Цели и задачи урока:
- познакомить учащихся со способами изменения давления, с использованием этих способов в природе и в технике;
- создать условия для развития умений анализировать информацию, выстраивать причинно-следственные связи, применять знания в стандартных и в новых ситуациях, переводить невербальную информацию в вербальную, систематизировать информацию в виде схемы; для расширения кругозора и, как следствие, способствовать формированию культуры учебного труда.
Оборудование: таблица “Сравнение дробей” (Рис.1), иллюстрации: интерьер и внешний вид романского и готического храмов, лист растения "виктория круциана", челюсть хищника (крокодила или акулы - кархародона, например), челюсть травоядного (например, гиппопотама), удав (питон, боа), оса, шмель, комар, пчела, изображение лопат прямоугольной и овальной формы, клещи, ножницы, игла, рюкзак и дамская сумочка, туфли на высоком тонком и на низком широком каблуках; волчок с указателем, лист ватмана с размеченными секторами, конверты (по числу вопросов).
Ход урока
Организационный
Учитель приветствует учеников, отмечает в журнале отсутствующих. Учащиеся приветствуют учителя.
Изучение нового материала, создание мотивации
Учитель (демонстрирует иллюстрацию “Лист растения "Виктория круциана"”).
Кто из вас знает, как называется это растение? Чем оно знаменито?
Учащиеся если знают, то отвечают на поставленный вопрос, если дети затрудняются, то учитель отвечает сам.
Учитель: Это растение называется Виктория круциана, из семейства кувшинковых. Ее цветки достигают в диаметре 40 см и в течение жизни несколько раз меняют свою окраску. А еще более удивительны похожие на плотики листья этого растения! Они выдерживают насыпанный песок массой до 50 кг, но если на лист поставить мешок с песком той же массы, то лист деформируется и начинает тонуть [1]. Почему?
Дети высказывают свои версии.
(Если после высказывания разных версий у детей не получается “выйти” на правильный ответ, то следует “подтолкнуть” их мысль в нужном направлении, задав наводящий вопрос).
Насыпанный песок и мешок с песком создают разное давление, т. к. один и тот же вес действует на разную площадь. Т. е. давление можно изменять. Итак, тема нашего урока “Способы изменение давления” (не исключено, что тему сформулируют сами дети).
Целеполагание
Учитель: Что можно узнать по теме урока?
Учащиеся могут предложить следующие вопросы: Как можно изменить давление? Зачем нужно изменять давление? Где можно использовать знания об изменении давления?
Учитель кратко фиксирует вопросы на доске.
Актуализация знаний
Учитель: Сегодня мы будем говорить о способах изменения давления, но сначала давайте вспомним о том, что такое давление.
(Вызывает к доске учеников и вручает им карточки с текстом задания).
Рассказать о физической величине “давление” по обобщенному плану (план ответа приводится в карточке с вопросом).
Изобразить графически силы, действующие на данные тела (чертежи “груз на опоре” и “груз, подвешенный на нити” подготовлены на доске заранее) (Данный вопрос позволяет повторить вопросы “Графическое изображение сил” и “Вес тела”).
Выполнить письменно упр.12 №1.
Проверит консультант…
Ученики слушают отвечающих, рецензируют и оценивают ответы. Учитель при необходимости вмешивается в процесс оценивания.
Объяснение нового
Учитель: Что значит “изменить давление”?
Учащиеся: Увеличить или уменьшить его.
Учитель: Наверное, трудно сразу сказать, какими способами этого можно достичь. Давайте немного отвлечемся от физики и вспомним математику. Посмотрите на плакат “Сравнение дробей” (см. Рис.1) и скажите, какими способами можно увеличить и уменьшить дробь.
Учащиеся выполняют задание.
Учитель: А теперь посмотрите на формулу для вычисления давления…(если дети не догадываются, нужно обратить их внимание на то, что формула для давления представляет собой дробь).
Учащиеся: Чтобы увеличить давление нужно увеличивать силу или уменьшать площадь, на которую действует эта сила, а чтобы уменьшить давление, нужно наоборот, уменьшать силу, или увеличивать площадь.
(Учителю следует поощрить учащихся, которые догадались о способах изменения давления).
Учитель: Как это можно записать в виде конспекта в тетрадях?
(Дети высказывают свои предложения. Если они испытывают затруднения, предложить им свой вариант (см. Рис.2), дети записывают схему в тетрадь).
Экспресс-закрепление
Учитель: Если сила увеличилась в два раза, то давление…
Учащиеся: …увеличилось в два раза.
Учитель: Если площадь увеличилась в 4 раза, то давление…
Учащиеся: … уменьшилось в 4 раза.
Учитель: Если давление увеличилось в 5 раз, то площадь…
Учащиеся: … уменьшилась в 5 раз.
Учитель: Если давление уменьшилось в 2,7 раза, то сила…
Учащиеся: …уменьшилась в 2,7 раза.
Обобщение
Учитель четко по схеме рассказывает о способах изменения давления.
Закрепление
Учитель: Знания о способах изменения давления очень широко используются и в природе и в деятельности человека. Хотите пример? Встаньте, пожалуйста.
Физминутка: предложить детям встать на одну ногу, на обе ноги, встать на цыпочки, взять в руки книгу, положить книгу на место, при этом каждый раз выясняя, что происходит с давлением, которое каждый из них оказывает на пол.
Учитель: Примеров, где используется знание о способах изменения давления, очень много и я предлагаю вам самим выбрать примеры, которые мы будем рассматривать. Правила выбора как в игре “Что? Где? Когда?”.
(Если дети не помнят или не знают правила, то следует объяснить).
Далее дети запускают волчок и отвечают на те вопросы, на которые указал указатель волчка. Учитель по мере необходимости дает пояснения.
Карточки с вопросами:
Вопросы | Пояснения, ответы |
В какой обуви удобнее отправляться в поход? | Иллюстрации: обувь на высоком
узком и широком низком каблуках. Ответ: в обуви на низком каблуке, так как в этом случае вес равномерно распределен по большей площади стопы и давление на стопу меньше, чем в обуви на высоком узком каблуке и ноги устают меньше. |
Какую ручку лучше пришить к рюкзаку? | Реквизит: широкая лямка от
рюкзака и узкий ремешок от дамской сумочки. Ответ: широкую лямку, так как вес рюкзака будет действовать на большую площадь лямки и давление на плечи будет меньше. |
Какой из лопат легче вскапывать грядку? | Иллюстрация: лопаты
прямоугольной и овальной формы. Ответ: лопатой овальной формы, т. к. площадь режущей кромки меньше, то давление на почву можно создавать, действуя меньшей силой. |
Почему ножницы нужно подавать тупыми концами вперед? | Реквизит: ножницы. Ответ: у острых концов ножниц площадь меньше, чем у тупых, поэтому даже небольшим усилием можно создать значительное давление, что может привести к травме. |
По какому признаку объединены эти объекты? | Иллюстрации: игла, клещи, оса,
пчела, шмель, комар. Ответ: из-за маленькой площади поверхности острия можно создавать большое давление, действуя малой силой. |
Юный натуралист нарисовал челюсти крокодила и гиппопотама. Все ли правильно он сделал? | Иллюстрации: челюсти
крокодила и гиппопотама, а подписи к рисункам
прикрепить наоборот (можно использовать
изображения челюстей других хищников и
травоядных, тогда следует внести
соответствующие изменения в формулировку
вопроса). Ответ: У хищников есть клыки, позволяющие им небольшим усилием создавать большое давление на тело жертвы, травоядным такое “приспособление” не нужно. Можно привести такой пример: акулы сжимают свою жертву с силой давления несколько тонн на квадратный сантиметр [2] |
Удав не ядовит, но не менее опасен, чем ядовитые змеи. Почему? | Иллюстрация: удав. Ответ: удав, обвиваясь вокруг тела жертвы, напрягает мышцы (т. е. увеличивает силу) и, таким образом, создает большое давление на нее. [3] |
Какие изменения во внешнем виде храмов произошли и чем это связано? | Иллюстрации: внешний вид и
интерьер романского и готического храмов. Указание: провести предварительную беседу, сначала убедиться в том, что дети правильно определили стили, затем обратить внимание детей на массивные стены и обилие массивных колонн в романском храме и на высокое, ажурное здание храма в готическом стиле. Сказать можно примерно так: С изобретением пороха храмы утратили функцию крепости, поэтому строители стали уделять большее внимание эстетической стороне: храмы стали выше, выглядели ажурными, стали более светлыми и просторными внутри. Не последнюю роль в этом сыграло знание законов физики и, в частности того, о чем мы говорили сегодня на уроке. (После этого прочитать вопрос из карточки). Ответ (все упоминаемые архитектурные детали следует показать на иллюстрациях): Свод обладает не только тяжестью, но и так называемым боковым распором, силой направленной в стороны, стремящейся раздавить, обрушить опоры. Выдержать тяжесть и погасить боковой распор могут очень прочные и толстые стены (романский стиль). Воздушность и сказочность готического собора имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки, ставшей важнейшим достижением готики. Основу каркасной конструкции составляет крестовый нервюрный свод (нервюры - выступающие ребра свода, образующие арки). Нововведение готической архитектуры - последовательное использование стрельчатых арок, обладающих меньшим боковым распором, позволяющих расширить пространство. Рабочей частью архитектуры с нервюрными сводами, фокусирующими давление в определенных точках, становятся опоры, а не стена. Внутри здания это колонны, а снаружи - контрфорсы - вертикальные выступы, увеличивающие его устойчивость. В соборах, где главный неф выше боковых, используются соединительные арки - аркбутаны, которые перебрасывались от свода главного нефа на контрфорсы бокового. Тело здания, скрепленное скелетом из стрельчатого свода, аркбутанов, контрфорсов, опор, стало легким, получило возможность расти вверх (готический стиль - “Устремленные ввысь!”. [4] |
Итог урока
Еще раз вернуться к вопросам целеполагания и ответить на них; объявить и при необходимости прокомментировать оценки за урок (Стоит поощрить положительной оценкой тех, кто давал правильные, полные ответы на вопросы закрепления).
Д/з
Приготовить рассказ по схеме с привлечением примеров из текста § 34, упр. 13 устно, для желающих - выполнить задание 6 или придумать свой вопрос о применении способов изменения давления.
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке и прощается с ними.
Список литературы
1. Большая энциклопедия природы //Жизнь растений. Т.6. - М.: Мир книги, 2002, С.42.
2. В мире дикой природы //Рыбы, карта 4. Изд-во ООО “Интернейшн Мастерс Паблишерс”.
3. Большая энциклопедия природы // Жизнь животных т 1. - М.: Мир книги, 2002. С.180.
4. Новая школьная энциклопедия// Искусство - М.: Росмэн Педагогика-пресс, 2003. С.203, 207.
5. Перышкин А. В. “Физика” 7 класс //Учебник. М.: Дрофа, 2004.