ЦЕЛИ:
- обеспечить усвоение учащимися понятия "прямая речь", правил письменного оформления прямой речи;
- воспитание положительного отношения к знаниям;
- развитие приёмов наблюдения.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Введение в тему:
Прочитайте предложения, записанные на доске:
1. Максим Горький писал: “Обогащайте себя
знанием русского языка, читайте больше!”
2. Максим Горький писал, что надо обогащать себя
знанием русского языка и больше читать.
- Сравните предложения. Найдите сходство и различие.
- Кому принадлежат выделенные слова?
- В каком из предложений они переданы точно от имен писателя? (Первое предложение) Запишите его. Это предложение с прямой речью.
III. Работа над темой урока.
1. Тема нашего урока “Прямая речь”. Мы
познакомимся с тем, как строятся предложения с
прямой речью, правилами оформления прямой речи.
2. На сколько частей можно разделить
записанное предложение?
Выделите эти части.
- Какая из двух частей является прямой речью?
- Как можно назвать другую часть? (слова автора)
Запись в тетради:
Ребята, как вы думаете, что такое прямая речь?
3. Вывод:
а) Прямая речь – точно переданная чужая речь от лица того, кто её произнёс;
б) Предложение с прямой речью состоит из двух частей: слов автора и прямой речи.
4. Правила оформления прямой речи (учебник “Русский язык 4 класс” (I –IV), автор А.Полякова, упр.400).
а) Прочитайте данный текст про себя.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: “Отпусти меня.” Волк сказал: “Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.” Белка сказала: “Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.” Волк отпустил белку, она вскочила на дерево и оттуда сказала: “Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.”
(По Л.Н.Толстому)
б) Прочитайте текст по ролям.
в) Назовите тему рассказа, главную мысль, главных
героев.
г) Прочитайте предложения с прямой речью.
- Составление схемы предложения с прямой речью. Знакомство с правилами оформления прямой речи:
- Составление схем к остальным предложениям текста.
д) Прочитайте стихотворение С.Есенина “С добрым утром”, учебник “Живое слово”, 3 класс (I-III), стр.118.
С добрым утром! ccccc Задремали звёзды золотые, Обрядилась ярким перламутром Задрожало зеркало затона, У плетня заросшая крапива Брезжит свет на заводи речные И, качаясь, шепчет шаловливо: И румянит сетку небосклона. “С добрым утром!” Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы.
- Найдите предложения с прямой речью. Составьте схему предложения.
е) Составьте предложения по схеме, где прямая речь используется с вопросительной интонацией.
5. Вывод:
а) Что такое прямая речь?
б) Как оформляется прямая речь на письме?
(После слов автора, перед прямой речью ставится двоеточие (:), а прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы)
IV. Закрепление. Ученикам раздаются листы с текстами для самостоятельной работы разного уровня.
I уровень: Вставьте пропущенные буквы. Выделите знаками препинания прямую речь.
Но отв..тило корыто | ccccc | Поб..жали во всю прыть, |
На Федору я с..рдито! | Чтоб посуду вор..тить | |
И ск..зала кочерга | Эй вы глупые тарелки, | |
Я Федоре не слуга! | Что вы скач..те, как белки? | |
А фарфоровые блюдца | Вам ли б..гать за воротами | |
Над Федорою см..ются | С воробьями ж..лторотыми? | |
Никогда мы, никогда | Вы в канаву уп..дёте, | |
(Не) воротимся сюда! | Вы утон..те в болоте. | |
Тут Федорины к..ты | Не ходите, погодите, | |
Расфуфырили хв..сты | Воротитеся д..мой! |
II уровень:
Задание: выделите знаками препинания прямую речь:
И чайник шепнул утюгу | ccccc | Но блюдце сказало |
Я дальше идти не могу. | Гляди, кто это там позади? | |
И заплакали блюдца | И видят: за ними из тёмного бора | |
Не лучше ль вернуться? | Идёт-ковыляет Федора. | |
И зарыдало корыто | ||
Увы, я разбито, разбито! |
III уровень:
Задание: Поставьте недостающие знаки препинания при оформлении прямой речи.
И сказала скакалка: | ccccc | И сказали блюдца |
Мне Федору жалко. | Надо бы вернуться!” | |
И сказала чашка | И сказали утюги | |
“Ах, она бедняжка! | “Мы Федоре не враги” |
Проверка: Из какого произведения эти отрывки. Кто автор (К.И.Чуковский “Федорино горе”)
1 уровень: проверяется вслух.
2-3 уровень: правильный вариант ответа записан
заранее на доске.
6. Творческая работа. Составить 1-2 предложения с прямой речью или используя слова автора, допишите предложения с прямой речью.
Девочка удивилась: “... ?”
Болельщики прыгали: “... !”
Товарищу возразил: “... .”
7. Проверка.
V. Домашнее задание: Составьте мини-рассказ с использованием предложений с прямой речью “Однажды на прогулке”.
VI. Итог:
- Что такое предложение?
- Из чего состоят предложения с прямой речью?
- Как на письме оформляется прямая речь?