Игра – путь детей к познанию мира, в котором они
живут и который призваны изменить.
А.М. Горький
Цели уроков:
- Привить интерес к экономическим знаниям;
- Развивать творческое (а может, и предпринимательское) мышление;
- Определить предпринимательские способности (профориентация!) у учащихся;
- Применение экономических знаний на практике, смоделированной в игре;
- Организация контроля и взаимоконтроля знаний учащихся;
- Личностное включение в ситуацию на уроке.
I. Урок – зачёт «Интеллектуальный бизнес»
(В течение 3-х четвертей 8-классники изучали основы экономики, поэтому они должны показать свои знания в этой области)
Организация: Класс делится на 2 группы (фирмы).
I этап: а) определение названия своей фирмы;
б) распределение ролей:
– Президент фирмы (общая организация)
– Главный бухгалтер фирмы (будет готовить расчётный счёт фирмы)
– Референт (будет проверять счёт другой фирмы)
II этап: Задание: «В течение 3-х минут написать в своём Счёте-перечне все экономические слова до 5 букв включительно».
На доске: Образец Счёта-перечня:
№ | П Е Р Е Ч Е Н Ь |
П Р И Ё М К А |
1. 2. 3. |
лот клад товар и т.д. Референт ________________ Гл. бухгалтер______________ Президент _______________ |
III этап: Взаимопроверка.
Фирмы обмениваются счетами и в графе «Приёмка» выставляют количество монет.
На доске: Цены:
– слово (экономического характера) = 10 монетам;
– слово (можно отнести и к другим областям) = 5 монетам;
– слово (с ошибкой или к экономике не относящееся) = минус 10 монет (штраф)
– слово (уникальное) = 20 монетам.
В течение этих 3-х минут фирмы могут потребовать объяснить слова, вызывающие сомнения.
Дополнительные вознаграждения и штрафы:
а) Смогли объяснить: + Двойная плата;
б) Не смогли объяснить: – (минус) Двойная плата.
IV этап: Подведение итогов игры:
– Главный бухгалтер подсчитывает общую сумму и минусует подоходный налог (15%);
– Определяется индивидуальная «зар.плата» каждого члена фирмы (в монетах);
– В соответствии с «зар.платой» учитель выставляет оценку каждому ученику за урок.
II. Урок-аукцион
Учащиеся заранее готовят Личные счета по образцу с записью о том, что учитель выдал каждому из них кредит на сумму 2000 монет (см. образец)
Личный счёт
Ф.И.О. ______________________________
№ | Приход | Расход | Остаток | ||
Плата | Сумма | Плата | Сумма | ||
1 | Кредит | 2000 | ––––– | ––––– | 2000 |
На доске:
Закрытый лот = 3000 монет
Полузакрытый лот = 2000 монет Премии за ответы Премии за ответы
Открытый лот = 1000 монет
Штраф (за некорректное поведение) = 200 монет
Стартовая цена = 100 монет
Аукционный шаг = 50 монет
В качестве лотов выступают вопросы экономического характера:
а) открытый лот – учитель произносит вопрос вслух, торги начинаются;
б) полузакрытый лот – вопрос неизвестен, учитель называет лишь тему (Например: «Деньги», «Товар», и т. п.). Вопрос произносится вслух лишь когда лот куплен;
в) закрытый лот – неизвестны ни тема, ни вопрос, пока не куплен лот (т.е. право отвечать).
Купивший лот ставит прочерки в частях «Приход», а в расходной части пишет «Плата за вопрос», указывая сумму, до которой доторговался. В графе «Остаток» – соответственно – остаток. Только после этого отвечает на вопрос. За правильный ответ получает премию и делает соответствующую запись («Премия» и её сумму) в части «Приход». Если вопрос неверен или его нет, то в части «Расход» появляется запись: «Штраф» и «200» (Кстати штраф может получить любой из учащихся за недисциплинированность на уроке). Соседи по парте контролируют и помогают делать записи, т.к. купившие лот или ответившие на вопрос часто волнуются и не могут порой сделать подсчёты и правильные записи.
В конце урока (минут за 5-7 до звонка) те учащиеся, которые имеют в последней записи «Остаток» более 2000 монет, возвращают кредит (делая соответствующую запись в «Расход»), платят налог с дохода (10-15 %), записывая его так же в «Расход».
Те учащиеся, которые после этих расчётов имеют положительный остаток (т.е. прибыль), сдают свои лицевые счета учителю, который выставляет им оценки за урок.
III. Урок – мечта: «Если бы у меня был $ 1 000 000...»
Помимо общих целей для всего цикла уроков, этот урок имеет и другие цели:
– раскрыть понимание своего внутреннего мира и внутреннего мира своих одноклассников;
– вырабатывать умение разбираться в психологии и жизненных установках других людей.
Ход занятия:
I этап: Вопрос (см. тему урока) записывается на доске, предлагается подумать и записать 3 своих ответа (желания) на листочках (подписать фамилии).
Обязательные условия: НЕ ПОДГЛЯДЫВАТЬ, НЕ ОБСУЖДАТЬ.
Затем листочки собираются и перемешиваются.
II этап: «Угадай-ка». Зачитываются вслух ответы, а учащиеся пытаются угадать, кто их написал. При этом учитель читает все ответы или в мужском, или в женском роде.
Этот этап урока важен в психологическом плане – см. цели урока.
III этап: Подведение итогов. Учащиеся высказываются по поводу ответов (желаний) своих одноклассников и в целом всего класса.
В каждом классе обязательно есть ребята, которые «тратят» этот мифический миллион долларов не только на удовлетворение своих потребностей, но и думают о здоровье и благополучии своих родных, о развитии бизнеса и экономики страны в целом, а также (это учитель особо выделяет) – о благотворительной деятельности.
Разговор в итоге получается серьёзным и поучительным.
IV. Урок – перспектива: «Профессия – предприниматель»
На доске:
- Кто такой предприниматель?
- Чем отличается предприниматель от других людей?
- Смог бы я стать предпринимателем?
Ход обсуждения.
1. Учитель предлагает учащимся высказаться по 1-му вопросу. На доске записываются предложенные версии.
Дополнительные вопросы к обсуждению:
– Когда (при каких обстоятельствах) возникает предпринимательство?
– Возможно ли предпринимательство при общественной собственности?
2. Обсуждение 2-го вопроса.
3. «Подведём итоги сказанному сегодня на уроке». Общими усилиями формулируется следующее (примерно): «Новатор, способный найти новое эффективное решение различных проблем – это и есть предприниматель».
4. Оценка личных предпринимательских способностей (учитель проводит какой-либо тест типа «Предприимчивый ли ты человек?» Я использовал тест из вкладыша «Открытый урок» к «Учительской газете» за 28 ноября 1995 г.)
5. Домашнее задание:
Микросочинение «Что бы я сделал, став предпринимателем?»
Примерный план сочинения (объём не менее листа):
1) Каким бы делом я занялся и почему?
2) Как бы я набрал помощников, персонал? Кого из своих друзей или родственников я бы привлёк к своему делу и в каком качестве?
3) Как бы я распорядился своими первыми крупными доходами?
V. Урок – реализация «Рекламная деятельность»
Весь урок строится на реализации домашнего задания (оно даётся за неделю до этого).
1-е задание: Класс делится на 2-3 группы (фирмы). Продумать своё название и какие товары или услуги фирма может предложить населению.
2-е задание: Подумать над вопросами:
– Зачем нужна реклама?
– Что такое рациональная или эмоциональная реклама (привести примеры)?
3-е задание: а) Примеры неудачной, неуместной рекламы. Объяснить, почему вы так считаете.
б) Примеры удачной рекламы. В чём её интересная находка, идея?
в) Каким требованиям должна отвечать реклама, чтобы быть эффективной? Какие цели она должна преследовать?
4-е задание: а) Создать рекламу своей фирме, продукции или услугам (см. 1-е задание), которую вы поместите в газете. Выполнить в двухцветном варианте на альбомном листе (формат А4).
б) Создать рекламу-видеоклип (в виде сценки).
5-е задание: Найти примеры необычных, забавных реклам, которые вызвали у вас смех или своим остроумием, или явной глупостью.
Подведение итогов, выставление отметок самым активным «рекламодателям».
VI. Урок – практика: Деловая игра «Комплект документации»
(За неделю до этого урока ребятам рекомендуется узнать у своих родителей, бабушек и других родственников рецепты приготовления пирожков, пельменей и мясных котлет).
Ход деловой игры:
Класс делится на 2-3 группы (фирмы). Перед ними ставится задача: «Изготовление пирожков (пельменей или котлет)». Вид продукции определяется жребием.
Каждая «фирма» выбирает:
а) Президента,
б) главного бухгалтера,
в) главного инженера,
г) менеджера,
д) начальника отдела кадров,
е) главного технолога.
Учитель объясняет их обязанности (см. ниже).
Получив соответствующие образцы карт (см. ниже), главный инженер, начальник отдела кадров, менеджер и главный технолог заполняют свои карты. И каждый из них подписывает свой документ.
А) Главный инженер заполняет:
Б) Менеджер заполняет:
В) Начальник отдела кадров заполняет:
Г) Главный технолог заполняет:
3. Заседание Совета фирмы.
Обсуждение документов и принятие их. Главный бухгалтер по принципу «Столько не дам!» вносит свои поправки и утверждает все расходы подписью. Президент расписывается в заключении.
4. Взаимопроверка документации:
– Фирмы обмениваются картами по специальностям.
– Составляют перечень претензий (ошибок). Претензии озвучиваются в виде вопросов типа «А почему у вас в списке нет кастрюль?», «У вас не предусмотрено в карте оборотных средств подсолнечное масло. На чём вы будете жарить котлеты?» и т.п.
– Произносятся взаимные претензии. Если фирма даёт удовлетворительный ответ, то соответствующая претензия, предъявленная им, не засчитывается.
5. Подведение итогов.
Побеждает та фирма, к которой меньше засчитанных претензий. Сотрудники фирмы получают отметки за степень участия в «бизнесе».
VII. Урок – итог
Ход урока.
Защита рефератов.
Темы рефератов предлагаются желающим за месяц. Примерные темы: «Деньги», «Товар», «ОАО Бассоль», «ОАО Минерал – Кнауф» (наши местные предприятия) и т.п.
Подведение итогов и анализ цикла заключительных уроков (I – VI).
Тест «Знаете ли вы экономику?»
Тест проводился на вводном уроке по курсу «Экономическая культура» с целью выяснения первичных экономических знаний учащихся.
Теперь он проводится с 2-мя целями:
– для выставления зачётной оценки,
– для наглядности (в сравнении) того, что учащиеся получили и применяют свои знания на практике.