“Дети должны жить в мире
красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества”.
В.А.Сухомлинский
Мир младшего школьника – таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх.
Сегодняшние дети – это взрослые XXI века. С детских лет их нужно учить трудной науке – культуре мира, диалогу, сотрудничеству.
Этого можно достичь только в том случае, если обязательным основанием оздоровления современной школы станет правильно организованное воспитание учащихся.
С чего начинается Родина для ребёнка? С родного дома, домашнего очага, его первых друзей. Постепенно понятие “родной дом” расширяется. Это уже и родная улица, детский сад, школа, родной город, позже – Россия, и, наконец, планета Земля – наш общий дом.
Развитие любви и привязанности к малой Родине и служит первой ступенью патриотического воспитания детей начальной школы.
Ш.А.Амонашвили говорил: “На уроках человечности я помогаю детям в силу их возможностей осознать понятия: Родина, патриот, интернационалист, труд, дружба, доброта, борьба со злом”.[1]
В знаменитой книге “Сердце отдаю детям” В.А.Сухомлинский пишет: “Хочется, чтобы дети были путешественниками-открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье”. [2]
Игра для младших школьников – это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчинённое социально значимой идее – успешности общего действия и достижения поставленной цели.
Гуманизация образования, ориентация на развитие личности, поиск новых форм воспитательного воздействия на учащихся во внеклассной работе привели к созданию в школе №1 г.Ковдора в1994 году детской общественной организации “Я, ты, он, она – вместе дружная семья!” по инициативе директора школы Семёновой Ф.И.. Основой деятельности которой является игра-путешествие.
Перед членами организации поставлены конкретные ясные цели:
- Через весёлые и серьёзные мероприятия знакомить детей с Азбукой жизни под девизом: “От простого к сложному”.
- Через поступки и дела во взаимодействии с разнообразными видами деятельности помочь детям в освоении нравственных ценностей, навыков культурного поведения, воспитания честности, чувства товарищества.
- Способствовать патриотическому и гражданско-правовому воспитанию учащихся.
- Стимулировать инициативу, творчество, самовыражение личности.
Каждый член организации имеет право:
- принимать участие во всех внеклассных мероприятиях;
- расширять свой кругозор;
- вносить предложения при подготовке различных мероприятий, праздников, конкурсов, трудовых дел.
В организацию принимают всех желающих из числа учащихся 1-4 классов.
Каждый носит разноцветный галстук, имеет удостоверение.
Рис. 1
Символом организации является разноцветный флаг.
У каждого экипажа своё название, песня, девиз, речёвка.
Девиз организации:
“Я, ты, он, она –
Вместе дружная семья:
Большеглазых, озорных,
Милых, добрых и смешных!”
Члены детской общественной организации следуют таким правилам:
- Люби свой город, область, Родину.
- Береги природу, будь её защитником.
- Будь правдив, не урони чести члена организации, что один не сделает, сделаем вместе.
- Люби песни, танцы, смех. Радость подели на всех.
С 1999 года было решено направить деятельность организации “Я, ты, он, она – вместе дружная семья!” на изучение родного края через игру-путешествие “В дорогу, плаванье, полёт – узнаешь как школа, класс и город живёт” по маршруту “Любовь моя – Ковдор”.
Рис. 2
В последующие годы маршрут видоизменялся, но суть оставалась прежней.
Рис. 3
Игра – путешествие проходит в несколько этапов.
На первом этапе – путешествие по родному городу.
Туда! Туда! Где в Прирубежье,
От мира спрятавшись меж гор,
Где летом солнышку не спится,
Где днём и ночью свет струится,
Живёт уютныё, безмятежный,
К труду и отдыху прилежный
С простым названием – град Ковдор.
(Это отрывок из стихотворения, написанного выпускником нашей школы.)
Главной целью было вызвать интерес к познанию истории своего города, научить беречь и любить его, гордо нести имя ковдорчанина.
Увлекательное путешествие экипажей: “Школяры”, “ЛЕВ” (Легко Если Вместе), “СМиД” (Союз Мальчишек и Девчонок), “Моряки”, “Ну, погоди!”, “Путешественники”, “Алые паруса”, “Улыбка”, “Пилот”, “Надежда”, “Друзья” совершается каждого на своём виде транспорта: на корабле, пешком, на самолёте, на байдарке, верхом на лошадях.
В.А.Сухомлинский говорил: “Мы идём с детьми по родной земле специально для того, чтобы видеть, чувствовать, запоминать, изумляться”. [3]
Нам за партой стало тесно –
Стимул для развития.
До чего же интересно
Совершать открытия!
Мы отчаянный народ
Снаряжаемся в поход.
Экипажи делают остановку на станции “Музейная” в городском краеведческом музее, где знакомятся с прошлым нашего края.
Рис. 4
Далее маршрут их ведёт на станцию “Там, на неведомых дорожках”, где глубже знакомятся с жизнью и бытом коренных жителей края, с фольклором саамов “Семилетний стрелок из лука” и поморов “Сказки Терского берега”. Здесь всех ждёт сюрприз – игра “Счастливый случай”.
Затем вновь отправляются на станцию “Музейная”, чтобы лучше изучить природу Севера.
Проходят маршрутом “Улицы нашего города”, носящие имена замечательных людей. Дети рисуют “портрет” своего дома, улицы для людей, которые ничего не знают о нашем городе. Работники детской библиотеки показывают видеофильм о городе, рассказывают о смелых и отважных людях, именами которых названы улицы.
Дети узнают о “болезнях” города, придумывают “лекарство”, которое “вылечит” город.
На станции “Звёздная” проводится игра “Звёздный час”, где ребятам нужно показать знания о городе, его героях. Побеждает тот, кто более развит интеллектуально, кто сообразителен и имеет острый ум. В финале игры обычно составляют слова из слов “месторождение”, “железная руда”, “полезное ископаемое” и др., так как город Ковдор существует потому, что есть месторождение железной руды и Ковдорский горно-обогатительный комбинат ведёт добычу полезных ископаемых.
Школу с КГОКом объединяет многолетняя дружба. Школа и комбинат были открыты в 1962 году. КГОК шефствует над школой, оказывает большую помощь учителям и ребятам.
Впереди всех зовут огни новой станции “Литературная”. Сочинения, стихи могут служить рекламой для туристов, которые захотят приехать в Ковдор.
Свято храня память о героях Великой Отечественной войны и недавно ушедших из жизни героях Афганистана, Чечни – выпускниках школы, шагаем маршрутом “Никто не забыт, ничто не забыто!”.
Рис. 6
Каждый экипаж выбирает своё направление. Одни встречаются с участниками ВОВ. Другие знакомятся с историей гибели самолёта-разведчика “Дуглас – Бостон” (А-20Ж) Краснознамённого разведывательного Киркенесского авиаполка, памятник которому установлен в Ковдоре. Третьи знакомятся с подвигом Зои Космодемьянской, музей которой по настоящее время существует в школе, где собран великолепный материал, воспитывающий не только любовь к Родине, но и желание стать достойной сменой своих отцов и дедов.
Татьяна Горшкова (ученица нашей школы) написала стихотворение, посвящённое памяти Алексея Толстого, выпускника нашей школы, который погиб в Афганистане.
Он мог бы жить как все, но выбрал путь,
Чтобы другим счастливый мир вернуть,
Чтобы дети не теряли матерей,
Чтобы не знали горя и смертей.
Он клятву перед Родиной сдержал,
Когда народ Афганский защищал.
Но он не умер в памяти людской!
Для нас с тобой он навсегда живой!
По ходу путешествия ведутся записи в бортовых журналах в виде рассказов, рисунков, сочинений, стихов.
Итоги игры-путешествия подводятся на замечательных праздниках, где “славный мудрый царь”, выслушивает своих верных “гонцов”.
Справедливый государь
.........................................
Однажды захотел
Подвести итог всех дел.
Ладно ль в школе или худо
И какие есть там чуда?И гонец ему в ответ:
“Я объехал целый свет.
В первой школе жить не худо,
Есть там всякие чуда.
В этой школе все умны,
В творческих делах сильны.
Лучших я привёз сюда,
Полюбуйтесь, господа!”
Победители получают награды, звучат стихи, которые сочиняют сами участники.
Любимый город.
В изумрудных сопках
Средь синих озёр,
Вознёсся мой город,
Любимый Ковдор.
Хорошие люди в Ковдоре живут,
Руду добывают, слюду достают!
Люблю твои светлые белые ночи,
Багрянец рябин за окошком моим!
Родной мой Ковдор!
Он мне нравится очень
Уже никогда не расстанусь я с ним!
Ира Кузина (член экипажа “Школяры”)
Организуя таким образом воспитательную работу, которая является органическим продолжением работы по патриотическому воспитанию, проводимой через уроки, мы надеемся на воспитание достойных граждан нашего общества, любящих Родину, бережно относящихся к её природным богатствам, стремящихся внести свой вклад в приумножение её богатств.
Литература
- Ш.А.Амонашвили “Как живёте дети?” Москва, Просвещение, 1986 гл. “Школа человечности”, с.137; гл. “Всматриваться в человека как в зеркало”, с.147.
- В.А.Сухомлинский “Сердце отдаю детям”. Минск, “Народная “АСВЕТА”, 1982.
- В.А.Сухомлинский “Как воспитать настоящего человека”. Москва, “Педагогика”, 1990. гл. “Как воспитать чувство преданности социалистической Родине”, с.243.