в школе: сначала 1–2 урока в день, затем 1–2 в неделю. Так как у них сменился классный руководитель, то за первое полугодие у девочки вышло 4 двойки, что выяснилось только уже на малом педагогическом совете. При обследовании Аниной семьи выяснилось: мать вместе с отчимом “ушли” в затяжной запой, более того, в пьяной ссоре мать Ани ударила ножом отчима и сейчас находится под следствием. У Ани есть младший брат Денис, которому исполнилось 7 лет, но он не учится, так как матери некогда оформить его в школу. Со слов заведующей общежитием, дети иногда сидят на одном хлебе. Социальные педагоги совместно с классным руководителем, инспектором ОПДН провели беседу с родителями Ани. Был составлен план профилактической работы. Так как оба родителя не работают, то школа сама обратилась в Службу занятости, где им смогли предложить временное трудоустройство. С Аней были проведены доверительные беседы социальными педагогами. Девочка оттаяла, ожила. Она приходила в кабинет социальных педагогов каждый день просто так. Аня оказалась способной ученицей и смогла до конца учебного года исправить три двойки. Помимо этого для нее и брата через отдел социальной защиты населения (по ходатайству школы) оформлены талоны для бесплатного питания в близлежащей столовой.
Но родителей девочки хватило только до мая – снова запои, драки, безработица. На заседание КДН они не явились, была одна Аня. Так как оба ребенка оказались в трудной жизненной ситуации, на заседании КДН было решено:
- оформить материальную помощь от социальной защиты на социальных педагогов школы в размере 400 рублей, из которых 100 рублей для Аня на получение паспорта, 200 рублей для брата Дениса на учебники для первого класса;
- в течение месяца Аня получила паспорт, и социальные педагоги смогли оформить девочку через службу занятости в трудовой отряд на лето.
Так как в сентябре Ане исполнилось 16 лет, она в виде исключения была трудоустроена на 4 часа в день и переведена в 9 класс вечерней школы. Так была решена материальная проблема и проблема дальнейшего обучения.
С нового учебного года стал первоклассником ее брат Денис. Социальные педагоги обратились за помощью к бабушке по линии матери. За лето она собрала все необходимые документы, за учебники заплатили социальные педагоги, чек на 300 рублей был передан в социальную службу района. Все лето Денис ходил в оздоровительный лагерь при школе как будущий первоклассник. Здесь было организовано бесплатное питание, экскурсии по городу, походы в кино, зоопарк, поездки к озеру. Все это финансировалось за счет спонсоров района. На новогодние каникулы Денис снова едет в городской лагерь на 10 дней и как малообеспеченный ребенок получит новогодний подарок от мэра города. Денису нравится в школе – это показало психологическое тестирование.
Каждый месяц социальные педагоги совместно с инспектором ОПДН проводят рейды в неблагополучные семьи, составляют акты обследования, при необходимости протоколы и вместе в КДН пытаются воздействовать на родителей.
Школа, взаимодействуя с КДН, ОПДН, отделом социальной защиты населения, службой занятости, наркологической и психологической службой района, старается постоянно держать под контролем эти семьи, без назидания и упреков убедить таких родителей в пагубности их образа жизни, обратить их внимание на переживания ребенка; выясняет, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении опыта, условий жизни; предлагает адресную помощь специалистов: посещение нарколога, психиатра, психолога, предлагает переквалифицироваться, если нет возможности устроиться по специальности, встать на биржу труда. Привлекает к организации досуга класса, к совместному активному отдыху (посещение театра, музея, туристической поездке, концертов, коллективного творческого дела).
Такую систему помощи детям из неблагополучных семей мы считаем наиболее эффективной.