Предмет – конструирование.
1-ый класс.
Тема урока: Виды прямых линий (вертикальная, горизонтальная, наклонная).
Тип урока – комбинированный.
Вид урока – урок с использованием ИКТ
Место урока в учебном плане – 2-ой урок темы «Точки и линии»
Цель: Познакомить учащихся с различными видами прямых линий по их расположению в пространстве.
Задачи:
- Обучающая: сформировать представление о понятиях «горизонтальная линия», «вертикальная линия», «наклонная линия»; научить различать виды линий;
- Развивающая: развивать внимание, память, графические навыки и логическое мышление;
- Воспитывающая: воспитывать уважение к чужому мнению, толерантность.
Методы: наглядно – иллюстративный, проблемного изложения, репродуктивный.
Оборудование: цветные карандаши, линейка, простой карандаш, тетрадь, компьютеры. Мультимедийный курс «Путешествие в конструирование». Авторы Буримова И.И.,
Пономарева Ж.А., доска, рисунки для логической разминки.
План урока:
1. Организационный момент – 1-2 мин.
2. Логическая разминка – 3-5 мин.
3. Актуализация опорных знаний – 8 мин.
4. Физминутка – 3 мин.
5. Объяснение нового материала – 9 мин.
6. Гимнастика для глаз – 2 мин.
7. Первичное закрепление – 10 мин.
8. Рефлексия (итог урока) – 3-4 мин.
9. Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность их к уроку.
2. Логическая разминка.
А) 10 с смотри на картинку. Нарисуй в тетради то, что запомнил.
Это задание направленно на активизацию внимания и позволяет ребенку включиться в работу.
Б) Не нарушая закономерности, нарисуй недостающий шарик.
Задание продолжает логическую разминку. Его материал активизирует визуальное восприятие детей. Кроме того, оно приводит учащихся к пониманию, что все изображенные фигуры состоят из линий, что является важным фактором для следующего этапа урока.
- Из чего состоят все изображенные фигуры? (Ответы детей: «Из линий».)
3. Актуализация опорных знаний.
Повторение материала, изученного на прошлых уроках.
- Какие виды линий вы знаете? (Ответы детей: «Кривые, прямые, замкнутые, спиральные, незамкнутые, пересекающиеся»). Примеры ответов на доске и в тетради.
- Продолжите фразу: «Любую линию можно провести…(Ответы детей: «…не отрывая карандаша от бумаги»)».
- Следующие несколько заданий мы с вами выполним при помощи компьютера.
(К началу урока учитель заранее подготавливает нужный материал: определяет нужные кадры с заданиями, прописывает путь ученика от содержания до нужного кадра с целью рационального использования рабочего времени)
Дети пересаживаются от рабочего стола за компьютеры. Учитель объясняет путь к заданиям в курсе «Путешествие в конструирование», дети выполняют указания учителя: кадр «Содержание» - кнопка «Фигуры» - заголовок «Плоские геометрические фигуры» - кнопка «Линия» - по правой навигационной стрелке три щелчка. (ПУТЬ: Содержание – Фигуры - Плоские геометрические фигуры – Линия - по правой стрелке 3 щелчка - 2 задания)
Выполняем первое задание (Найди лишнюю линию). При успешном выполнении задания ребенок переходит к следующему кадру с новым заданием (Разбей фигуры на две группы). После выполнения заданий учащиеся возвращаются в кадр «Содержание».
При выполнении заданий ребенок имеет возможность немедленно получить результат своей деятельности (обратная связь) в виде благодарности (при правильном выполнении работы) или установке на вторую попытку (слова «Подумай еще»). Учитель тем временем может контролировать правильность выполнения работы визуально и оценивать ее в журнале.
4. Физминутка.
5. Объяснение нового материала.
На доске изображение цветных линий – кривых и прямых. Лучше, если прямых линий каждого вида учитель изобразит не меньше двух в разных местах доски. Это позволит убедиться, что дети отличают один вид прямых линий от другого при нахождении их на рисунке во время работы с новым материалом.
Проблемная ситуация, при решении которой дети выводят тему урока:
- На какие 2 группы можно разделить все нарисованные линии? (На прямые и кривые)
- С видами каких линий мы уже знакомы? ( Кривых)
- А о каких линиях мы еще мало знаем? (О прямых)
- Сделайте прогноз: чем мы с вами займемся на уроке сегодня? (Видами прямых линий)
- Совершенно верно. Мы познакомимся с различными видами прямых линий по их расположению в пространстве.
Для того, чтобы провести кривую линию нам достаточно… чего? (Карандаша). А чтобы начертить прямую линию достаточно ли одного карандаша?
( Нет. Необходим инструмент - линейка).
Работа детей в тетради:
- Начерти карандашом сверху вниз прямую линию. Эта прямая линия – вертикальная.
Найди на рисунке такую линию.
- Синим карандашом поставь точку слева от линии, а красным – справа. Запомни, где правая сторона, где – левая. Проведи через эти точки вертикальные линии того же цвета.
- Как ты думаешь, сколько вертикальных линий можно провести через одну точку? (Ответ детей: «Одну»)
- Существуют еще линии, которые называются горизонтальными. Они получили свое название от слова «горизонт». Горизонтальная линия проводится слева направо или справа налево.
- Найди на рисунке такую линию. Какого она цвета? (Ответ детей)
- Поставь над ней желтую точку, а под ней – зеленую. Проведи через них еще 2 разноцветные горизонтальные прямые.
- Есть ли еще на нашем рисунке прямые линии? (Ответ детей)
- Какого они цвета? (Ответ детей)
- Они вертикальные или горизонтальные? (Ответ детей)
- Как бы вы их назвали? (Ответ детей: «Наклонные»)
- Прямые не вертикальные и не горизонтальные, а слегка наклоненные, так и называются – наклонные.
- Начерти такие линии у себя в тетради.
6. Гимнастика для глаз.
7. Первичное закрепление.
Для оперативной проверки качества усвоения нового материала учитель прибегает к работе с компьютером, где используемые задания помогают отследить усвоение полученных знаний. Дети же получают возможность на практике применить новые знания.
Учащиеся пересаживаются за компьютеры и по команде учителя начинают работу: «Содержание» - «Плоские геометрические фигуры» - «Линии» - по правой стрелке четыре щелчка. Рассматривание информационных кадров (В зависимости от уровня подготовленности класса можно рассмотреть разное количество информационных кадров - от 1 до 5).
После фронтального разбора информационных кадров учащиеся выполняют три задания: «Раскрасить линии каждого вида в определенный цвет», «Горизонтальными линиями соединить картинки», «Вертикальными линиями соединить картинки». При правильном выполнении последних двух заданий предметы на картинках сближаются (используется анимация), что вызывает большое количество положительных эмоций у детей.
Работа с использованием ММК.
- Обратимся к компьютеру. ПУТЬ: 1 щелчок по правой стрелке – Виды прямых линий.
- Рассмотреть кадры с видами прямых линий. После разбора информационных кадров выполнить задания (3):
- Раскрасить линии каждого вида в определенный цвет.
- Горизонтальными линиями соединить картинки.
- Вертикальными линиями соединить картинки.
8. Рефлексия (Итог урока).
- Сегодня на уроке к своим знаниям мы добавили новые. Какие? (Идет обсуждение.)
- Давайте еще раз вспомним самое главное. (Дети называют виды прямых линий по их расположению в пространстве.)
- Как вы думаете, пригодятся ли эти знания вам в жизни? (Ответы детей)
- У кого были затруднения?
- Удалось ли их преодолеть?
- Чью работу на уроке вы хотите похвалить?
9. Творческое домашнее задание.
Сделать иллюстрацию к любимой сказке, используя изученные виды линий.