Основная задача учебных заведений – подготовка студентов к предстоящей трудовой деятельности. В труде специалиста большое место занимают умения – способность использовать знания в практической деятельности, в изменяющихся условиях. И умения, и навыки формируются в процессе деятельности. Формирование умений происходит в процессе неоднократного выполнения студентами соответствующих заданий, например, рисунков, набросков, эскизов…
Каждый преподаватель имеет право на свой собственный стиль и почерк преподавания. При выборе путей осуществления учебного процесса следует помнить, что нет универсальных методов и приемов обучения, нет сверхэффективного способа, которым можно заменить все остальные. Методы и приемы не могут быть самоцелью. Стремление включить в учебный процесс новые методы и приемы без достаточного на то основания является не чем иным, как педагогической модой.
Российская школа рисунка – наследница лучших достижений мировой художественной культуры прошлого, и современному художнику-педагогу надо знать и умело использовать наиболее эффективные, прогрессивные методы обучения, привнося в них своё, новое. Игнорирование достижений художников прошлого приводит к уничтожению школы, к профанации искусства.
Органическое единство теории и практики способствует активному развитию художника, его творческих способностей. Чем больше у рисовальщика научных знаний, тем совершеннее его оценки действительности, чем богаче уровень технического мастерства, тем выразительнее и ярче продукт его творческой деятельности.
Принцип научности как активный фактор развития творческих способностей заключается, прежде всего, в усвоении системы научных знаний, которые помогает начинающему правильно понять закономерности строения форм природы и явления реальной действительности, а тем самым и овладеть методом реалистического искусства. Это прекрасно понимали уже художники-педагоги Древней Греции, эпохи Возрождения и европейских академий XVII – XIX вв. На дверях Синионской школы рисунка, как утверждают историки, было написано: “Сюда не допускаются люди, не знающие геометрии”; великий художник и педагог английской Академии художеств Джошуа Рейнольдс указывал: “Наше искусство не есть божественный, но оно и не чисто механическое ремесло. Его основание заложен в точных науках”.
Деятельность рисовальщика проходит в решении конкретной задачи, которая вызывает у него эстетические потребности, причем потребности, со стихийной силой ищущие удовлетворения. Решение поставленной задачи приходит легко и просто, когда эта задача не выходит из круга того, что уже не раз решалось и студенту хорошо известно. В этих случаях поставленная задача решается традиционно. Затем наступает момент, когда традиционный опыт оказывается не достаточным, нужны поиски новых путей, гибкость мысли, интуиция. Наступает период постоянных проверок того, что получилось.
Развивать в ученике творческую инициативу можно различными путями. П.П.Чистяков советовал при рисовании с натуры академической постановки внимательно следить за тем, чтобы фигура “была выражена во всех частях правильно, чтобы нигде не фантазировать, а чтобы правильно уловить характерную особенность строения каждой мышцы, которые имеют отклонения “на волосок”, – тут необходимо интуитивное чутьё. В этих случаях чутьё говорит, намекает на ошибку и знает, указывая место, где исправлять”.
Стараясь помочь начинающему художнику познать особенности строения формы головы человека, академическая методика предусматривает целый ряд последовательно усложняющихся учебных задач: рисунок гипсовых голов классического образца (Диадумен, Антиной, Венера, Аполлон, Гаттимелат, Колеон) и, наконец, переход к рисованию живой головы с разными характеристиками (старого, молодого человека, мужчины, женщины). И каждый раз при выполнении учебных заданий начинающий рисовальщик узнаёт новое, учится иначе, профессионально смотреть на лица людей, приобретает навыки в искусстве изображения портрета, иначе говоря, через разные целевые установки приходит к активной творческой деятельности.
Первая, основная методическая установка в учебном рисунке должна исходить от преподавателя. В дальнейшем, при усилении творческой активности рисовальщика, него проявятся свои установки, исходя из которых, он и будет действовать. Они возникнут непроизвольно, по мере решения поставленной задачи и углубления эстетических потребностей.
При выполнении задания “Рисунок фигуры человека в сложном движении на пространственном фоне” студенты должны дать академический рисунок, не только выполненный по всем правилам и законам, но и достаточно выразительный, а этого можно достигнуть только при активной творческой деятельности. Одной учебной установки здесь не достаточно. Чтобы достигнуть успеха, нужна ещё и “активизация всей системы способностей”, “укрепление взаимосвязи всех свойств, необходимых для определённой деятельности, и формирование умения пользоваться ими именно в данной деятельности”, а это студенты могут приобрести с помощью преподавателя, которому необходимо от общих установок перейти к индивидуальным с учётом способностей каждого студента.
Учитывая творческий характер студентов, которые стремятся к тонкому чеканному рисунку и любят рисовать карандашом, педагог обращает их внимание на пластическую характеристику модели, на красоту движения фигуры, на плавность перехода одной формы в другую, которую можно выразительно передать в рисунке с помощью линий; внимание студентов, которые тяготеют к тональному рисунку и предпочитают работать углём, сангиной или соусом, следует обратить внимание на красоту тональных отношений, на эффекты освещения, на контрасты освещённых и теневых границ формы с фоном, что умели хорошо передавать воспитанники старой Академии художеств.
Для активизации творческой деятельности необходимо требовать от каждого студента рисовать сознательно, не допускать механического копирования натуры; творчески использовать научные знания из области перспективы, анатомии, теории теней; рационально использовать рисовальный материал и возможности его тонового и фактурного диапазона.
Каждый учебный рисунок преследует решение определённой задачи, которая при всей целенаправленности установки может иметь несколько решений. С помощью преподавателя студент узнаёт эти варианты решений.
Обучение рисунку проводится на натурном материале в процессе различных видов работы – длительная штудия, быстрые наброски и зарисовки, а также рисование по памяти, по представлению, по воображению.
При творческом восприятии натуры преподаватель должен помочь студентам увидеть в натуре главное, сориентировать их на чувственное, образное восприятие объекта.
В процессе построения изображения нужно учитывать два психологических момента восприятия: восприятие предмета и восприятие изображения. И что самое главное, этими восприятиями нужно руководить, изменять и направлять их.
Мы убеждены, что в творческом рисунке, прежде всего, должно выражаться субъективное отношение художника к действительности; если художник пытается понять объективные закономерности, то он превращается в фотографа, копииста.
Академическая школа не может быть тормозом для развития творческих способностей студентов. На первый курс студент приходит ещё очень беспомощным в искусстве рисунка, мало что знающим, плохо владеющим рисовальным навыком. Только с помощью преподавателя, благодаря умелому методическому руководству, студент начинает приобретать необходимые знания и навыки. Какими бы феноменальными способностями студент не обладал, они не будут развиваться и совершенствоваться сами по себе, без обучения, без целенаправленной деятельности.
Характер творческой активности в процессе обучения рассматривается нами с точки зрения активизации таких художественно-творческих способностей, как умение передать сходство, подметить в натуре характерное, передать материальную основу формы и закономерности её строения – пропорции, анатомическую структуру, фактуру поверхности и т.п.
Такой подход к делу приводит начинающего рисовальщика к необходимости понимать и запоминать академические правила и законы, убеждаться на практике в необходимости этих знаний и навыков.
Полученные знания и навыки не только активизируют творческую деятельность начинающих рисовальщиков, но и помогают приобрести опыт объективной оценки как своей деятельности, так и деятельности товарищей, способствуют формированию собственных критериев художественно-эстетической оценки.
На занятиях рисованием студенты не должны лукавить, выдумывать, сочинять; они должны откликаться своими переживаниями на то, что их волнует в данной натурной постановке, но выражать это в своём рисунке грамотно. Развивающее пространственное и образное мышление во время выполнения учебных заданий заставляет студента по-новому видеть и воспринимать окружающий мир, по-новому его отображать в своих рисунках. Расширение научного кругозора студента позволяет ему смелее и увереннее оперировать имеющимися знаниями, умениями и навыками. Убедительным показателем его творческой работы являются результаты практической деятельности – учебные рисунки.
Конечно, одна наука ещё не решает дела. “Искусство не есть наука, искусство пользуется наукой, искусство должно уметь законы и знания применять к делу, на то оно и есть искусство-умение” (Чистяков П.П.). Более того, “искусство-умение” заключается не только в умении использовать знания, но и в умении пользоваться инструментами и материалами, наиболее эффективными приёмами работы, т. е. владеть мастерством, чему любой студент также может обучиться на занятиях изодеятельностью.
Итак, для активизации творческой активности студентов необходимы, во-первых, анализ и оценка эффективности каждого метода применительно к конкретному содержанию и, во-вторых, использование не отдельного метода или приема, а их определенной совокупности, системы педагогических мер, построенной на основе дидактических принципов и составляющей технологию обучения.