Комплексное занятие для детей подготовительной логопедической группы "Путешествие на остров"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: формирование основ экологических знаний.

Задачи:

  • формировать представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, закреплять представления об обитателях водной среды;
  • развивать у детей способность анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • познакомить детей со способами первичной очистки воды, используя подручный материал;
  • формировать умение применять на практике полученные знания;
  • развивать умение составлять связный рассказ по серии сюжетных картин;
  • поощрять использование различных видов техники рисования.

Материалы и оборудование: глобус, карта-схема, набор сюжетных картинок, цветные мелки, схема водоема, дорожная сумка, аптечка, оборудование для опытов, фонограмма шума моря из аудиосборника “Звуки природы”.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 часть.

На столе глобус с красным флажком.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в путешествие на корабле. Куда бы вы хотели поехать? Давайте посмотрим на глобус и выберем (дети подходят к глобусу, выбирают место, замечают красный флажок). А почему здесь красный флажок? Как вы думаете, что обозначает красный цвет?

Дети: Это цвет опасности. Наверное, там что-то случилось.

Воспитатель: Я предлагаю отправиться на этот остров, узнать, что случилось и попробовать помочь. Но, отправляясь в дальнее путешествие, необходимо взять с собой нужные вещи. Что мы возьмем с собой в дорогу? Подумайте, выберите самое необходимое и сложите в дорожную сумку.

Дети подходят к столу, на котором разложены различные предметы: игрушки, аптечка, школьные принадлежности, компас, карта, спортивный инвентарь и т.д.; выбирают необходимые, на их взгляд, предметы и обосновывают свой выбор.

Воспитатель: Ну что, все готовы? Поднимайтесь на корабль. Давайте скажем волшебные слова.

Все: Раз, два, три – наш корабль вперед лети! (Дети поднимаются на корабль, звучит фонограмма со звуками шума моря.)

2 часть.

Открывается занавес. На импровизированном острове растет пальма, под скалой лежит бутылка, повсюду мусор.

Воспитатель: Кажется, мы прибыли на место. Какой странный остров! Вы что-нибудь слышите? Птицы не поют, никого не видно и грязно кругом. Что же здесь случилось? Вы не видите никаких знаков? Может быть местные жители оставили нам какое-нибудь сообщение ( дети находят записку). Здесь всего одно слово, прочтите его.

Дети (читают): Помогите.

Воспитатель: Здесь какая-то карта. Интересно, что она обозначает? Давайте пройдем по этому маршруту и узнаем (под скалой дети находят конверт с рисунками). Наверно, местные жители хотят сообщить в этих рисунках о том, что случилось (см. рис. 1–5). Давайте попробуем разобраться.

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

Дети восстанавливают последовательность событий и составляют связный рассказ.

Воспитатель: Теперь мы знаем, что случилось. Давайте подумаем, как мы можем помочь, что нужно сделать?

Дети: Собрать мусор, полить цветы (собирают мусор).

Воспитатель: Молодцы, ребята, порядок навели, а почему вы цветы не полили?

Дети: У нас воды нет, а в водоеме вода грязная.

Воспитатель: Сейчас мы попробуем очистить воду.

3 часть. Практическая.

Воспитатель: При помощи чего мы очищаем дома водопроводную воду? (При помощи фильтра.) А как в природе происходит очищение воды? ( При помощи песка, камней.) В этом водоеме очень грязная вода. Давайте посмотрим в нашей дорожной сумке, чем еще мы сможем воспользоваться для изготовления фильтра.

  1. Фильтр из песка и мелкого гравия. Песок и гравий насыпают слоями в половину пластиковой бутылки, ее верхнюю узкую часть.
  2. Фильтр из многослойного бинта и кусочка ваты.
  3. Многослойный фильтр: слой ваты, затем бинт, сложенный в 7–8 раз, далее песок и гравий.

Дети пропускают воду через каждый из фильтров, сравнивают полученные результаты, выявляя, какой из фильтров лучше очищает воду. Затем проводят сравнение воды, очищенной во время опыта, с водопроводной водой и делают вывод.

Воспитатель: Конечно, пить эту воду нельзя. Нужна дополнительная промышленная очистка или очистка при помощи специального фильтра, но цветы полить ей мы можем. (Дети поливают растения.) Интересно, откуда взялась вода в водоеме? Где-то должен быть источник. Помните? На картинках было нарисовано, что пираты его засыпали.

Дети ищут источник и очищают его; во время работы раздается пение птиц – фонограмма.

4 часть.

Воспитатель: Ребята, послушайте, птицы вернулись. Как вы думаете, почему?

Дети: Мы собрали мусор, расчистили источник – родничок.

Воспитатель: Какие еще условия нужны птицам, животным и растениям для жизни? (Свет, тепло, вода, корм).
Все ли условия есть на острове? (Да)
Посмотрите, вот еще один водоем, но почему-то он пустой. Давайте заселим его животными и растениями.

Подходят к мольберту на котором расположены листы голубой бумаги с изображением морского дна.

Воспитатель: В качестве шаблона можете использовать свои ладони.

Дети рисуют мелками, принимая за основу свою ладонь.

Воспитатель: Кого вы поселили в этот водоем? (Лебедей, медуз, рыб и др.)
Как вы думаете, зависят ли обитатели друг от друга и как? Составьте цепочку взаимосвязи (см. рис 6).

Во время работы появляются аборигены, осматривают остров, источник, удивляются.

Аборигены: Как вам удалось исправить то, что натворили на нашем острове эти ужасные пираты?

Дети рассказывают и показывают, что и как они делали. Аборигены благодарят их за помощь.

Воспитатель: Ну что ж, нам пора возвращаться. Поднимайтесь на корабль. Давайте попрощаемся с островом и его жителями, скажем волшебные слова: “ Раз, два, три – наш корабль домой лети”.

5 часть. Итог.

Воспитатель: Вот мы и дома. Как вы думаете, удалось ли нам помочь жителям острова? Чему вы научились во время путешествия? Что нового узнали? Посмотрите на глобус. Можем ли мы снять красный флажок? Почему?

Выслушивает ответы и рассуждения детей.

Воспитатель: Я думаю, что теперь вы настоящая команда спасателей, и если где-то случится беда, мы снова придем на помощь ...

Детям вручаются кепки с логотипом “Спасатель”.

Приложение

Примечание. Данное занятие является итоговым и предполагает наличие у детей необходимых знаний, умений и навыков по следующим разделам: “Экология”, “Развитие речи”, “Изобразительная деятельность”. Занятие можно провести двумя частями, выделив экспериментальную часть в отдельное занятие.