Цель: формирование основ экологических знаний.
Задачи:
- формировать представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания, закреплять представления об обитателях водной среды;
- развивать у детей способность анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
- познакомить детей со способами первичной очистки воды, используя подручный материал;
- формировать умение применять на практике полученные знания;
- развивать умение составлять связный рассказ по серии сюжетных картин;
- поощрять использование различных видов техники рисования.
Материалы и оборудование: глобус, карта-схема, набор сюжетных картинок, цветные мелки, схема водоема, дорожная сумка, аптечка, оборудование для опытов, фонограмма шума моря из аудиосборника “Звуки природы”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 часть.
На столе глобус с красным флажком.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Тогда я приглашаю вас в путешествие на корабле. Куда бы вы хотели поехать? Давайте посмотрим на глобус и выберем (дети подходят к глобусу, выбирают место, замечают красный флажок). А почему здесь красный флажок? Как вы думаете, что обозначает красный цвет?
Дети: Это цвет опасности. Наверное, там что-то случилось.
Воспитатель: Я предлагаю отправиться на этот остров, узнать, что случилось и попробовать помочь. Но, отправляясь в дальнее путешествие, необходимо взять с собой нужные вещи. Что мы возьмем с собой в дорогу? Подумайте, выберите самое необходимое и сложите в дорожную сумку.
Дети подходят к столу, на котором разложены различные предметы: игрушки, аптечка, школьные принадлежности, компас, карта, спортивный инвентарь и т.д.; выбирают необходимые, на их взгляд, предметы и обосновывают свой выбор.
Воспитатель: Ну что, все готовы? Поднимайтесь на корабль. Давайте скажем волшебные слова.
Все: Раз, два, три – наш корабль вперед лети! (Дети поднимаются на корабль, звучит фонограмма со звуками шума моря.)
2 часть.
Открывается занавес. На импровизированном острове растет пальма, под скалой лежит бутылка, повсюду мусор.
Воспитатель: Кажется, мы прибыли на место. Какой странный остров! Вы что-нибудь слышите? Птицы не поют, никого не видно и грязно кругом. Что же здесь случилось? Вы не видите никаких знаков? Может быть местные жители оставили нам какое-нибудь сообщение ( дети находят записку). Здесь всего одно слово, прочтите его.
Дети (читают): Помогите.
Воспитатель: Здесь какая-то карта. Интересно, что она обозначает? Давайте пройдем по этому маршруту и узнаем (под скалой дети находят конверт с рисунками). Наверно, местные жители хотят сообщить в этих рисунках о том, что случилось (см. рис. 1–5). Давайте попробуем разобраться.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Дети восстанавливают последовательность событий и составляют связный рассказ.
Воспитатель: Теперь мы знаем, что случилось. Давайте подумаем, как мы можем помочь, что нужно сделать?
Дети: Собрать мусор, полить цветы (собирают мусор).
Воспитатель: Молодцы, ребята, порядок навели, а почему вы цветы не полили?
Дети: У нас воды нет, а в водоеме вода грязная.
Воспитатель: Сейчас мы попробуем очистить воду.
3 часть. Практическая.
Воспитатель: При помощи чего мы очищаем дома водопроводную воду? (При помощи фильтра.) А как в природе происходит очищение воды? ( При помощи песка, камней.) В этом водоеме очень грязная вода. Давайте посмотрим в нашей дорожной сумке, чем еще мы сможем воспользоваться для изготовления фильтра.
- Фильтр из песка и мелкого гравия. Песок и гравий насыпают слоями в половину пластиковой бутылки, ее верхнюю узкую часть.
- Фильтр из многослойного бинта и кусочка ваты.
- Многослойный фильтр: слой ваты, затем бинт, сложенный в 7–8 раз, далее песок и гравий.
Дети пропускают воду через каждый из фильтров, сравнивают полученные результаты, выявляя, какой из фильтров лучше очищает воду. Затем проводят сравнение воды, очищенной во время опыта, с водопроводной водой и делают вывод.
Воспитатель: Конечно, пить эту воду нельзя. Нужна дополнительная промышленная очистка или очистка при помощи специального фильтра, но цветы полить ей мы можем. (Дети поливают растения.) Интересно, откуда взялась вода в водоеме? Где-то должен быть источник. Помните? На картинках было нарисовано, что пираты его засыпали.
Дети ищут источник и очищают его; во время работы раздается пение птиц – фонограмма.
4 часть.
Воспитатель: Ребята, послушайте, птицы вернулись. Как вы думаете, почему?
Дети: Мы собрали мусор, расчистили источник – родничок.
Воспитатель: Какие еще условия нужны
птицам, животным и растениям для жизни? (Свет,
тепло, вода, корм).
Все ли условия есть на острове? (Да)
Посмотрите, вот еще один водоем, но почему-то он
пустой. Давайте заселим его животными и
растениями.
Подходят к мольберту на котором расположены листы голубой бумаги с изображением морского дна.
Воспитатель: В качестве шаблона можете использовать свои ладони.
Дети рисуют мелками, принимая за основу свою ладонь.
Воспитатель: Кого вы поселили в этот водоем?
(Лебедей, медуз, рыб и др.)
Как вы думаете, зависят ли обитатели друг от
друга и как? Составьте цепочку взаимосвязи (см. рис
6).
Во время работы появляются аборигены, осматривают остров, источник, удивляются.
Аборигены: Как вам удалось исправить то, что натворили на нашем острове эти ужасные пираты?
Дети рассказывают и показывают, что и как они делали. Аборигены благодарят их за помощь.
Воспитатель: Ну что ж, нам пора возвращаться. Поднимайтесь на корабль. Давайте попрощаемся с островом и его жителями, скажем волшебные слова: “ Раз, два, три – наш корабль домой лети”.
5 часть. Итог.
Воспитатель: Вот мы и дома. Как вы думаете, удалось ли нам помочь жителям острова? Чему вы научились во время путешествия? Что нового узнали? Посмотрите на глобус. Можем ли мы снять красный флажок? Почему?
Выслушивает ответы и рассуждения детей.
Воспитатель: Я думаю, что теперь вы настоящая команда спасателей, и если где-то случится беда, мы снова придем на помощь ...
Детям вручаются кепки с логотипом “Спасатель”.
Примечание. Данное занятие является итоговым и предполагает наличие у детей необходимых знаний, умений и навыков по следующим разделам: “Экология”, “Развитие речи”, “Изобразительная деятельность”. Занятие можно провести двумя частями, выделив экспериментальную часть в отдельное занятие.