Урок русского языка в 4-м классе "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Образовательные: помочь детям усвоить новое понятие «обстоятельство»
  2. Развивающие: способствовать развитию мышления, памяти, речи, умению сравнивать, анализировать, систематизировать
  3. Воспитательные: содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»; способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение)

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка учебной проблемы

1.) На доске предложения:

Маленькая птичка тихонько стучит в стекло.

Зимняя гостья пожаловала к жилью человека.

Синичка легко переживет холода около людей.

учитель

ученики

-Разберите предложения по членам и по частям речи. Стрелками укажите связь между словами. Надпишите над словами вопросы. Испытывают затруднения при работе со словами тихонько, в стекло, к жилью, легко. (Одни не выполнили задание, другие подчеркнули как дополнение, третьи, самые любознательные, заглянув дома: «А какую тему будем проходить дальше?», подчеркнули правильно).

(Один ученик у доски, по одному предложению, другие на местах выполняют задание).

-У всех так выполнено? У кого какие варианты? Мнения?  
-Задание было одно, а выполнили вы его по-разному.

-Чего же мы не знаем?

-Какой возникает вопрос?

-Какой это член предложения?

 

  1. Поиск решения проблемы
-Есть какие-то предложения для ответа на этот вопрос? -Мы не встречали члены предложения, которые бы отвечали на вопросы: куда? как?
-Давайте проведем исследование

-Если бы было подлежащее, то…

Подлежащее:

-главный член предложения;

-обозначает предмет;

-отвечает на вопросы: кто? что?;

-в предложении выражено именем существительным или местоимением;

-подчеркиваем «????»

-Если бы было сказуемое, то… Сказуемое:

-главный член предложения;

-обозначает действие;

-отвечает на вопрос: что делать?;

-в предложении выражено глаголом;

-подчеркиваем «====»

-Если бы было определение, то… Определение:

-второстепенный член предложения;

-обозначает признак предмета;

-отвечает на вопросы: какой? какая?…

-в предложение выражается прилагательным;

-подчеркиваем «~~~~»

- Если бы было дополнение, то… Дополнение:

-второстепенный член предложения;

-обозначает предмет;

-отвечает на вопросы косвенных падежей;

-в предложении выражено именем существительным;

-подчеркиваем «– – – »

-О чем мы хотели узнать в начале урока? -Каким членом предложения являются слова: тихонько, в стекло, к жилью, легко?
-Давайте понаблюдаем

-Что же мы знали об этих словах?

-Это второстепенные члены предложения.

-Это наречия и имена существительные.

-Отвечают на вопросы: как? куда?

-Обозначают способ и место действия.

-О чем мы хотели узнать?

Итак: второстепенный член предложения, который обозначает способ и место действия, отвечает на вопросы: куда? как? и в предложении бывает наречием или именем существительным называется обстоятельство

-Какая тема нашего урока?

 

 

 

 

 

-Обстоятельство

2.) Чтения правила по учебнику.

-Сравните то, что на доске и то, что в учебнике.

-Какие будут добавления?

На доске. Обстоятельство

  • второстепенный член предложения;
  • способ и место действия;
  • как? куда? где? откуда? когда?
  • наречие, имя существительное
  • обозначаем: «???????»
  1. Первичное закрепление

Работа в парах

-Выбрать предложения из упражнений со страниц 16-17 учебника и записать в тетрадях.

1) •••••••••• •••••••••• ===== ~~~~ ———.

2) ·····•···· ===== ••••••••• ~~~~ ———.

3) •••••••••• ===== ——— – – – –.

4) ——— •••••••••• ===== ~~~~ – – – –.

Возможные варианты:

С неба вдруг посыпалась снежная крупа.

Ночью ворвался в город северный ветер.

Сильно дрожали стекла окон.

Небеса неугомонно сеяли мелкий снег.

V. Итог урока

- Какая тема урока?

- Что же такое обстоятельство?

VI. Домашнее задание

- Составить предложение:

~~~~~ ––––– ===== – – – – –.

Литература

1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками. Пособие для учителей. – М., 2002.