Цели:
- Образовательные: помочь детям усвоить новое понятие «обстоятельство»
- Развивающие: способствовать развитию мышления, памяти, речи, умению сравнивать, анализировать, систематизировать
- Воспитательные: содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение)
Ход урока:
- Организационный момент
- Постановка учебной проблемы
1.) На доске предложения:
Маленькая птичка тихонько стучит в стекло.
Зимняя гостья пожаловала к жилью человека.
Синичка легко переживет холода около людей.
учитель |
ученики |
-Разберите предложения по членам и по частям речи. Стрелками укажите связь между словами. Надпишите над словами вопросы. | Испытывают затруднения при
работе со словами тихонько, в стекло, к жилью,
легко. (Одни не выполнили
задание, другие подчеркнули как дополнение,
третьи, самые любознательные, заглянув дома: «А
какую тему будем проходить дальше?», подчеркнули
правильно). (Один ученик у доски, по одному предложению, другие на местах выполняют задание). |
-У всех так выполнено? У кого какие варианты? Мнения? | |
-Задание было
одно, а выполнили вы его по-разному. -Чего же мы не знаем? -Какой возникает вопрос? |
-Какой это член предложения? |
- Поиск решения проблемы
-Есть какие-то предложения для ответа на этот вопрос? | -Мы не встречали члены предложения, которые бы отвечали на вопросы: куда? как? |
-Давайте проведем
исследование -Если бы было подлежащее, то… |
Подлежащее: -главный член предложения; -обозначает предмет; -отвечает на вопросы: кто? что?; -в предложении выражено именем существительным или местоимением; -подчеркиваем «????» |
-Если бы было сказуемое, то… | Сказуемое: -главный член предложения; -обозначает действие; -отвечает на вопрос: что делать?; -в предложении выражено глаголом; -подчеркиваем «====» |
-Если бы было определение, то… | Определение: -второстепенный член предложения; -обозначает признак предмета; -отвечает на вопросы: какой? какая?… -в предложение выражается прилагательным; -подчеркиваем «~~~~» |
- Если бы было дополнение, то… | Дополнение: -второстепенный член предложения; -обозначает предмет; -отвечает на вопросы косвенных падежей; -в предложении выражено именем существительным; -подчеркиваем «– – – » |
-О чем мы хотели узнать в начале урока? | -Каким членом предложения являются слова: тихонько, в стекло, к жилью, легко? |
-Давайте
понаблюдаем -Что же мы знали об этих словах? |
-Это
второстепенные члены предложения. -Это наречия и имена существительные. -Отвечают на вопросы: как? куда? -Обозначают способ и место действия. |
-О чем мы хотели
узнать? Итак: второстепенный член предложения, который обозначает способ и место действия, отвечает на вопросы: куда? как? и в предложении бывает наречием или именем существительным называется обстоятельство -Какая тема нашего урока? |
-Обстоятельство |
2.) Чтения правила по учебнику.
-Сравните то, что на доске и то, что в учебнике.
-Какие будут добавления?
На доске. Обстоятельство
- второстепенный член предложения;
- способ и место действия;
- как? куда? где? откуда? когда?
- наречие, имя существительное
- обозначаем: «???????»
- Первичное закрепление
Работа в парах
-Выбрать предложения из упражнений со страниц 16-17 учебника и записать в тетрадях.
1) •••••••••• •••••••••• ===== ~~~~ ———.
2) ·····•···· ===== ••••••••• ~~~~ ———.
3) •••••••••• ===== ——— – – – –.
4) ——— •••••••••• ===== ~~~~ – – – –.
Возможные варианты:
С неба вдруг посыпалась снежная крупа.
Ночью ворвался в город северный ветер.
Сильно дрожали стекла окон.
Небеса неугомонно сеяли мелкий снег.
V. Итог урока
- Какая тема урока?
- Что же такое обстоятельство?
VI. Домашнее задание
- Составить предложение:
~~~~~ ––––– ===== – – – – –.
Литература
1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. Пособие для учителей. – М., 2002.