Проект комплексного занятия по окружающему миру "Путешествие вокруг стола" (из серии "Волшебная кухня")

Разделы: Работа с дошкольниками


Таблица 1

Ход занятия.

Воспитатель вместе с детьми встречает гостей у входа в группу. В руках каравай хлеба, который ни предлагают гостям попробовать. После этого воспитатель обращается к детям.

1 часть. В каждой стране, в любом уголке мира, есть блюдо, которое едят только там. Но есть один продукт, который едят люди независимо от того, где они живут. Какой это продукт? (Хлеб). Правильно. Не зря мы встречали гостей хлебом - солью. У многих народов есть такой обычай: если гость отведал хлеб, значит с добром в дом пришел. [2]

2 часть. Хлеб-то едят все, но каждый готовит его по-своему. Чтобы вспомнить хлебные изделия, мы поиграем в игру, которая так и называется “Хлебобулочное изделие”. Очень хорошо, если вы знаете, в какой стране или какой народ его ест. Каждый будет называть, а за правильный ответ будет получать баранку. Давайте проверим, кто у нас знаток хлеба. (Дети называют ос/б изделия)

3 часть. От такого обилия хлеба и сдобы хочется налить ароматного чая и попробовать что-нибудь вкусненькое. Но мы знаем очень хорошо пословицу о хлебе “ Хочешь есть калачи, не сиди на печи”.[5] Мы и не собираемся сидеть, а сами приготовим себе угощение. Подходите к столам, будем формочками делать печение. Тесто мы уже умеем заводить, а сегодня попробуем его раскатать. Что для раскатки теста нужно? Для чего нужны формочки? (Дети под руководством воспитателя раскатывают тесто и формочками выдавливают печенье).

4 часть. По ходу работы воспитатель проводит хлебную викторину, задавая вопросы:

1) Какое блюдо Буратино заказал в харчевне “Три пескаря”? (Три корочки хлеба)

2) Какой хоровод водят вокруг именинника? (Каравай)

3) Что на сковороду наливают, да вчетверо сгибают? (Блины)

4) В какой сказке мы встречаемся с хлебом, едой? (“Маша и медведи”, “Колобок”, “Колосок”, “Крылатый, мохнатый, да масляный”)

После работы дежурные убирают рабочие места, дети идут мыть руки и снимают фартуки. А воспитатель обращает внимание гостей на выставку “Хлебный пир”, рассказывая, кто принимал участие в ней, к какой национальной кухне блюдо относиться.

(Физкультминутка под музыку “Шумелки”).

5 часть. Пока печется наше печенье, послушайте такую историю о том, как появилась первая лепешка. А делали ее из злаковых семян, которые люди собирали много-много лет назад. Какие мы уже знаем зерновые злаки (рожь, пшеница, овес, кукуруза, ячмень, рис). Сначала люди эти зерна жевали, чтобы получить необходимую энергию. Потом стали измельчать зерна при помощи двух камней, растирая их в муку, смешивали с водой, покрывая горячей золой и пекли на раскаленных камнях. [6]

а) Давайте пройдем в нашу минилабораторию и сами попытаемся растереть зерна. Для этого мы возьмем не камни, а ступку (дети кладут зерна в ступку и растирают их). Что получается из зерен ? (Мука) Много таким способом муки вышло? (Нет) Удобный это способ? (Очень трудно и неудобно) Посмотрите, как я справляюсь с этим заданием (закладываю зерна в кофемолку и включаю). Много времени я затратила? Конечно, наши мамы муку не делают из зерен, а покупают в магазине, но об этом в следующий раз.

б) Следующий опыт: на столе два стакана с водой. Опустим в один зерна, а в другой муку. Что стало с зернами? (Утонули) Почему мука не тонет? (Мельче зерен, впитывает воду)

в) А чтобы внимательно рассмотреть зерна, что нужно? (Лупа) Посмотрите через лупу на каждое зернышко. Опишите их. (Дети называют сходства и различия) Чем они похожи и чем различаются?

6 часть. Мы сегодня очень хорошо поработали. И печенье наше уже готово, можно мыть руки и садиться за стол. (Дети садятся за накрытый стол) Как вы считаете кто у нас знаток хлеба? У кого очень красивое и аккуратное печение получилось, кто лучший кулинар? Кто самое интересное описание дал зернам? Кто был сообразительнее в хлебной викторине? По мере высказывания детей воспитатель дает отличившимся детям карточки-барсетки. После этого дети и взрослые пьют чай с печеньем. Воспитатель спрашивает, как дети после этого занятия будут относиться к хлебу? Будут ли они помогать родителям в приготовлении сдобы и т.д.

Список литературы.

1. Большая Советская Энциклопедия Гл. ред. A.M. Прохоров. Т.9., 28., М., “Советская Энциклопедия”, 1985
2. Виноградов Н.Ф., Куликова Т.А. “Дети, взрослые и мир вокруг” М., Просвещение 1993
3. Дитрих А.К., Юрмин Г.А. Комурникова Р.В. Д.49 Почемучка. - М.: Педагогика 1991
4. Доровский А.И. “Сто советов по развитию одаренности детей”. М., 1997
5. Круглов Ю.Г. “Русские народные загадки, пословици, поговорки”. М., 1990
6. Ликум А. “Все об всем”. Популярная энциклопедия для детей. Т.1. “Слово”., 1993
7. “Обруч”. Дошкольное и начальное образование №5. 2002 “Хлебный аукцион”, “Праздник булочки и пирожка” №4. 2001 “Повара и поворята”, №6 1997. Проект “Хлеб”.

Приложения:

Справка

Анкета для родителей и сотрудников детского сада

Обращение к родителям данной группы

Фотографии