Цели: на основе личностно-ориентированного обучения через наблюдение и анализ иллюстраций и предметов познакомиться с устройством компаса и принципом его работы, на основе практической деятельности научиться ориентироваться по компасу и местным признакам.
Оборудование: индивидуальные компасы, таблица “Ориентирование по местным признакам”, рисунки, карточки со словами “компас”, “Китай”, простейший компас, сделанный руками учителя.
Учебник: Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учебник для 2 кл. нач. шк. в 2-х частях. Ч. 2, с. 74-75.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
1. Вспомните, что такое горизонт. Что такое линия горизонта? Назовите основные стороны горизонта, промежуточные. Скажите, каких сторон не хватает на карточке?
2. Диктант.
Возьмите листочки. От исходной красной точки пройдите 3 шага на запад (1 шаг – 1 клетка), 3 шага на юг, 3 шага на восток, 3 шага снова на юг и 3шага на запад.Что получилось? (5). У кого получилось 5 – тот хорошо знает стороны горизонта.
3. Постановка темы и целей урока
Отгадайте загадку. (Учитель читает загадку о компасе).
Прочитайте тему сегодняшнего урока. Что мы должны будем узнать? Чему научиться?
(Дети сами ставят перед собой цель.)
Сегодня мы отправляемся в школу будущих туристов. Помогать нам будут инструкторы (заранее подготовленные учащиеся).
Класс разбивается на 4 группы. В каждой группе свой инструктор.
4. Работа над новым материалом
1. Подумайте, как пройти через лес и не заблудиться?
Как найти нужный путь и не сбиться с курса в открытом море, когда берегов не видно много дней подряд?
Так что же такое компас? (Вывешивается карточка со словом “компас”). Для чего он нужен? (Компас – это прибор для определения сторон горизонта).
2. Из истории возникновения компаса (рассказ учителя).
Компасом люди начали пользоваться не менее 2,5 тысяч лет назад. Его придумали в Китае. (Вывешивается карточка со словом “Китай”). Древние мастера называли его “ведающий югом”, так как вначале стрелка компаса показывала на юг. На колесницах китайских вельмож устанавливали железные фигурки с вытянутой рукой, которая указывала направление на юг. Первый компас был очень громоздок и не был похож на сегодняшний. И выглядел так: железная стрелка, конец которой намагничивался, укреплялся на пробке, плававшей в сосуде с водой. (Учитель демонстрирует такой простейший компас, сделанный своими руками). Первоначально в компасе было только 4 стороны горизонта. Вспомним их. Потом добавились промежуточные. Какие? Компас поместили в круглую коробку, очень удобную для переноски в любых условиях.
3. Практическая работа в группах.
Рассмотрите компасы, которые лежат у вас на столах. Из чего состоит компас? Рассмотрите рисунки на с.74. Сравните компасы на рисунке и на столе. Далее с правилами работы с компасами группы знакомятся самостоятельно. Инструкторы объясняют и показывают каждому члену группы, учат их определять стороны горизонта по компасу.
Физминутка
4. Задание для каждой группы.
- Определите в классе предметы, которые находятся в северном направлении (для 1-й группы), в западном (для 2-й группы), в южном (для 3-й группы), в восточном (для 4-й группы).
- От каждой группы выходят по одному участнику и с помощью компаса определяют расположение в классе отдельных предметов (кактус, дверь, таблица, раздевалка).
5. Можно ли обойтись в лесу без компаса? (Учитель выслушивает разные мнения детей).
Как быть, если вы заблудились в лесу и не можете воспользоваться компасом? (Надо уметь пользоваться природными “компасами”).
- Работа в группах – чтение и обсуждение статьи учебника (с.75) и анализ рисунок в атласе на с.7.
- Выступления по группам. Как ориентироваться по местным природным признакам?
На доске представлены рисунки. Представители каждой группы рассказывают, показывают по рисункам, как ориентироваться без компаса:
- 1 группа – по ветвям, стволам, коре деревьев ;
- 2 группа – по муравейнику, по мхам и лишайникам ;
- 3 группа – по Солнцу, по Полярной звезде ;
- 4 группа – по годовым кольцам пней, по таянию снега на склонах.
Учитель обобщает: “Можно ли по одному из этих признаков найти правильное направление в лесу? Нет. Если у вас нет компаса, нужно воспользоваться несколькими признаками”.
5. Закрепление изученного через решение задач
- Дети пошли за грибами в лес, расположенный к востоку от своего села. В каком направлении они должны возвращаться домой?
- В каком направлении вы будете возвращаться домой, если из дома вы шли в северном направлении?
- Представим, что во время сбора грибов вы заблудились, однако, помните, что нужно идти на север. На пути встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север?
6. Итог урока
Итак, чем вы можете воспользоваться, если нужно определить стороны горизонта?
Что каждый из вас узнал на уроке нового, чему научился?
Было ли вам интересно?
О чем бы вы еще хотели узнать?