Родительское собрание на данную тему является одним из основных звеньев в цепи воспитательных бесед с родителями. В настоящее время такие беседы являются профилактической работой по борьбе с правонарушениями подростков и заражению СПИДом. Классный руководитель должен объяснять родителям, что в настоящее время тяжело приходится не только им, но и детям, которым сложнее сделать правильный выбор и принять правильное решение; что необходимо не просто жить рядом с детьми, а передавать свой нравственный опыт, быть другом своего ребенка, наставником и помогать в дальнейшем создавать и строить свое счастье, чтобы в дальнейшем родители помогали детям создавать крепкие, морально устойчивые семьи, в которых росло бы счастливое и здоровое поколение.
А.С. Макаренко сказал, что научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать человека так, чтобы он был счастлив, можно и необходимо.
Многое, конечно, зависит не только от нас, но и родители должны честно сказать себе, что они сделали всё возможное, всё, что зависит от них.
По-разному относятся и решают этот трудный вечный вопрос родители. Для одних это вообще “запретная зона”, они боятся юношеской любви, считая, что еще рано и поговорить обо всем можно и потом: “Какая там еще любовь?! В этом возрасте!”
У настоящего поколения нет “порога разрешенности”, теперь невозможно предсказать, когда дети преподнесут ошеломляющую новость, но постараться предотвратить можно.
Родители никогда не могут говорить: “Мы не всё знали и ничего. Вырастут и всё узнают”. О том, что молчат родители по таким серьезным вопросам, говорят данные ученых, исследующих вопросы пола. Только 6-7% детей узнают о взаимоотношении полов от родителей, 16-20% - в школе, а остальные из случайных источников: телевидения, на улице, не всегда “чистоплотных” печатных изданий. Не на любой вопрос можно где-то найти исчерпывающий ответ, поэтому часто можно услышать вопросы школьников:
- Мне 14 лет, а ему 20, можно ли нам встречаться?
- Может ли девушка первой признаться в любви?
- Нужно ли отказаться от близости, если любишь?
- Нужно ли скрывать чувство любви? Как быть, если девушка любит юношу, а он не замечает?
- Как отличить любовь от увлечения?
- Ревность – это хорошо или плохо?
- Как быть, если очень некрасива и никому не нравишься?
- Может ли быть любовь из жалости?
- Во сколько лет можно выйти замуж? А не будет ли уже поздно?
Бесчисленное множество таких вопросов заставляет думать о том, что наши дети многого не знают, не могут в силу отсутствия нужного опыта, разобраться в одном из главных для юности вопросов – что это любовь?
Бесспорно, вопрос этот сложный, порой не каждый из родителей может дать исчерпывающий ответ. Ясно одно, что именно семья должна взять на себя функцию подготовки к семейной жизни, ибо только в семье дети смогут пройти наглядно этот жизненный университет человеческих отношений. Но ясно и другое, что вопросы эти родителям надо решать квалифицированно и грамотно. Именно эти вопросы требуют от родителей особого такта, деликатности.
Не объявлять беспощадную войну истинным и кажущимся проявлениям юной влюбленности: "Рано. И думать об этом не смей!"
Но если мы, родители, молчим, то тема любви не перестает от этого звучать. Она звучит везде: в прочитанных книгах, в кино, в телевидении, на уроках литературы. Она звучит в сердцах наших детей.
Родители обязаны понять, сердцем понять, что их ребенок вырос. Пришла их пора, пора любви. Что это естественное влечение дочери к юноше и юноши к девушке не содержит в себе, как правило, ничего дурного, что надо уважать природное детское целомудрие и чистоту.
От эмоциональной культуры родителей, от их чувств, от богатства их душ, способности воспринимать прекрасное зависит очень многое.
Нежность и ласка матери, добрая улыбка отца, широта его интересов, способность уважать людей, считаться с их интересами – все это формирует мир чувств детей, формирует способность любить.
И еще, по мнению, Макаренко, один из самых важных воспитательных моментов в формировании чувств – это пример взаимоотношений отца и матери. Их настоящая любовь, уважение друг к другу, помощь и забота, открыто допустимые проявления нежности и ласки, если это все происходит на глазах детей, серьезные и красивые отношения между мужчиной и женщиной. А также специальный разговор с девочками об их достоинстве, девичьей чести, скромности, целомудрии и т.д. А с мальчиками о мужской чести, гордости, рыцарстве, уважении к представительницам слабого пола и т.д.
Разговор этот надо начинать не тогда, когда дочь или сын влюбились, а чуточку раньше. Да, говорить с детьми в 12-15 лет труднее, но более необходимо, ведь кто кроме родителей найдет такие слова. Кто скажет им, что не каждая девушка и молодой человек, который протянет ей руку, принесет счастье, что следует строго и разумно выбирать, быть осторожным и разборчивым в своем выборе. Кто научит отличать настоящую любовь от мимолетного увлечения, влюбленности. Кто, как не родители, скажут им, что любовь – это ответственность, что любовь – это чувство глубоко интимное, и не стоит выплескивать ее на площадь, когда ходят в обнимку всюду, целуются, афишируя: "Смотрите все, как мы любим друг друга!" Может быть, убеждая других, они хотят убедить себя в этом. А настоящая любовь не терпит посторонних. /Ремарк/.
О любви необходимо говорить самыми прекрасными и возвышенными словами, об этом написано очень много стихов, поэм, романов, и родителям нужно помочь дочери или сыну стать дирижером своих чувств.
Первая любовь – самое чистое, самое дорогое чувство, как правило, носит романтический характер. Поэтому родители должны быть очень чутки, внимательны, мудры. Первая любовь может оставить заметный след в жизни подростка, может быть, это только мечта о любви, как чаще всего и бывает.
Для многих девушек и юношей это не только нежное, чистое чувство, а также проблемы и новые вопросы, чувства ревности, беспокойства, мучительного сомнения в ответном чувстве. И они пытаются решать их, не имея жизненного опыта.
“Что же специально организовывать развитие чувств?” - спросят родители.
Специально, нет! Но надо помочь разобраться во всем ребенку, в этом ваш долг. В водовороте нахлынувших чувств дочь или сын могут утонуть и не выплыть из стремнины.
Разве не случаются разочарования? Случаются. Обнаружив, что предмет любви слишком далек от идеала, они окрашивают всё в чёрные тона. Разочарование может иметь нежелательные последствия: равнодушие, нервные расстройства.
Дочь встретила юношу, который ей понравился, она живет словно зачарованная, и вдруг он с другой. Как она поведет себя? Озлобится? Выплеснет эту озлобленность на всех или “на зло ему пойдет с другим”, первым подвернувшимся? И ведь это зло неизбежно порождает другое!
Или ваш ребенок влюбился, а предмет его обожания идет домой с другим человеком. Трагическое состояние! В этот момент очень нужно крепкое плечо родителей и чуткое понимание. Мягко согрейте его своим теплом, проявите понимание.
Хорошо, если ребенок доверяет вам во всех вопросах, знает, что можно доверить свою тайну, и его не встретят резкими грубыми окриками. Если пытаться проявить твердость, не объясняя ребенку своих мотивов, запретить категорично встречаться с кем-то, то нет гарантии, что они не будут встречаться украдкой. А что потом – скрытость, ложь. При этом родители не могут узнать друга или подругу ребенка, и оказывать влияние на эти отношения. Подчеркиваю, влияние, а не давление. Иначе ребенок может бежать от здравого смысла, осточертелой опеки, вырваться из уютной домашней “клетки” на волю, как птица.
Можно выставить броню запрета. Не выходить из дома и не впускать никого, а потом, столкнувшись с непорядочностью, пошлостью в жизни, наше “стерильное дитя” не обвинит ли нас в том, что не научили противостоять им. И когда человек остается один на один с соблазнами, как он поведет себя, что предпримет?
Лучшим противоядием против пошлых взглядов является чистая первая любовь, это серьезная и большая школа отношений. Первая любовь становится мощным стимулом к проявлению всего лучшего, но при недостатке чувств и опыта ответственности и самоконтроля может оказать сильное влияние на характер.
Именем любви… мать не позволяет дочери быть легкомысленной, унижаться и предостеречь от случайных встреч и праздного любопытства.
И девушкам, и мальчикам нужно рассказать об ответственности за каждый прожитый день, потому что за все приходится платить, причем надо рассказать не два-три раза, а воспитывать каждый день. Если у девочки растрепаны волосы, помята или порвана одежда, то редкая мать не скажет дочери: “Приведи себя в порядок, ведь ты девочка”. Реже, к сожалению, слышишь другое: “Ты груба и не сдержана с людьми, а ведь ты женщина! Кто за что тебя должен полюбить? Ты заносчива со своими товарищами, а ты ведь женщина! Береги свое достоинство, не беги по первому зову – ты женщина, и прекрасная женщина, настоящее сокровище, цени же себя”. Вот что должна слышать подрастающая женщина.
Иногда детская незащищенность девочки, неумение постоять за себя может обернуться насмешкой, неуважением. Учите ребенка держаться с достоинством, вести разговоры, не ломаясь, не кривляясь. Объясните, что естественность, натуральность поведения выглядит со стороны красивее. Поговорите с детьми о будущем, объясняя, что кроме любви, ласки, нежности, есть еще и семейные обязанности, быт. А брак, семья – это очень серьезный шаг.