Тема: Этапы решения задач на ЭВМ. Блок-схемы.
Цели урока: учащиеся должны усвоить с чего начинается решение любой задачи (суть построения моделей), ознакомиться с элементами и правилами составления блок-схем.
Оборудование и материалы:
Плакат “Этапы решения задач на ЭВМ”.
Таблица “Элементы блок-схем”.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
3. Закрепление пройденной темы.
ХОД УРОКА
I. На доске висит плакат “Этапы решения задач на ЭВМ”.
Ребята, мы с вами уже знакомы с понятием алгоритма и умеем составлять их для простейших исполнителей Робот и Чертежник. Наша же с вами задача: при помощи ЭВМ научиться решать более серьезные задачи из различных предметных областей. Хотя раздел алгоритмизации и считается одним из самых трудных школьных разделов информатики, внимательно выслушав материал сегодняшнего урока и усвоив принципиальную схему решения задач на ЭВМ, вы сможете покорить и эту вершину.
II. По схеме объясняется очередность этапов, дети перечерчивают схему в тетрадь. После этого начинается конкретизирование учителем каждого этапа решения задачи с составлением учениками конспекта в тетрадях
Для построения математической модели первое, что нам потребуется, - это математическая постановка задачи. Для этого выясним:
а) что дано – перечисление исходных данных;
б) что требуется – перечисление результатов;
в) Условия допустимости исходных данных.
Во-вторых, необходимо установить все правила и законы для получения нужных результатов (связать исходные данные с результатами).
После построения модели, на следующем этапе, записываем алгоритм решения задачи в виде блок-схемы (наглядное графическое решение задачи). Для этого нам с вами необходимо познакомиться с основными элементами блок-схем.
На доске вывешивается таблица “Элементы блок схем”.
После успешного построения блок-схемы переводим ее на язык программирования. Для нас с вами это школьный алгоритмический язык.
Задача 1. Можно ли при помощи квадратного листа железа заделать пробоину в форме круга в обшивке корабля?
1 Строим математическую модель к задаче:
- исходные данные: R – радиус пробоины, a – длина стороны листа
- результат: “Можно” или “Нельзя”
- условия допустимости исходных данных: а,R >0
- связь между исходными данными и результатом:
при a2R пробоину заделать можно, при a<2R - нельзя.
2. Блок –схема
Для того, чтобы перевести данную блок–схему на язык программирования, нам необходимо сначала изучить соответствующие команды. Этим мы займемся с вами на последующих уроках.
Сейчас же давайте проверим правильность составления схемы. Для этого рассмотрим всевозможные варианты ввода исходных данных. Например,
а= -7 R=4
а= 6 R=4
а= 6 R=2
Вывод: задача решена верно.
III. Подведение итогов урока (Что нового узнали? Теоретическое повторение всего изложенного материала)
Дома: построить математическую модель и блок схему к следующей задаче.
Задача: по катетам прямоугольного треугольника вычислить его площадь и периметр.